Конкурентность и естественные монополии

Владимир Спасибо
В середине XX века в большинстве других европейских стран существовала государственная монополия на производство и передачу электроэнергии, что сопровождалось обязательным государственным регулированием покупки, продажи и передачи электрической энергии и запретом на участие в них негосударственных организаций. Ввиду отсутствия конкуренции и, как правило, наличия региональной монополии на поставку электрической энергии существовал значительный разброс цен на электроэнергию в разных регионах.
Актуальной стала необходимость повышения эффективности функционирования энергетических объектов; уменьшения нагрузки на расходную часть государственных бюджетов; привлечения дополнительных инвестиций в отрасль; достижения оптимального баланса между объемом производства и спросом на электроэнергию; уменьшения региональных различий цен на электроэнергию, предоставляемую конечным потребителям.
Скажем, в Великобритании в 1947 году электроэнергетическая отрасль была национализирована. Было образовано Центральное электроэнергетическое управление, в функции которого входил контроль над производством, передачей, диспетчеризацией и сбытом электрической энергии. В него входила большая часть генерирующих мощностей Великобритании, национальные магистральные электрические сети, две вертикально интегрированные компании в Шотландии и одна в Северной Ирландии.
ЦЭУ продавало электроэнергию двенадцати региональным электроэнергетическим управлениям по утверждаемому государством оптовому тарифу. Региональные электроэнергетические управления поставляли электрическую энергию конечным потребителям по утверждаемым государством тарифам через свои распределительные сети.
Объем полномочий правительства в отрасли расширился с принятием Закона об электроэнергетике в 1957 г. Был создан Энергетический Совет, который состоял из трех представителей ЦЭУ, двенадцати председателей региональных электроэнергетических управлений и шести независимых членов, назначаемых министром топлива и энергетики.
Правительство, стремясь поддержать угольную промышленность, обязало предприятия коммунального хозяйства непрерывно закупать определенное количество отечественного угля по установленным правительством ценам. Ввиду того, что энергетическим предприятиям приходилось покупать уголь по ценам выше мировых, тарифы на электроэнергию стали самыми высокими в Европе, а угольная промышленность оказалась зависимой от электроэнергетики.
Другой целью правительства было развитие атомной энергетики, которая считалась экономически выгодной и надежной. Однако в 60-70 гг. в Великобритании совокупные затраты на производство атомной энергии значительно превышали уровень подобных затрат других генераторов.
В начале 1988 года в Великобритании был опубликован Правительственный план приватизации электроэнергетического сектора, согласно которому намечалось разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности на отдельные компании; ликвидация вертикальной интеграции; либерализация генерации; реформирование региональной структуры распределения электроэнергии и розничного энергоснабжения; поэтапная либерализация розничного энергоснабжения.
В 1989 году был принят новый Закон об электроэнергетике, положивший начало реструктуризации государственной монополии.
Предусматривалось отделение передачи и диспетчеризации электроэнергии, которые оставались естественно монопольными секторами в электроэнергетике, от производства и сбыта, которые рассматривались как конкурентные сектора.
Центральное электроэнергетическое управление было разделено на четыре компании, три из которых стали независимыми генерирующими компаниями и перешли в частную собственность.
Национальная сетевая компания оставалась первоначально в государственной собственности.
12 региональных электроэнергетических управлений были преобразованы в 12 региональных электроэнергетических компаний, ответственных за сбыт и распределительные сети.
Производителей должны были продавать электроэнергию через централизованный аукцион, определяющий цены и объемы поставки электроэнергии от отдельных продавцов на следующие сутки.
Региональные электроэнергетические компании должны были покупать электроэнергию на аукционе и распределять ее конечным потребителям.
Две независимые генерирующие компании (National Power и PowerGen) должны были продавать свою электроэнергию на национальном оптовом энергетическом аукционе (пуле). Остальные могли продавать свою электроэнергию по двусторонним контрактам сбытовым компаниям по договорным ценам.
