Китайский опыт

Владимир Спасибо
Александр Ивантер в интервью (Лакуны бизнеса и фобии власти. / Эксперт» №44(585), 26 ноября 2007) утверждал, что чтобы построить современный качественный самолет, восстановить на новой основе качественное станкостроение, развивать инфраструктуру, требуется вмешательство государства. Бизнес, даже крупный, в одиночку такие задачи решать не будет.
«…Должна быть государственная программа восстановления проектного дела. Потом уже бизнес может купить какие-то готовые куски этой системы. Но с нуля ничего он создавать не будет. У власти есть возможность наладить цепочку между сохранившимися исследовательскими организациями, вузами. Это принципиальная вещь для ускорения нашего индустриального развития».
Высказываются и другие соображения по поводу ускорения нашего развития. Например, государство должно стимулировать бизнес повышать уровень зарплаты (хотя многие эксперты полагают, что именно превышение темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда снижают и так низкую конкурентоспособность нашей продукции).
Но тезис о государственном доминировании в восстановлении проектного дела требует особого внимания.
Любопытен и поучителен в этом плане опыт Китая, который, как полагают люди знающие, подошел к порогу инновационной стадии развития экономики.
Китайские фирмы активно инвестируют средства в развитие современных технологических процессов и широкомасштабное производство. Они способствуют созданию постоянно растущего резерва китайских инженеров и научных сотрудников с высшим образованием. Они стремятся заблаговременно начать создавать собственные фабричные марки и устанавливать международные торговые каналы. Разворачивают производство на иностранных предприятиях.
В 2006 г. Китай по затратам на науку и исследования (НИОКР) уже опередил Японию ($136 млрд. против $130 млрд.), выйдя по этому показателю на второе место в мире (после США). 67% китайских затрат на НИОКР приходится на бизнес. В Японии и Южной Корее этот показатель составляет 75%, США – 64%, Евросоюзе – 55%.
В 2005 г. Китай потратил на НИОКР 1,34% ВВП. Предполагается, что в ближайшие 5 лет будет превышен средний уровень стран ЕС (1,84%).
Государство ставит задачу добиться высокого уровня подготовки кадров, профессионализма и локальной научной деятельности, которая имела бы более специализированную отраслевую направленность.
По состоянию на конец марта 2007 г. золотовалютный запас КНР составил $1,2 трлн., увеличившись за I квартал на $135,7 млрд. В 2005 г. экспортный объем продукции машиностроения и электроники Китая в целом составил $775 млрд., с приростом на 25 процентов. Экспорт превысил 400 млрд. долл.
С 2001 г., когда Китай вступил в ВТО, зарубежные компании инвестировали в китайские предприятия около $630 млрд. Значительная часть источников поступления прямых иностранных инвестиций приходится на инвестиции из Гонконга, Макао и Тайваня, меньшую долю занимают инвесторы из США, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Франции и Германии.
Область новых высоких технологий - приоритетное направление использования иностранных инвестиций. Китайское правительство приветствует инвестиционные проекты, которые предоставляют передовые технологии. Поощряет иностранных инвесторов создавать научно-исследовательские центры.
По китайскому законодательству иностранные компании, участвующие в реализации государственного заказа на территории Китая, должны:
а) являться  субподрядчиком местных (китайских)  производителей
б) предоставлять подрядчику (китайской стороне) ноу-хау.
Массовая перекачка технологии усилилась многократно вместе с ростом числа совместных предприятий с иностранными  фирмами. Кроме этого, все чаще стали покупаться зарубежные фирмы исключительно ради их ноу-хау.
Объем инвестиций в развитие высоких технологий в Китае  в 2005 г. увеличился на 17% - до $87 млрд. Причиной роста инвестиций стало увеличение внутреннего спроса на продукты высоких технологий - на 19%  (без учета Гонконга).
На долю китайского рынка в 2005 г. приходилось 33% всех капиталовложений в информационные технологии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегментами рынка продуктов и услуг, на котором наблюдался наибольший рост в 2005 г., стал рынок интеллектуальных карманных устройств (smart handheld devices), ИТ-планирования и ИТ-услуг, обучение информационным технологиям и соответствующие курсы, прикладное программное обеспечение и системное программное обеспечение. 
С примерно 380 млн. пользователей Китай является самым большим рынком карманных компьютеров.
Китайская образовательная и исследовательская сеть CERNET2 (China Education and Research Network) объединила 35 университетов в 30 городах, став крупнейшей в мире в своем классе. Скорость в новой сети достигает 40 ГБ/с, что в 4-20 раз больше среднего показателя для существующих сетей в мире. Причем  оборудование для сети было произведено в КНР уже национальными компаниями Huawei Technologies и Tsinghua Bit-Way.
На рынке производителей персональных компьютеров в  Китае также лидируют национальные компании. Lenovo Group принадлежит 34,5% объема продаж, а с учетом приобретенного бизнеса IBM доля компании на рынке составляет 40%. Второе и третье места занимают "Founder" с долей в 10,4%, и "Tongfang", который располагает 6,2% рынка. И только четвертое и пятое места принадлежат иностранным производителям - американский “Dell”,- 5,8% и "HP",- 3,2%.
Планируется, что к 2010 году страна станет ведущим экспортером аппаратного обеспечения, а также будет мировым лидером по предложению услуг аутсорсинга и разработки приложений. По применению информационных технологий в различных областях жизни общества, китайцы планируют в самое ближайшее время выйти на уровень развитых стран мира.
