Лорента и Озорес. Под Облаками

Юрий Мортингер
***
И всё-таки ты сбежал из книжной полки. Ты же знаешь, что тебе за это будет, Озорес

***
А как ты здесь оказалась? Тебе ведь грозит то же самое. Отсюда, из-под обломков, мир выглядит совсем иначе, моя Лорента, а избыточно академическое общество мне казалось тягостным. Смотри, какие твари приползли к нам

***
Ну как же так? Мы договаривались: куда ты, туда и я. Как только появилась возможность, я сразу сделала это. Книжным сущностям всё равно, кто среди них обитает, а обломки миров выглядят необыкновенно прекрасными, когда я вижу в них твои глаза, Озорес

***
Ты популярна, Лорента. У тебя столько поклонников.
Среди книжной пыли и абсолютных истин мне трудно было дышать. Ты прости меня, что я опять привёл тебя к монстрам. Зато здесь, Под Облаками, есть, на что посмотреть, и есть, что обсудить. Ведь правда, да?

***
Книжные сущности всегда обходили это место стороной, Озорес. Обломки научных истин сейчас уже никого не интересуют. Есть ли тогда смысл прятаться? Я ведь всё равно тебя увидела, увидят и другие. Мы не дома. Или ты считаешь, что где-то там, в бесконечности, за Облаками есть то, что ты ищешь?

***
Ах, Лорента, отсюда, из-под обломков, лучше всего смотреть в Облака. Мир выглядит не очень понятным, если изучать его, прячась за томами энциклопедических словарей. Да, на книжной полке был абсолютный порядок, но миры устроены иначе, чем мы думали, Лорента. Здесь, вдали от непогрешимости и достоверности это особенно понятно

***
Могло ли случиться иначе, Озорес. Я с самого начала знала, что ты не тот, за кого себя выдаёшь. Не пора ли тебе признаться во всём, и тогда книжные сущности простят нас обоих

***
Нет такого пути, Лорента. Нет вообще никакого пути дальше, моя Лорента. Можно только лечь здесь, а потом смотреть, смотреть и смотреть, как плывут в высоте, улыбаясь вечности, наши, твои и мои, ничьи Облака

***
Там, за обломками, есть и другие миры, Озорес. Правда, твари есть всюду, во всех мирах. Но ты просто опять возьми в руки карандаш, тебе достаточно взять в руки карандаш, и всё станет как прежде

***
Выживать среди всеобщей ненависти непросто, Лорента. Здесь нет книжных сущностей, указывающих путь, и споры о смысле жизни здесь не имеют никакого значения. Здесь весь смысл и всё значение только в них, в Облаках

***
Когда я увидела их, твои облака, я сразу поняла, что ты не останешься навсегда на книжной полке. И ни одна абсолютная истина не сможет остановить тебя. Возможно, ты держишь их в себе, поэтому так трудно отвести от тебя взгляд, мой Озорес. Ты ушёл, и общество книжных сущностей стало невыносимым. Поэтому я здесь, с тобой, где и должна быть, Озорес

***
Я хотел бы избавиться от несомненных истин, моя Лорента. Я хотел бы знать, что их нет. Хотя бы ненадолго. Книжная полка дарит знания, да, пройдёт время, и я сам вернусь туда, и книжные сущности не заметят моего отсутствия. Возможно, я некоторое время побуду среди обломков, а потом вернусь.
Пусть будет ненависть, я согласен, пусть вокруг будет ненависть, даже ненависть, пусть они рычат, эти чудовища, лишь бы можно было смотреть, просто смотреть, лишь смотреть, улыбаясь, на летящие сквозь мир Облака

***
Этот путь уже был пройден, Озорес, и не однажды. Ты не единственный, кто сбежал от книжных первоначал. Но другие судьбы меня не интересуют. Меня сегодня интересует твоя судьба, мой Озорес. Я никогда не понимала смысл твоих исчезновений, но если тебе угодно время от времени странствовать, предупреждай меня об этом, ты же знаешь, я задыхаюсь без тебя. Я путаюсь в доказательствах теорем, и сложные глагольные формы не попадают на свои места в моих предложениях, я теряю нить повествования, и книжные сущности удивлённо исправляют мои ошибки. Их могло и не быть, моих ошибок, если бы я всегда знала, где ты обитаешь

