Тяжёлая судьба тяжёлого танка

Михаил Горелов
    Судьбы танков , порою, напоминают судьбы людей: один воевал, отличился, прославился и занял достойное место на страницах истории, сохранился   в музеях и в качестве памятников самому себе. Другой, хотя и подавал большие надежды,  но не воевал, не участвовал, не состоял, и , всеми забытый, кончил свою жизнь в пламени металлургической печи.  К  последним нужно отнести ИС-4, ныне совершенно позабытый танк.  Из всех серийных танков  ИС  он наименее известен. Даже выпущенный очень маленькой серией ИС-1 , родоначальник серии «Иосиф Сталин» более известен,  т.к. ему довелось повоевать. Заслуженную славу на фронтах Великой Отечественной  Войны обрёл ИС-2.  Это лучший советский тяжёлый танк времён великой Войны. Не менее известен танк ИС-3, тоже созданный во время Войны, правда,  в самом её конце. Вопреки  распространённому мнению, танк ИС-3 в Войне не участвовал,  попросту не успел, хотя на  общем параде союзников в Берлине 7 сентября 1945г., который был посвящён победе над Японией и завершению Второй Мировой войны, он произвёл очень сильное впечатление на наших  западных товарищей по оружию. В дальнейшем, ему довелось поучаствовать в  «шестидневной войне» 1967г. на Ближнем Востоке. Сто танков этого типа были продано Египту.  К сожалению, вся наша техника, поставленная арабам, не сумела проявить себя из-за беспечности и неопытности арабов и умелых действий евреев, сумевших осуществить блестящий  блиц-криг.
  ИС-4, тем  более, на Войну не поспел, хотя, справедливости ради  надо сказать, что его прототип начали создавать раньше прототипа ИС-3 в КБ Челябинского Кировского завода .  Именно  в Челябинск, после эвакуации из Ленинграда переместился центр советского тяжёлого танкостроения. Предварительные работы начались ещё в июле 1943г т. е. после Курской битвы.  Руководили проектом сначала Троянов, а позже- Балжи. Танк создавался под  названием  «объект К», позднее ему присвоили индекс «объект 701». ИС-3 имел более поздний  заводской индекс « объект  703». Поясним, что опытным образцам танков у нас принято присваивать трёхзначный индекс, где первая цифра означает КБ, выпустивший образец.  Цифра 7 досталась  Челябинскому Кировскому заводу , вернее, его КБ(с началом Войны большая часть Ленинградского Кировского завода  была эвакуирована в Челябинск, у ленинградского КБ была цифра 2). В дальнейшем «семёрка» по наследству досталась Челябинскому тракторному заводу. К примеру, «объект  770». Это опытный танк , разработка ЧТЗ 1957г. Кстати, пожалуй,  именно эта машина –лучший советский тяжёлый танк.
  Вопреки расхожему мнению , ИС-4 не является модификацией ИС-3. Это - самостоятельная разработка, хотя обе машины имеют много общего,  и построены на основе более раннего ИС-2.  В марте 1944г проект нового танка был представлен в ГАБТУ, и уже 8 апреля завод получил задание на изготовление опытных образцов. Завод быстро выполнил задание.  Сначала было изготовлено три образца  с разными пушками  и некоторыми другими отличиями. Специально для этого танка  в  артиллерийском КБ под руководством Грабина было разработаны  три пушки  одинаковой конструкции, но разных калибров: 85мм, 100мм, 122мм. Были построены опытные образцы и с серийной пушкой Д-25Т. Всего было построено шесть опытных машин. Испытания шли  без особой спешки. Война шла к концу и было ясно , что новая машина  вряд ли успеет принять в ней участие. Испытания образца  с новой 122мм пушкой  С-34-2 показали, что новинка по своим показателям почти не превосходит неплохую , проверенную Д-25Т, поэтому прототипом нового танка стал образец  701-6 с пушкой Д-25Т.  Решение о  серийном выпуске было принято  ещё в апреле 1945г., но тогда уже приступили к выпуску ИС-3 и конвейер попросту был занят. В 1946 выпуск ИС-3, не самого удачного танка, был прекращён. На конвейёр поставили ИС-4. Его выпуск  тоже длился недолго. По некоторым данным, последнюю машину приняли накануне Нового 1949 года. В отличие от нынешней новогодней декады беспробудной пьянки (спасибо за неё Жириновскому!), тогда  1 января только второй раз было нерабочим днём, Зато не работали 21-го, в День Памяти В.И.Ленина. Поминали Ильича и жертв «Кровавого воскресения», а вот 9 мая, тогда было рабочим днём, аж до 1965 года.
   Всего было построено  219 машин. Немного. Если учесть, что тираж некоторых наших танков измерялся тысячами и  десятками  тысяч машин, эта цифра не впечатляет. Не довелось ИС-4 повоевать, да и служить ему пришлось недолго.  Потом про него и вовсе забыли, уж слишком неприметный след оставил он  в истории наших танков. Не каждый танкист слышал про него. Между тем, этот танк- рекордсмен! Это самый тяжёлый серийный танк, из всех, когда -либо выпускавшихся  в нашей стране. Да и в мировом танкостроении  найдётся  не так уж много машин, превосходящих его по этому показателю.  Боевой вес ИС-4 составлял 60 тонн.