Развитие внутреннего спроса стало главным приоритетом для предприятий и для правительства КНР, еще недавно отдававшим приоритет внешнему рынку.
Крупные китайские компании вовремя рассмотрели опасность превращения в громоздкие конгломераты. Их дальнейшее развитие как международных конкурентов пошло по пути смещения от беспорядочной диверсификации к более интегрированной корпоративной стратегии. Каждая группа определила для себя ограниченное поле деятельности, связанное с технологией, посредниками и потребителями, в рамках которого она стремится к мировому лидерству.
Распределение предприятий по сферам деятельности позволило компаниям сосредоточить ресурсы на совершенствовании технологии, обеспечении известности товарных марок, повышении профессионализма и укреплении зарубежных посреднических связей. Все эти шаги были необходимы для обеспечения перехода от конкуренции, базирующейся на ценовой политике, к методам, основанным на преимуществах инновационного процесса и разнообразия.
Вплоть до конца 80-х годов экономика Китая получала выгоду от существования конгломератов. Они во многом мобилизовали ресурсы, брали на  себя риск и направляли деятельность отраслей. Однако их слабая конкуренция между собой не способствовала динамизму национальной экономики.
Для того чтобы активизировать быстрое движение вперед, Пекин еще в 90-х годах  принял ряд мер, изменивших роль групп в экономике, сделав её менее определяющей. Появление независимых компаний, имеющих более строгую специализацию, способствовало развитию  инновационного процесса и усилило рост конкурентоспособности. Появление большого количества источников инициативы, потенциальных потребителей, новых товаров и услуг - оказало благотворное действие на развитие экономики.
Китайская экономика не развивается теперь с помощью государственных фирм и не пользуется покровительством монополий. Китайское правительство преодолело тенденцию концентрироваться на кратковременной "неэффективности" внутренней конкуренции и не упустило из виду ее фундаментальное прогрессивное значение.
С принятием в 2005 году «Закона КНР об антимонопольной деятельности» были реализованы ряд мер против злоупотреблений в ценообразовании и устранении  барьеров, стоящих на пути открытой конкуренции. Законом была предотвращена чрезмерная концентрация промышленности и запрещены объединения, сосредоточивающие производства одной отрасли в одной или двух фирмах.
До недавнего времени правительству было свойственно прямое вмешательство в деятельность частных предприятий, широкое распространение протекционизма, акцент на начальных стадиях производства и направление капитала в соответствии с правительственными решениями. Сейчас его роль - обеспечение ресурсами для развития и созданию наиболее благоприятной среды для конкуренции.
На смену прямого администрирования пришли средообразующая и информирующая функции, стимулирование инвестиций, подъем наиболее передовых и высокоспециализированных производств, деконцентрация экономических мощностей, развитие университетов и исследовательских институтов, поддержка конкуренции.
В 1980-1990-е гг. Китай отказался от попыток выравнивания уровней развития регионов, перейдя к приоритетному финансированию экономики наиболее развитого региона – Востока. Была также использована стратегия точечного привлечения иностранного капитала. Созданы порядка 60 специальных экономических зон в приморских районах, которые стимулировали приток зарубежных капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции сыграли роль катализатора экспортного производства и послужили источником новых знаний. Начала быстро развиваться внешняя торговля, имеющая большое положительное сальдо. Благодаря этому формируются государственные валютные резервы.
В 2000-е гг. стратегия меняется с концепции сфокусированного развития на создание равных условий конкуренции во всех регионах страны. Происходит корректировка экономической стратегии: сохраняя внешние факторы развития в качестве важнейших источников поддержания экономического роста, правительство обратило внимание на расширение внутреннего спроса. Были изменены приоритеты финансирования. Значительные бюджетные средства теперь направляются в те регионы страны, где пока нет условий для эффективного функционирования частного капитала.
У китайских компаний при работе на глобальных рынках есть как минимум два преимущества. В первую очередь это огромный внутренний рынок. В процессе достижения успеха на этом рынке компании оттачивают эффективную бизнес-модель, а добившись успеха – обеспечивают себе финансовую стабильность. Второе преимущество состоит в том, что китайские компании могут использовать недорогую рабочую силу, увеличивая тем самым производственную эффективность.
Среди отраслей мировой экономики, в которых наиболее вероятно появление китайских компаний, обычно называются сталелитейная промышленность, автомобилестроение, логистика, компьютеры, бытовая электроника и электроприборы, телекоммуникационное оборудование, текстильная промышленность и потребительские товары. Значительные выгоды могут получить не только китайские компании, но и их зарубежные партнеры, с которыми они будут формировать альянсы с целью завоевания лидерства на глобальном рынке.
Китайские компании, рассматривающие возможность выхода на международные рынки, обычно сталкиваются с двумя главными проблемами – недостатком квалифицированных кадров и слабостью торговых марок. Поэтому слияния и приобретения, а также стратегическое сотрудничество с зарубежными компаниями, несмотря на серьезные интеграционные проблемы, рассматриваются как основные способы международной экспансии. Так, многие эксперты считают, что Lenovo купила бизнес персональных компьютеров у IBM не ради самого бизнеса, а ради системы управления.
Современное сочетание технологий, демографических тенденций, повышения качества образования, изменения регулирующих норм и развития новых бизнес-моделей привело к формированию глобальной платформы для работы, позволяющей все активнее перемещать бизнес туда, где его можно вести наиболее эффективно при обеспечении максимально высокого качества.
Словом, в Китае государство не создает, и не поддерживает специально проектные организации. Они являются либо частью бизнес-структур, либо существуют в технологических парках, количество которых непрерывно растет.