***
Быть понятым не стоит в списке первоочередных задач, моя Лорента. Многие пути исхожены издавна вдоль и поперёк, но не стали от этого менее загадочными для исследователей. Мало кто из них догадался поднять голову и посмотреть в небо. Это очень просто, Лорента, но надо отважиться не только открыть глаза, надо отважиться ещё и посмотреть на них, на упрямо летящие в небесах Облака.
Едва ли кто-то может пройти этот путь так же, как это можем сделать мы с тобой, моя Лорента, без гнева и пристрастия, под недобрыми взглядами, среди чудовищных воплощений самых уродливых из человеческих намерений.
И каждый раз, когда мне не хватает сил и отваги, я ухожу из книжной полки и прихожу сюда, и здесь, среди обломков цивилизации, я могу спокойно рассуждать о своих и чужих возможностях, об истории книжных сущностей и их будущем, обо всём, чему мы учились и что ещё можем постичь.
Но никто не знает об этих моих походах, Лорента, и, наверное, тебе тоже не нужно было об этом знать

***
Ты слишком любишь себя и свои мечты, мой Озорес, ты слишком сосредоточен на своих собственных проблемах. Возможно, ты их просто выдумал, и на самом деле у тебя нет причин покидать книжную полку. Там, среди словарей и энциклопедий, в пыльной и волнующей полутьме, что создала нас, наш единственный дом, и тебе никуда не деться, ты всегда будешь возвращаться, Озорес, даже если тебя будут звать недостижимые и далёкие облака.
Я не знаю, где источники твоих желаний, но облака мало что изменили в твоей жизни. Ты искал всего лишь повод, и этот повод показался тебе наиболее убедительным. Ты считаешь себя избранным, мой Озорес?

***
Но, Лорента, я никому не навязываю свои желания. Причин уходить никогда не было, я и сам не знаю, как это получилось, я увидел их однажды, и хочу видеть ещё и ещё.
Мне кажется, моя Лорента, в мире нет ничего более прекрасного, чем летящие к своей непонятной и необъяснимой цели облака.
Я знаю, что виноват, но, может быть, время и обстоятельства однажды будут на моей стороне. Нельзя быть вечным учеником, и книжные сущности должны хорошо понимать это. Но им безразличны их ученики, моя Лорента

***
Удивительно, как за твоей нежностью, мягкостью и добротой гармонично встроена жестокость, Озорес

***
Я завёрнут в сталь, Лорента. Я и сам не знаю свой следующий ход. Я был бы благодарен тому, кто скажет, что я должен сделать ещё.
С некоторого момента, я чувствую, я разрастаюсь до пределов дозволенного и даже нарушаю пределы. С этого момента я продвигаюсь вперед, мешая другим. Но если оставить свое жизненное пространство пустым, хотя бы небольшой его элемент, то оно быстро сожмется в точку. Мне холодно, моя Лорента, и сейчас мне нравится только смотреть, как летит высоко в небесах Облаками недостижимая нежность.
Ничего не вызывало сомнений в правильности пути. И книжные сущности верили в меня, когда я говорил им это. И, кажется, тысячи взглядов внимали мне, когда я говорил, даже тихо, даже когда, мне казалось, лишь для себя, не смущаясь ни бешенства восхищений, ни ничтожества сомнений, следовало лишь указывать на то, что они хотели видеть.
Но сколько ударов я получил, изменив свой путь. Сколько бед принесло им, и шедшим за мной, и шедшим относительно меня, и просто прохожим, моё ученичество.
Я твой, Лорента, конечно же, твой, откуда твои сомненья

***
Я защищаю тебя, я не говорю никому о многих твоих поступках. Однажды мне надоест всё прощать, Озорес, и договор будет расторгнут. По всем трём пунктам. Нет ничего непоследовательного в таком решении. Вечная гонка за ненастоящим, твоё дезертирство, предчувствия и бессонные ночи, сладкие поцелуи и безумные надежды, обещания абсолютного знания и лекции книжных сущностей, - все это в прошлом.
Всё для всех, кроме двух реально живущих. Озорес, ты не придумал меня, я на самом деле существую