Служба по регулированию электроэнергетики не имела права устанавливать цены на энергетическом пуле. Однако она оказывала значительное влияние на компании National Power и PowerGen, поскольку имела полномочия уведомлять Комиссию по монополиям и слияниям о фактах монополистического поведения на рынке.
В декабре 1993 года резкий скачок цен на электроэнергию заставил Службу по регулированию электроэнергетики принять меры по снижению монополистической концентрации на оптовом рынке электроэнергии. Правительство выдвинуло требования к компаниям National Power и PowerGen продать 6000 МВт своих генерирующих мощностей, что составляло 15% от совокупных генерирующих мощностей обеих компаний и 9% от общих генерирующих мощностей Великобритании. Если в 1990 г. на National Power, PowerGen и Nuclear Electric приходилось 90% всей генерации в Великобритании, то к 2000 году доля этих компаний снизилась до 49%.
После приватизации правительство сохранило за собой контроль в отрасли через использование "золотой акции", дающей решающий голос государству на собрании акционеров в обеих генерирующих компаниях и во всех двенадцати региональных электроэнергетических компаниях.
Все высоковольтные линии электропередачи Англии и Уэльса были переданы в собственность Национальной сетевой компании, в ведении которой находится передача электроэнергии по магистральным сетям, остающаяся естественной монополией. Кроме того, Национальная сетевая компания осуществляет оперативно диспетчерское управление, разрабатывает стратегию развития высоковольтных линий электропередачи в коммерческом и технологическом аспекте, способствует развитию рынка электроэнергетического оборудования и технологий.
Национальная сетевая компания является полностью частной акционерной компанией. Физическим лицам, связанным с генерирующими и распределительными компаниями, запрещается участвовать в управлении Национальной сетевой компанией.
Национальная сетевая компания имеет в собственности линии электропередачи общей протяженностью около 7 тыс.км и подземные кабели длиной 650 км в Англии и Уэльсе, а также около 300 подстанций 400 и 275 кВт/ч. Компании принадлежат также межсистемные электрические сети с Шотландией и Францией.
Основные фонды компании оцениваются в сумму порядка 5,8 млрд. фунтов стерлингов. Единственным источником финансирования является тариф на передачу электроэнергии.
До принятия Нового порядка торговли электроэнергией для регулирования услуг по передаче при расчете данного тарифа использовался метод ценовых ограничений. Этот метод состоял в периодическом пересмотре цен и тарифов при изменении уровня инфляции, определяемого на основе индекса розничных цен, за минусом ожидаемых доходов от производства.
Первоначально Национальная сетевая компания владела двумя гидроаккумулирующими электростанциями, переданными ей для регулирования режимов работы в рамках диспетчеризации электроэнергии. Однако в 1995 году Служба по регулированию электроэнергетики обязала продать две ГАЭС с целью исключения любой возможности для Национальной сетевой компании как оператора рынка воздействовать на формирование цен на энергетическом пуле.
Услуги ГАЭС по регулированию баланса энергосистемы покупаются Национальной сетевой компанией на договорной основе.
Основным документом, определяющим правила подключения к высоковольтным сетям, является Сетевой кодекс, обязательный для исполнения всеми субъектами рынка электроэнергии.
Национальная сетевая компания и ее дочерние фирмы были наняты энергетическим пулом Англии и Уэльса для управления торговой деятельностью пула и для ведения расчетов между его участниками.
После реструктуризации распределительным компаниям было разрешено приобретать генерирующие мощности, но с ограничением. Объем электроэнергии, вырабатываемой региональными электроэнергетическими компаниями, не должен превышать 15% от совокупного объема продаж электроэнергии. Основная цель подобного ограничения - содействовать повышению конкуренции в секторе производства электроэнергии.