    В последнее время , в ответ на возросшую эффективность противотанковых средств, наметилась тенденция   повышения защищённости танков и, как следствие, увеличения их боевого веса. Уже несколько последних модификаций зарубежных современных основных  танков достигли  рубежа  в 60 тонн веса и даже превысили его. Тогда, в пятидесятых годах прошлого века, только два ранее производившихся  серийных танка в мире превосходили ИС-4 по боевому весу. Это, наверняка Вам известный,  немецкий «Королевский тигр» ( вес 68т), и танк, о котором  Вы вряд ли  слышали, французский 2С ( 74т.). Кстати, последний, хотя и был выпущен сразу после Первой Мировой войны,  до сих пор остаётся самым тяжёлым серийным танком, если не считать , конечно, английскую «Черепаху» А39 (вес 80т.), которую называли « штурмовым танком» , но фактически являвшуюся  САУ.  Тираж 2С составил всего 10штук («черепах» выпустили и того меньше-5 штук), они , словно корабли, даже имели  собственные имена – в честь различных провинций Франции. Эти танки формально  участвовали во Второй Мировой войне, но как и вся Франция, славы не снискали. Они были уничтожены экипажами, ввиду угрозы захвата противником. Один, относительно целый танк, достался немцам, и  попал на выставку трофеев. 
      Несколько опытных танков  имели больший вес, чем ИС-4. Наши ИС-7 ( об этой интересной машине расскажу в одном из следующих рассказов) и КВ-3. Среди немецких- это знаменитый  «Маус», самый тяжёлый танк в мире(188тонн), и танк К (150т), построенный  ещё в Первую Мировую войну!
   ИС-4 имел классическую компоновку. Экипаж из четырёх человек. Мощное бронирование: лоб корпуса до 160мм и лоб башни 250мм , было рекордным для наших танков. По своим габаритам (длина корпуса 6,6м и высота 2,48м) танк не превосходил своего предшественника ИС-3.  Немногим отличалось вооружение; вместо пулемёта среднего калибра с пушкой  был спарен 12,7мм пулемёт ДШКМ, такого же типа,  как  и зенитный на башне танка.  Такая унификация применялась  и на следующих наших тяжёлых танках Т-10. Отказ от пулемётов винтовочного калибра привёл к унификации  стрелкового  боекомплекта и позволял экономить боекомплект орудия при борьбе с небронированными и легкобронированными целями. Боекомплект орудия увеличился на два выстрела. Его состав : 12 бронебойных и 18 осколочно-фугасных снарядов.  В ходовой части было по семь опорных катков на борт, на один больше, чем у ИС-3.
   Большой вес  и габариты создали для ИС-4 определённые проблемы. Осложнялась переправа через реки.  Очень мало автомобильных мостов могли выдержать такую тяжёлую машину, а  изобретённый немцами шноркель- устройство  для вождения танков под водой у нас ещё не был освоен.  Танк с трудом размещался на железнодорожной платформе.  Зазор между его гусеницами и краями платформы не превышал 1см! Та же беда была у немецкого «Тигра». Его ширина по гусеницам на 10 см. превышала габарит платформы. Перед перевозкой по железной дороге танк приходилось «переобувать» в специальные узкие гусеницы( они же использовались при движении по шоссе). Понятно, что эта хлопотливая операция не вызывала энтузиазма у  немецких танкистов! Но главной бедой нового танка, как и на КВ-1 стала малонадёжная трансмиссия. Созданная с применением некоторых новых технических решений, она оказалась «сырой», недоведённой. Сейчас планетарная (с гидросервоуправлением) трансмиссия - дело обычное. Она стоит на всех современных танках: Т-64. Т-72, Т-80. Тогда на ИС-4 она оказалась преждевременной.   Не совсем удачным решением было применение на танке сильно форсированного варианта  двигателя  В-2. За счёт неотключаемого турбонаддува,  удалось повысить мощность дизеля В-12 в полтора раза, до 750л.с., что обеспечивало танку приличную скорость до 43 км  в час, но за это пришлось заплатить некоторым снижением  моторесурса двигателя, к тому же этот вполне удачный двигатель был ещё сыроват, недоведён. Двигатель с турбонаддувом при работе издаёт характерный присвистывающий звук. На ИС-4 к нему примешивался звук двух больших вентиляторов , установленных над двигателем для его охлаждения ( их защитные решётки хорошо заметны на виде танка сверху). Танк получился очень шумным. Его было слышно за несколько километров.  В те годы  у нас не принято было считать деньги, а ИС-4 получился очень дорогим Если его предшественник, ИС-3, стоил 360 тысяч рублей( этот танк оказался «сыроватым», и  вскоре  после выпуска все машины прошли модернизацию по программе  УКН—устранение конструктивных недостатков, и стоимость танка  возросла ещё на 260 тысяч),  новейший средний танк Т-54 стоил примерно столько же,  то ИС-4 стоил без малого миллион, точнее 994 тысячи! Почти все ИС-4 были отправлены на Дальний Восток в строевые части. Увы, их служба оказалась недолгой. Его недостатки привели к тому , что все танки  этого типа вскоре были отправлены в резерв, а позднее- списаны. Несколько башен со списанных танков были использованы  в полевых укреплениях. На этом короткая история самого тяжёлого советского танка  закончилась. Один из сохранившихся экземпляров хранится в танковом музее в Кубинке, другой – в качестве памятника в одном дальневосточном посёлке.
   Могучий танк, а вид у него был очень грозный, устрашающий, тихо и незаметно канул в лету.