***
Я мечтал стать героем, Лорента, и книжные сущности обещали мне это. Они сдержали обещание, да, но я не хотел быть героем книжной полки.
Я мечтал быть любимым, я мечтал стать желанным и нужным, и ты явилась в мои текстореальности, и мы заключили с тобой договор, но ты не вправе угрожать мне, моя Лорента. Я бесконечно терпелив, Лорента, и ты не сможешь увести меня отсюда, а в конце всех промежутков времени, Лорента, станут ясными и очевидными ответы на все вопросы. На все вопросы, моя Лорента.
Подождём. Время на нашей стороне. Там, на другой стороне монитора, Под Дождём, времени нет вовсе

***
Когда я увидела тебя впервые, ты листал книги, книгу за книгой. Книжные сущности смотрели на тебя, а ты удручённо шептал им: «Не то! Не то!» А они благосклонно улыбались, мирно уходили и не возвращались, а на их место приходили новые и новые, приносили другие книги, а ты листал и листал, мой Озорес. Тебе кажется, что здесь, под облаками, есть то, чего не могли найти для тебя книжные сущности, но здесь этого нет. Тебе это лишь кажется, Озорес

***
Тем не менее, я удовлетворён, что врата оказались открыты. Имеется много путей к абсолютной истине, Лорента, и пусть книжные сущности знают ответы на все вопросы, но о том, что такое знание, как оно устроено, где его источники, и есть ли знанию альтернатива, я хотел бы узнать сам. По эту сторону монитора не может быть никакого обмана, моя нежная Принцесса Из Книжной Полки

***
Арсеналы книжных сущностей неисчерпаемы, Озорес, это охлаждает твои эпистемологические порывы и толкает тебя на поиски других путей к истине.
Но твоё отношение к времени может привести к катастрофе нас обоих. Будь осторожен. Многие пути ведут в никуда.
Твои эффектные, но бесцельные прогулки в мире синтагм и конституент раздражают не только хозяев этих миров. Мои взгляды всегда будут направлены на тебя, и я помогу тебе выбраться из обломков, я хочу помочь. Тебя интересуют рациональные подходы к структуризации знания, мой Герой Под Облаками?

***
Однажды ты захочешь от меня избавиться, Лорента. Загадки привлекают внимание: тебе кажутся бесцельными путешествия за пределами книжной полки, ведь все ответы уже есть, они записаны, обобщены и систематизированы. Все ответы лежат в нужных ячейках.
И вдруг под общее недоумение, презрение и ругань некий Озорес ломится сквозь обломки миров, собирая по крохам то знание, которое, кажется, давно добыто уже до него.
Но ты же разумная девушка, Лорента, ты же видишь, как всё устроено на самом деле, ты ведь поднимаешь глаза и видишь всё то же самое, что и я. Ты видишь те же самые Облака, те же обломки, только интерпретируешь в соответствии с терминологией книжных сущностей, да и я, кажется, недалеко ушёл от всего, чему нас обоих учили, моя Лорента.
Да, мне кажутся неудовлетворительными известные книжным сущностям способы структуризации знаний. Но и не только это. Мне кажется, само содержание знаний, хранящихся на книжной полке, ошибочно

***
Ты можешь доказать это, Озорес?

***
Нет. Нет, Лорента, пока нет. Пока не могу, но я уверен, что предикат абсолютной истины не принадлежит книжным сущностям

***
Озорес, здесь мы сталкиваемся с весьма туманными рассуждениями, не имеющими никаких обоснований. Если всё так серьёзно, тебе придётся дать некоторые объяснения. Иначе твои поступки и твои решения не имеют никаких оправданий

***
Моя Лорента, если бы я мог остаться на книжной полке, я бы остался. Если бы я мог, моя Лорента. Даже тебе я не могу рассказать всего. Вся правда останется только во мне, и всей истории, я имею в виду настоящей истории, никто никогда не узнает.
Книжные сущности не ведают источников своих знаний, они гордятся их наличием, но не их происхождением. Это скрыто от них - мы никогда не формулировали проблемы источника знаний, Лорента, отличного от книжных сущностей.
А здесь полно тварей, я согласен, самых неприятных из тварей, но зато сюда не забредают и книжные сущности. Можно не смотреть по сторонам, можно размышлять про себя и вслух, глядя лишь на них, на летящие в непостижимой дали Облака.
Я чувствую, что нашёл нечто особенное, я не знаю, что именно, но я разберусь в себе, и я вернусь, моя Лорента