Открытие конкурентного розничного рынка электроэнергии осуществлялось поэтапно. С первых дней функционирования энергетического пула крупным потребителям электрической энергии с присоединенной мощностью более 1 МВт было разрешено самим выбирать продавцов электроэнергии. С апреля 1994 года на рынок электроэнергии были допущены потребители с присоединенной мощностью от 100 кВт до 1 МВт. С сентября 1998 года конкуренция была введена для потребителей с присоединенной мощностью до 100 кВт.
Потребители электроэнергии, допущенные к работе оптового рынка, могли покупать электрическую энергию либо самостоятельно, став участником пула, либо через одну из сбытовых компаний. В рамках пула происходило формирование цены на каждые полчаса предстоящих суток на основе конкурентного механизма отбора наиболее дешевых предложений на поставку электрической энергии.
Системный оператор (подразделение Национальной сетевой компании) прогнозировал спрос на каждый получасовой отрезок. За сутки до этого генерирующие компании вносили заявки на те объемы электроэнергии, которые они собирались поставлять по определенной цене и на определенный период времени с разбивкой по каждому получасовому отрезку.
Системный оператор ранжировал заявки по ценовой шкале, от самой дешевой до самой дорогой, а также подсчитывал минимальные объемы генерирующих мощностей, необходимых для удовлетворения спрогнозированного спроса, и составлял диспетчерские графики работы электростанций. В процессе работы в реальном времени оператором отбирались ценовые предложения на поставку электроэнергии, начиная с самых дешевых заявок.
Закупочной ценой пула для всех поставщиков являлась самая высокая цена, предлагаемая последней генерирующей компанией для удовлетворения последней единицы спроса. При формировании цены электроэнергии, продаваемой из пула, помимо закупочной цены пула дополнительно учитывались затраты, связанные с ограничением пропускной способности сети, а также оплата дополнительных услуг, оказываемых субъектам рынка, в том числе: поддержание системного резерва, регулирование частоты и напряжения, обеспечение возможности восстановления энергосистемы после аварийных ситуаций.
В целях управления рисками, возникающими в ходе функционирования энергетического пула, для покупателей электроэнергии (сбытовых компаний и конечных потребителей) существовала возможность заключения двусторонних финансовых контрактов с поставщиками электроэнергии, которые фиксировали на определенный период времени цену поставки. Фактически, до 85% от общего объема поставки электрической энергии осуществлялось по таким договорам, и только 15% по ценам спотового рынка (пула).
Закон о предприятиях общего пользования (2000 г.) обеспечил принятие нового порядка торговли электроэнергией, отменявшего практику единого ценообразования, в рамках которой производители, чьи заявки были приняты, обслуживались по максимальной цене предложения за определенный период времени. Это давало стимул крупным производителям предоставлять завышенную цену в своих заявках, что приводило к установлению равновесных цен преимущественно на основании заявок генерирующих компаний.
Основным инструментом регулирования в электроэнергетике Англии и Уэльса является лицензирование деятельности по генерации, передаче, диспетчеризации и сбыту электроэнергии. В некоторых случаях возможна отмена лицензирования на основании специального освобождения от получения лицензии.
Лицензия содержит условия деятельности лицензиата, содержание его прав и обязанностей, территорию деятельности, категории возможных потребителей электричества (услуг) и ряд других положений. Права владельцев лицензии включают право на приобретение земли, водопользование.
Лицензии на монопольные виды деятельности (услуги по передаче и распределению электроэнергии) включает схему регулирования ценовых условий деятельности лицензиатов. Ценовое регулирование осуществляется путем фиксации формулы и параметров для расчета среднего уровня тарифов.
В Швеции производство электрической энергии осуществляют несколько генерирующих компаний. 50% рынка генерации принадлежит государственной компании Vattеnfall. На компанию Sydkraft приходится 20% рынка, и еще 15%занимает Stockholm Energi Gullspang. На оставшейся части рынка присутствует 250 компаний, которые связаны с местными сбытовыми компаниями.
