Полёт на спор

Рубцов Владимир Петрович
                Полёт на спор.

   Выполнял я как-то спецрейс из Каражала (городок-рудник, расположенный примерно в двухстах километрах от Караганды в сторону Джезказгана). Летал к зимовкам и развозил продукты питания пастухам. А руководил этой операцией один пожилой, заслуженный человек - аксакал, проживавший на железнодорожной станции Жаны-Арка. Окружающую местность он знал, как и положено аксакалу - на отменно. Загрузились мы в аэропорту Каражала мешками с провизией и полетели по утверждённому заранее маршруту - от точки до точки, в каждой из которых располагались небольшие зимовки с пастухами. А пасут в Казахстане зимой в степях ... полудиких лошадей, которые большими табунами всю зиму пасутся в бескрайних степях, добывая себе пропитание копытами из под снега - траву, благо, её под зиму остаётся довольно много. Ну вот и летим мы от зимовки к зимовке. Аксакал показывает дорогу - от сопки к сопке, от горушки к горушке (Казахский мелкосопочник - помните, наверное, ещё из школьного курса?). Летали так почти весь день. Развезли всю провизию по точкам. На каждой стоянке пастухи пытались нас накормить, да времени было маловато - к вечеру надо было успеть всё доставить адресатам. Успели, облетев за день по большой дуге довольно протяженный маршрут. И получилось так, что из Каражала мы вылетали в сторону востока, а назад будем лететь на север. Удаление от Каражала до последней точки маршрута было равно примерно девяносто километров. Я забрался повыше, чтобы получить возможность настроиться на приводную радиостанцию аэродрома "Каражал" и без каких либо проблем и сильно не напрягаясь - кратчайшим путём прилететь в точку отправления, применив один из способов самолётовождения - полёт на радиостанцию. Ну и только выполнил вышесказанное, как в кабину заходит тот самый аксакал и говорит мне, что я не туда куда надо лечу. "Я - говорит - местность эту хорошо знаю, надо лететь туда!". И показывает рукой под девяносто градусов от нашего курса (на восток), то есть туда, откуда мы только что прилетели. Я ему возразил: "Нет, кратчайший маршрут на Каражал из этой точки на север!". Аксакал категорически не согласился. "Ты - говорит - молодой, местности не знаешь, лети куда я показываю!". Вот такой спор у нас с аксакалом вышел. Я продолжаю следовать на север (выполняю полёт на радиостанцию), а аксакал всё не унимается: "Давай спорить, говорит, что ты не туда летишь, Каражал не там!". Я, наученный когда-то ещё в летном училище, неудачным спором, взял себе впоследствии за правило никогда не спорить, даже если полностью уверен в своей правоте. Поэтому отказался спорить с аксакалом. "Ага - обрадовался аксакал - значит ты не уверен в своей правоте!?!". "Нет - парировал я - я уверен, что прав, но дело в том, что ...!" И я рассказал ему историю о том давнем моём споре. Дело было ещё в лётном училище. Как-то в казарме я услышал по радио мелодию песни "Жизнь, как ты прекрасна". "Какая красивая мелодия" - высказал я своё мнение окружающим. И название как нельзя кстати подходящее - "Жизнь, как ты прекрасна". На что один из курсантов возразил: "А она вовсе не так называется! Она называется - "Удивительная жизнь". И мы прилюдно с ним поспорили на большую и дорогущую в то время плитку шоколада. Я был полностью уверен в своей правоте, так как у меня дома имелась пластинка с этой песней и название она имела именно такое, какое говорил я. Ударили мы по рукам, окружающие разбили и ... через несколько минут мой соперник по спору принёс песенник, в котором было черным по белому написано название песни не в моей редакции, а в его. Вот это да! Ничего не поделаешь - я поплёлся в магазин за шоколадкой. А через несколько месяцев меня отпустили в отпуск на родину. Возвращаясь, я прихватил с собой и ту самую пластинку. По прибытии я показал её всем. Теперь за шоколадкой пришлось бежать уже моему спорщику. Вот поэтому я и взял себе в дальнейшем за правило - никогда не спорить, даже если и полностью уверен в своей правоте. Но на аксакала этот довод не подействовал. "Да ты просто боишься спорить! - не унимался он - А ещё начальник, командир самолёта!". Задело меня это! "Ну, хорошо! - сказал я - давай поспорим, но когда проспоришь, то пенять будешь на себя! А на что спорить будем?" "На бутылку пятизвёздочного коньяка" - предложил аксакал. Хорошо! Ударили по рукам. Летим. Подлетаем к Каражалу, но не с восточной, а с южной стороны. Я позвал в кабину аксакала: "Гляди внимательно, уважаемый, - это что за населённый пункт?". Аксакал от удивления широко открыл и глаза и рот одновременно: "Мать твою ... Каражал!". "Ну, тогда я тебя и твой экипаж приглашаю сегодня вечером в ресторан!" - признал своё поражение аксакал. Вечером в ресторане аксакал преподнёс мне не одну бутылку коньяка, а сразу три. И объяснил это так: "Ты - великий человек, коли смог обмануть старого аксакала. Теперь я тоже не буду ни с кем спорить - буду впредь умнее - ты меня научил! Но всё же - расскажи, в чем твой секрет?!". И я рассказал аксакалу, что на самолёте имеется радиокомпас, а на аэродроме - приводная радиостанция. И, так же, показал ему маршрут нашего полёта по большой дуге. Аксакал же, конечно, тоже знал дорогу назад, но тем путём, которым мы летели. А я же возвратился в пункт вылета по прямой. Вот и весь секрет! "Век живи - век учись!" - сказал на последок аксакал.

                Рубцов В.П.