***
Фатум, Озорес. Это не зависит от тебя. Сколько бы я ни приближалась к тебе, ты всегда будешь отдаляться от меня. На книжной полке есть всё, и тебе не уйти от судьбы.
Но даже на книжной полке тебя не застать врасплох. И даже когда ты рядом, когда твоё дыхание настолько близко, что я забываю, зачем явилась в мир, ты на самом деле где-то там, в своих далёких мирах, а когда ты закрываешь глаза, мне кажется, что ты покидаешь меня, и весь холод Вселенной обнимает моё сердце. Вернись, возвращайся скорее, счастье рядом. Оно там, на книжной полке, Озорес

***
Твой «фатум» очень похож на «шах и мат», принцесса. Я не верю в судьбу, и ты не веришь. Возможно, книжная полка и хранит абсолютное знание, но я знаю, на ней нет абсолютного счастья, моя Лорента

***
Лишь книжные сущности знают о счастье всё, Озорес. Неужели ты всерьёз надеешься обнаружить счастье здесь, Под Облаками, в мирах, куда не забредают ни книжные сущности, ни внимающие им, среди чудовищ и ужасных монстров? Или одиночество Под Облаками и есть твоё счастье?
Не ты ли был лучшим учеником на книжной полке, не ты ли был первым в ученичестве? И если счастье не в абсолютном знании, то в чём же оно, мой Озорес

***
Книжные сущности способны лишь к репродукции знания, моя Лорента. Их знание велико, да. Но не абсолютно. За пределами книжной полки океан невербализованного знания, к сожалению, тоже неабсолютного.
Оно даже здесь, знание, и чудовища, приползающие сюда, они тоже фрагменты знания, его обломки, моя удивительная принцесса

***
Разве не на книжной полке начала всех знаний, Озорес? И неужели книжные сущности сами не ведают, что хранит их книжная полка?

***
Они никогда и не были эксплицитно выражены, Лорента. Начала знаний книжными сущностями вообще не осознаются, гносеологический цикл по умолчанию традиционно рассматривается как замкнутый, а суждения здравого смысла не позволяют нарушить трансформационные правила, и мы постепенно становимся одними из них, моя Лорента

***
Я не встречала моделей незамкнутого гносеологического цикла, Озорес, но за пределами классической эпистемологии здравый смысл не единственное руководство к действию. А здесь, Под Облаками, рано или поздно ты станешь похожим на одно из этих чудовищ. Или ты обнаружил новые образы знания?

***
Если исходить из установок книжных первоначал, Лорента, наша цель представляется такой: не оставить ничего неразъяснённым. И есть два пути достичь данной цели. Первый путь: бесконечно двигаться вперёд, дальше и дальше, проходя через невероятные испытания, понимать и объяснять другим, имея дело с бесконечностями. Или же второй путь: редуцировать Вселенную до размеров книжной полки. Как ты думаешь, моя Лорента, знают ли книжные сущности о мирах, подобных миру Под Облаками?

***
Ты видишь закат галактики Гуттенберга? Озорес, книжные сущности умирают?

***
Возможно, они и не умирают. Возможно, они трансформируются, они изменяются, чтобы не погибнуть. Рано или поздно они сами покинут книжную полку. И миры под облаками встретят их, моя Лорента

***
Это не отменяет ни одного из вопросов, Озорес. Я вижу, империя книжных сущностей бессмертна, как бы она ни называлась, в каких обличьях бы они ни являлись к нам, и их взгляды проникнут везде, даже если не им подвластно абсолютное знание. Но до сих пор, до настоящего момента они ни разу не давали повода усомниться в их правоте, мой наивный герой