Передачу электроэнергии осуществляет государственная электросетевая компания Svenska Kraftnat.
Закон об электроэнергии 1996 г. устанавливает принципы работы энергопредприятий и организаций, осуществляющих торговлю электроэнергией, а также создает условия для безопасной и надежной поставки электроэнергии.
В законе оговаривается порядок выдачи и получения лицензий на осуществление деятельности, связанной со строительством и эксплуатацией электроэнергетических объектов. Кроме того, предусмотрены определенные требования относительно порядка проведения строительных и восстановительных работ, влияния строительства новых линий электропередач на окружающую среду.
Первоначально потребители получили право выбора поставщика электрической энергии при условии установки более сложных и дорогих счетчиков, которые обеспечивали почасовые замеры. Затем с 1 ноября 1999 года было отменено требование об обязательном почасовом учете (для небольших потребителей расчеты ведутся по характерному графику потребления), что обеспечило доступ на рынок всех потребителей.
Сетевая компания не имеет права осуществлять производство и продажу электроэнергии, за исключением следующих случаев: если это необходимо для компенсации потерь в сетях; в аварийных ситуациях с использованием мобильных передвижных резервных электростанций.
Закон предусматривает особые условия поставки и передачи электроэнергии потребителям-физическим лицам, использующим электроэнергию для личного потребления. Для защиты таких потребителей, в частности, предусмотрены специальные положения, исключающие необоснованное отключение их от сети, закрепляющие порядок оплаты электроэнергии.
В Дании Закон о поставках электроэнергии был принят в 1999 году.
Ключевой нормой Закона является закрепление права любого лица на получение электроэнергии за плату, включая право выбора соответствующего поставщика.
Доступ на рынок первоначально получили только крупные производители и потребители электрической энергии (с объемом производства/потребления свыше 100 МВтч). В 2000 году минимальный объем производимой или потребляемой электроэнергии для разрешения доступа на рынок снизился до 10 МВтч.
Датский рынок электрической энергии представлен производителями электроэнергии, региональными поставщиками и конечными потребителями. Передачей электроэнергии в стране занимаются две компании: Eltra в западной области, Elkraft в восточной.
В соответствии с Законом о поставке электроэнергии владельцы и операторы сетей осуществляют свою деятельность на бесприбыльной основе. Им запрещено совмещать свои функции с деятельностью по производству и продаже электроэнергии, за исключением установленных Законом случаев.
Закон об электроснабжении Дании предусматривает лицензирование  производства электрической энергии для предприятий с присоединенной мощностью свыше 25000 кВА.
Для получения лицензии заявитель должен подтвердить свою техническую готовность и финансовую состоятельность.
Лицензируется деятельность по эксплуатации электроэнергетических сетей и передаче электрической энергии.
Заявитель должен подтвердить свою способность поддерживать сети в надлежащем состоянии и развивать их; обеспечить подключение производителей электроэнергии и конечных потребителей на недискриминационной основе; обеспечить учет объемов передаваемой по сетям электроэнергии. Лицензия выдается сроком на 20 лет.
В законе большое внимание уделено охране окружающей среды. Среди условий выдачи лицензии подчеркивается  необходимость соблюдения экологических нормативов, поощряется использование экологически чистых источников энергии. Поставщики электроэнергии обязаны покупать определенные объемы электроэнергии у компаний, занимающихся ее производством из нетрадиционных источников. На производство электроэнергии из нетрадиционных источников необходимо приобретение специальных сертификатов, условия и порядок выдачи которых определяются Министром окружающей среды и энергетики Дании.
В Дании введен приоритет государства на покупку долей и пакетов акций в компаниях, являющихся владельцами сетей, и предприятий, предоставляющих услуги по диспетчерскому управлению. Сетевое или диспетчерское предприятие до направления предложения о покупке имущества частным лицам обязано предложить выкупить выставляемое на продажу имущество государству.
