Галя - аспирантка

Валери Таразо
Галя Баранкова со своим руководителем Тарасовым Валерим В.
весна 2004 г.

Самой последней (27 - ой) аспиранткой у меня была Галя Щербакова (Баранкова). Это последняя, была умеющая работать, аспирантка. Она защищала диссертацию практически в срок. Фактически работа была написана, но оставались только подчистки. Гале повезло, что я уже не мог вмешиватья в процесс доделки диссертации. Если бы я был здоров, то оформление диссертации затянулось бы еще на год. Галя защищалась без меня в конце 2004 года, когда я валялся больной. Отлично Галя! Я знал, что ты прекрасно выдержала этот трудный экзамен.

Я переживал мучительный перод моей жизни. После больницы пациент кинулся  к компбютеру, но не узнавал назначения клавишь. Отвернувшись к стенке, я безвучно плакал, прощаясь с моей любимой "игрушкой".
- Никогда мне не вернуть мои умения в работе на компьютере - думад я. Горечь моих мыслей укреплялось парализацией всей правой стороны. Когда же я научился работать одной левой рукой, начались страшные боли, против которых никто не знал средств. Все называют эти боли "пост инсульным синдромом", а сами боли - фантомными. В действительности из нет, но что-то болит, как болит отрезанная нога. И мне от того что их нет и боли  фантомные - ничуть не легче.

Отличница Галя пришла в аспирантуру в 2001 году, когда и речи не могло быть, чтобы аспирантка где-то работала в днем, пропуская рабочее время аспирантуры. Начиная с 2002 года такая "смешанная" работа аспирантов стала системой. Аспирант говорил, например, что он будет работать в лаборатории по понедельникам и пятницам с 12 до 18 часов. Так старалась работать аспирантка из Вьетнама - Ань, но из этого ничего не вышло - пршлось ее отчислить из аспирантуры. Слез было много пролито, но напрасно!

У Гали Баранковой-Щербаковой тема работы была шикарная: "Дестракция органических примесей в воде при воздействии ультрафиолетового излучения". Нужно ли доказывать актуальность проблемы. Использовать вместо химических реактивов свет - не прекрасно ли!
Большую часть своей работы Галя использовала свет эксимерных ламп. Эксимерные лампы, или газовые лазеры, дают монохроматический свет очень нзкой длины волны - 172 нм. Такое излучение проникает в вод недалеко, но оно "сжигает"
почти все попадающиеся на пути растворенные вещества. Английский журнал "Process Safety and Environmental Protection"(Безопасность процессов и охрана окружающей среды) предоставил свои страницы, чтобы напечатать большую стать, в которой выводу математической модели удедялось много места.

На фотографии я и Галя наблюдем за работой у-образного реактора. Правое колено светится вследствие прохождения эксимерного излучения, обесцвечивая обесцвечивание фиолетового красителя. Галя работала и на других частотах. В частности она изучила распад веществ под действием света с длинами волн 185 и 254 нм. Свет этих длин волн уже глубоко проникае в воду.

Защита проходида без меня. Я не мог еще ходить даже с помощью моей жены - Наташи. Однако защита прошла с большим успехом.