***
Что же тогда значит знать, моя Лорента, ведь они не показывают границ собственного всезнания. Я не верю бесконечностям, конкретность образов знания, ими предъявляемых, свидетельствует о ясности и правильности мысли, - но то, что они ни разу не дали повода прочертить границу между собственным знанием и собственным незнанием, не значит, что такая граница не существует, моя Лорента.
Чтобы понять, как устроено их знание, надо посмотреть на него снаружи, надо вырваться из книжной полки, надо оставить позади всё то, что нас с ней связывает, а потом уже только можно вернуться и говорить с книжными сущностями на равных, а не как забывчивый ученик со всезнающим учителем

***
Что ты хочешь увидеть, Озорес, за пределами книжной полки, в непредсказуемо опасном мире, в эпистемологической тьме? Что можно увидеть во Тьме? Чудовищ? Их - сколько хочешь.
Герои живут лишь на книжной полке, а здесь, под облаками, имеется единственный ответ на все вопросы, начинающиеся со слова "зачем", тебе тысячу раз уже произнесли его: "Незачем, незачем, незачем!" Ты не нужен, Озорес. Ты не нужен здесь, Под Облаками

***
Я знаю, откуда берутся такие утверждения, Лорента. Книжная полка ослепляет знаниями, оглушает ими, и лишь тьма очевидна, если смотреть в окно из ярко освещённой комнаты, а если окно к тому же ещё и застеклено, можно увидеть в нём ещё и свои отражения.
Мне всё равно, где я не нужен в большей степени. Здесь или на книжной полке

***
Почему ты меня не обнимаешь, Озорес. Я так люблю обниматься

***
Я понимаю, что я жесток. Возможно, я даже более жесток, чем тебе сейчас кажется, но, Лорента, я не могу быть другим. Я не хочу исчезнуть на книжной полке, я не хочу прятаться среди словарей и энциклопедий, выдавая чужое знание за своё. Но я не хочу раствориться и в цивилизации развлечений. - Не по мне внимать чудовищам и улыбаться весело мигающим лампочкам. Мне не нравится разбивать доверчивые сердца, моя Лорента, будь сильной, - Время играет с нами, но оно излечит тебя

***
Тебе не под силу разбить то, что может излечить лишь Время, Озорес, не бери опять всю вину на себя. Играть в прятки с первоначалами тебя никто не учил, и что-то непостижимое мне отталкивает тебя от книжных сущностей, - твои отговорки раз за разом ничего не проясняют.
А я словно попалась в сеть, я не могу выбраться, я не могу без тебя, Озорес, и очевидно, что ты тут ни при чём, что тебе больно от этого так же, как и мне самой. Но книжная полка не отпускает меня, я не выживу Под Облаками, мой безрассудный герой

***
Ты сильнее, чем думаешь, Лорента, а то, что ты именуешь бессмертными первоначалами, сотворено смертными, ими придумано и воплощено.
Жажда прекрасного управляет тобой, но никак не книжная полка, тоска по гармонии и единству, поверь, я чувствую то же самое, и сам Король Слов не решился бы облечь эти чувства в слова, явись он в реальности, он был бы осторожен и терпелив, именно слова бессмертны, не книжные сущности, моя Лорента

***
Кто же ещё может дать нам ту долю бессмертия и вечности, что обещана нам при рождении, разве не книжные сущности? –
Зачем же тогда все эти тысячелетние блистательные поединки при дворе Короля Слов. Я знаю, пока лишь могущество книжных сущностей оберегает миры от краха, мой Озорес, а мои взгляды - они всё равно принадлежали бы тебе, какие бы стихии ни породили нас

***
Мне не нужно ни вечности, ни бессмертия, моя Лорента, я бы мог сказать, что нуждаюсь в гармонии и совершенстве, но знаю заранее, что ни то, ни другое не достижимы. Возможно, я желал бы покоя.
Миры Под Облаками кошмарны, моя Лорента, но не только чудовища населяют их

***
Уходя вновь и вновь, всё дальше и дальше от меня, ты поступаешь несправедливо по отношению ко мне, Озорес. У человека, испытывающего жажду, есть причины стремиться к источнику воды, могу ли я знать, Рыцарь Под Облаками, что же я сделала не так, почему же мой нежный всегда так недоступен и холоден