В Дании основную роль в регулировании электроэнергетики играет Министр окружающей среды и энергетики. Министр назначает двух членов совета директоров диспетчерской компании, отвечающей за поддержание баланса в энергосистеме. Министр окружающей среды и энергетики формирует Палату энергетического надзора. Палата осуществляет функции контроля финансового состояния электроэнергетических компаний, формирования доходной и расходной части бюджетов организаций, оказывающих диспетчерские услуги в электроэнергетике. Важным полномочием Палаты энергетического надзора Дании является утверждение тарифов на поставку электроэнергии.
И еще один орган, имеющий полномочия по регулированию электроэнергетики - Палата рассмотрения жалоб. Этот орган исполнительной власти принимает к своему рассмотрению жалобы на решения Министра и Палаты энергетического надзора. Обращение с жалобой в Палату является обязательной досудебной процедурой при возникновении споров в электроэнергетике.
Закон об энергетическом рынке в Финляндии был введен в действие в 1996 г. Первоначально участниками рынка стали производители электрической энергии мощностью свыше 500 кВт. В полной мере формирование рынка было завершено в ноябре 1999 года, когда на рынок были допущены мелкие потребители, не ведущие почасовой учет.
Рынок электроэнергии в Финляндии представлен 120 производителями электроэнергии, которым принадлежит около 400 электростанций. При этом на две крупнейшие генерирующие компании приходится более 50% производимой в стране электроэнергии.
Генерирующие компании заключают договоры о поставке электроэнергии с оптовыми продавцами, которые в свою очередь поставляют ее либо крупным промышленным потребителям, либо розничным продавцам.
Передача электроэнергии осуществляется компанией Fingrid, оператором национальной энергосети, 10 операторами региональных энергосетей и более чем 100 распределительными компаниями.
Основным органом, осуществляющим общий надзор за правильным применением Закона "О рынке электроэнергии", является Министерство торговли и промышленности. В случаях неисполнения закона Министерство может указать субъекту на нарушения, обязать их исправить, наложить штраф на виновное лицо. В компетенцию данного органа также входит: контроль строительства новых электростанций, переход электростанций на иной вид топлива, регулирование условий импорта и экспорта электрической энергии, выдача лицензий на определенные виды деятельности в электроэнергетике.
Министерству торговли и промышленности подчиняется Управление энергетического рынка. Этот исполнительный орган осуществляет надзор за установлением недискриминационных и "разумных" цен по передаче и распределению электрической энергии сетевыми компаниями. Такой надзор осуществляется не постоянно, а лишь тогда, когда поставщик или потребитель электрической энергии обращается в суд с заявлением о соответствующем нарушении сетевой компанией правил ценообразования.
В Норвегии до начала реформ производство, передачу и распределение электроэнергии осуществляло государственное предприятие Statkraft (естественный монополист в масштабах государства), которое являлось частью Министерства водных ресурсов и энергетики.
Тарифы на электроэнергию устанавливало государство на срок до десяти лет, что не позволяло учитывать в тарифе темпы инфляции и другие факторы роста затрат. Вследствие этого, к моменту начала преобразований в 1991 г. действовавшие тарифы уже не покрывали затрат, и Statkraft стал приносить убытки государству.
Чтобы компенсировать потери энергопредприятия, Правительство Норвегии вынуждено было увеличивать фискальную нагрузку на доходы крупнейших предприятий других отраслей: целлюлозной, деревоперерабатывающей, металлургической, станкостроительной. Это снижало конкурентоспособность норвежских товаров, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Кроме того, снижалась инвестиционная привлекательность промышленных предприятий Норвегии, что привело к значительному оттоку капитала из страны. Кроме этого, отрасль характеризовалась существенной дифференциацией тарифов вследствие неравномерного расположения объектов генерации на территории страны.
В 1991 году в Норвегии был принят Закон об энергетике. Закон предусматривал разделение естественно монопольных и конкурентных видов деятельности.
