Совесть

Роман Кун
Кто употребляет чаще всего слово «совесть»? И кто придумал его? И почему? И зачем?
Политики, чиновники, члены различных партий? Нет. Т. е. они используют его, к месту и не к месту, но лишь как риторический образ, как прием. Их идеи и практика основаны на пользе, выгоде, разуме и т. п.
Философы? Нет, им важны истина, счастье, познание, смысл, долг.
Художники? Назовите мне хоть одну картину о совести?
Музыканты и композиторы? Нонсенс!
Об историках я уж и не говорю!!!
Простые люди? Да, используют, но все же главное для них – здравый смысл, традиции, «понятия», обычаи, нормы.
Остаются только писатели, да и то лишь русские писатели сошли с ума на этом слове. Западные философы и писатели давно придумали миллион значений этого слова и тем самым распылили его. А для русских совесть, любовь, родина и т. п. все еще живые слова.
Почему?
Особенность культуры? Вроде похоже, ведь, скажем, на так называемом Востоке без него прекрасно обходятся.
Некая культурная отсталость?
Особенность менталитета «инженеров человеческих душ»?
Они ведь действительно создают искусственные миры или описывают часто такие отношения, которых в жизни-то и не встретишь. Я, разумеется, не имею в виду Венечку Ерофеева или Бориса Акунина и иже с ними. Хотя… и Рабле смог опуститься до грязи.
Нет, попытки «понять» это слово есть и у нас. Уж очень его испоганили в советское время – «партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», «совесть коммуниста» и проч.
Еще христиане пытались связать его с внечеловеческой сущностью – совесть как со-весть.
Мало кто из русских откликнулся на эти попытки и большинство осталось верным какому-то подсознательному ощущению слова, а не сознательному его пониманию. Скажу за себя. Когда на похоронах патриарха Алексия умница и бесконечно любимый мной митрополит Кирилл сказал, что истинные доброта и порядочность возможны только в религии, я испугался. Неужели, он озвучивал программу своего будущего патриаршества? Тогда я не с ним. Я знаю очень многих атеистов, которые были редчайше порядочными людьми. Достаточно вспомнить хотя бы нашего профессора М. И. Рижского. И знаю многих верующих, которых я просто боюсь.
В общем, слово тает, уходит из употребления. Вон уже в словарях порой можно встретить пометку – «устар». Я даже по своим детям вижу, как слово это редко употребляется ими и наравне с родиной и любовью считается просто красным словцом. Прагматизм, практицизм в окружающем меня мире становится для меня туманом, который постепенно заполняет весь мир и все предметы, люди, животные, деревья, звезды становятся иными. Может, и правда, в МОЕ время и звезды были ярче, и реки глубже, и люди интереснее? Или я попал в иную вселенную, передвигаясь не через пространство, а через время. Может, именно жизнь и есть та самая машина времени, которую пытаются создать тысячи поколений?!
А, может, и другое – уходит искусственность мира, стремление строить идеальные общества, облетают листья «цивилизации» и остаются просто остовы деревьев с ветками под названием Здравый Смысл, Разум, Выгода, Польза, Корысть, Свобода, Индивидуализм и т. п.
Если это так, то, может, и хорошо, что я застану в своей жизни только часть этой «осени», ведь в «зиму» я просто не выживу.