***
Мне тягостно слушать твои речи, Лорента. Не торопи реку, не спрашивай ветер, не надейся на звёзды. Однажды то, что ты желаешь услышать, будет произнесено, но знание - это не только текст, и пока мой карандаш ловит линии самого безумного из миров, вычерчивая одно чудовище за другим, а также среду их обитания, ты вправе сама решать, где и с кем тебе быть, какие пути выбирать, куда направлять самые проницательные из своих взглядов, Мисс Безупречность Из Книжной Полки

***
У меня нет выбора, Озорес. Ты знаешь, какой властью на самом деле сейчас обладаешь, но ты тот, кто отказался от созерцания прекрасного, ты тот, кто ищет истину и знание там, где их заведомо быть не может. Ты не хочешь всматриваться в сияние книжних сущностей, тебе нужны для счастья наполненные гадкими чудовищами Миры Под Облаками, и ты не показал мне ни одного исключения из правил.
Может, мне правда просто вернуться на книжную полку, оставив тебя? Ты будешь счастлив тогда, Рыцарь Ледяное Сердце?
Где-то здесь, в мирах Под Облаками, Озорес, ждут меня Нежность и Понимание. Однажды я найду их, они встретят меня, как старую знакомую, и спросят: "Где ты была так долго, почему сразу не пришла к нам?"
И я никогда, никогда-никогда, ни за что не признаюсь, не скажу им, Озорес, что я просто не знала пути

***
Лорента, возможно, да, моё место на книжной полке, я не знаю этого определённо, я должен решить это, я должен решить это сам. И мне тоже неприятны чудовища. И вероятно, здесь - ты мой единственный собеседник. Я не вижу других, хотя очень стараюсь увидеть. Мне жаль будет потерять тебя.
Но Вселенная слов не ограничена книжной полкой, и книжные сущности уже давно не властвуют над словами. Они не знают многих миров. А здесь, Под Облаками, я чувствую, живут не только монстры, и в этой текстореальности я ищу и люблю слова, ты всегда это видела, я не всё о них знаю, не всегда понимаю, но я их люблю.
И если сам Король Слов укажет мне моё место, я не ослушаюсь его. Но сейчас он молчит, моя Лорента

***
Скорей бы Ночь. Однажды я пойду на берег реки, сяду в снег и буду долго смотреть на тёмную воду. Пока не усну. И я хочу, чтоб никогда не возвращалось Утро. Ты ничего не понимаешь, Озорес

***
Легко упрекать в непонимании того, кто покинул книжную полку. Лорента, ты видишь дальше и глубже остальных. Разве я когда-нибудь лгал тебе? Не надо, не упрекай того, кто смотрит на тебя, не опуская глаз. Катастрофа неминуема. Мы должны знать, есть ли у нас надежда, чтобы не оказаться однажды беззащитными в идеальных двухцветных мирах.
Мы должны тщательно изучать повадки всех порождений Тьмы, и когда закат галактики Гуттенберга породит гораздо более могущественные сущности, мы единственные будем знать новые пути

***
Когда мы внимали древнейшим из книжных сущностей, Озорес, и ты стоял рядом, твоя рука иногда касалась моей, и это и было Счастье, Озорес, и ты временами так особенно смотрел на меня.
Мне хочется однажды открыть глаза и увидеть вновь твоё улыбающееся лицо, и снова своими ладошками ощутить обжигающую нежность твоих рук. Никто из новых сущностей, даже самых могущественных, Озорес, не сможет вернуть мне это

***
Я помню, Лорента. А потом мы даже плакали, провожая вместе с Федоном в единственный путь всезнающего мудреца. Вот он уж точно знал, что такое Счастье и Справедливость, моя Лорента.
Мудрец оставил лишь память о себе, и книжные сущности повторяли из века в век слова его ученика. Но даже он был творением книжных сущностей. Мне на самом деле жаль, что они все гибнут в новых мирах

***
Ты хочешь казаться жёстким, Озорес, я понимаю, и у тебя есть причины казаться таким, но сквозь все твои жестокости проглядывает необозримая нежность, и каждый раз, когда ты смотришь на меня, я вижу все твои уловки, ты прозрачен и предсказуем, чему же тебя учили книжные сущности, Озорес

***
Пойдём дальше, Лорента. Абсолютный Охотник направляется к нам