В 1992 году Национальная Энергетическая Компания была преобразована в основную национальную сетевую компанию Statnet, которая стала также системным оператором Норвегии, и производственную компанию Statkraft.
Следующим этапом развития рынка стал допуск на рынок мелких потребителей, которые не имели возможности для повременного учета потребления, в 1995 году учет их потребления стали вести по характерному графику. Характерный график потребления составляется для небольших потребителей с целью облегчения учета и прогнозирования потребления электрической энергии по двухставочному тарифу, расчет которого основывается на статистическом методе экстраполирования с учетом ежесуточных и еженедельных экстремумов потребления. Оплата электрической энергии, наряду с оплатой по факту потребления, может осуществляться на основе характерного графика для каждого потребителя.
Другой важной особенностью норвежского энергетического рынка стало то, что потребители электроэнергии получили возможность менять поставщика без каких-либо дополнительных расходов, что способствовало развитию конкурентных отношений.
Отличительной чертой законодательства Норвегии является также совмещение регулирования электроэнергетики и теплоэнергетики.
Органом государственного регулирования в Норвегии является Директорат по водным ресурсам и энергетике, который осуществляет надзор за выполнением субъектами электроэнергетического комплекса положений выданных лицензий и налагает штрафы на тех лиц, которые не выполняют нормы законодательства относительно  производства, передачи, распределения и использования электроэнергии. Кроме того, Директорат наделен компетенцией по разрешению споров между субъектами электроэнергетической отрасли.
В 1993 году на основе энергетического рынка Норвегии была учреждена первая в мире международная товарная биржа, специализирующаяся на торговле электрической энергией, Nord Pool. Первоначально, в торговле участвовали только Норвегия и Швеция. В 1998 г. к Nord Pool присоединились Финляндия, а в 2000 г.- Дания. Норвежская компания Statnett SF и шведская Svenska Kraftnat, осуществляющие функции системных операторов, владеют по 50% акций Nord Pool.
Установление правовых основ деятельности биржи осуществляется Парламентом Норвегии. Свою деятельность энергетическая биржа осуществляет на основе лицензии, выданной Норвежским Директоратом по водным ресурсам и энергетике, который является и независимым регулирующим органом биржи в соответствии с Законом об энергетике Норвегии 1991 года.
Nord Рool работает в трех сферах бизнеса: организация рынка и торговли на нем, клиринг (расчеты), предоставление информации участникам.
Скандинавский рынок электроэнергии функционирует на основе модели остаточного пула. Производители, поставщики и потребители электрической энергии получили возможность заключать контракты на покупку и продажу электрической энергии, как на самой бирже, так и вне её, по двухсторонним контрактам. Сейчас на бирже заключаются договоры на поставку примерно 30% электроэнергии. 70% электроэнергии поставляется в рамках прямых двусторонних договоров.
Торговля электроэнергией на бирже осуществляется в двух формах: физические поставки электроэнергии и финансовые инструменты.
Цена на электроэнергию формируется на основе баланса спроса и предложения участников торгов.


Опыт либерализации высокотехнологичной и поначалу монопольной электроэнергетики в упомянутых странах свидетельствует о важности его для РФ. Как с точки зрения собственно электроэнергетики, так и теплоэнергетики.
Производители и потребители должны иметь возможность либо напрямую, либо через биржу заключать договора о поставках в необходимом количестве и должного качества электрической и тепловой энергии.
Сетевые услуги должны предоставляться по обоснованному тарифу.
При этом доступ к сетям должны иметь все производители, соответствующие техническим условиям. И все потребители без дискриминации (что, к сожалению, сейчас у нас сплошь и рядом).
Но для этого государство либо само, либо в партнерстве с бизнесом должно модернизировать или даже в некоторых случаях воссоздать сетевое хозяйство. Как электрическое, так и тепловое.