Это была общая беда...

Людмила Оганесян
Продолжение я видел пекло Тер-Азарян Григорий

7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по московскому времени на северо-западе Армении. Полностью разрушен город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан, Степанаван, Кировакан и около 400 населённых пунктов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Это была общая беда...
В каждой республике бывшего СССР ,зарплата одного рабочего дня была отдана в помощь жителям, пострадавшим от землетрясения.
Отдельно от этого еще и Армянский центр нашего города собрал дополнительно денежные средства. Каждый житель отдал дополнительно свои сбережения.
Я тогда работала в школе учителем .
Все были прикованы к экранам телевизоров.Интересовали только новости: как там в Армении,что нового, как оказывается помощь.
Сказали о том, что привезут детей- сирот в наш город и можно будет взять на усыновление  детишек.Мы были  записаны в правительственные списки на усыновление детей-сирот. Я каждый день звонила по телефону правительственной связи и спрашивала их о том, привезли ли детей в наш город или нет.
Наши родственники ждали от меня вестей, т.к. все были записаны в этом списке и хотели взять каждый по 4 детей-сирот  на воспитание…
Но детей не привозили..
Тогда я поехала в г. Спитак на работу.
Дорога от  Еревана до г.Спитака мне показалась  длинною в целую жизнь.
Когда подъезжали к г Спитаку , было много разрушенных до основания сел .
Я приехала в г. Спитак , в вагончике находилось ГорОНО
Зав.ГорОНО г. Спитака ездил по селам, проверял готовность построенных школ к началу 1989 учебного года
Я прошлась по разрушенному городу, боль охватила мое сердце. Возле разрушенного дома в поисках своих вещей, бродит бабушка 94летняя  с правнуком ,которому 5 лет. Бабушка устала и села на камень, она вытащила из пакета четвертинку от круглого  хлеба, стала выковыривать мягкую середину и есть, а корку давала мальчику.
Они запивали водой из одной бутылочки.
У меня в руках была тоже бутылка с водой, но я не могла проглотить ни глотка, вода встала в горле комом, по щекам катились горькие слезы…
Бабушка с внуком уже шли навстречу….Они ждали своей очереди на пособие.
Бабушка рассказала, что она с правнуком была во дворе, началось землетрясение и все погибли.
Дети , внуки никто не вернулся, они остались с правнуком одни. Она с горечью сказала  , что сколько она еще проживет не знает, а правнук останется сиротой.
Я почти целый день просидела в  вагончике, ожидая.Там увидела женщину у которой не было правой руки.Она рассказал, что она была  учителем по химии,а ее рука попала под арматуру, когда было землетрясение. У нее погибли  муж и дочь, и работать она наверное уже не сможет учителем по химии.
Потом зашли родители ,их ребенок учился в 1 классе.
Он погиб, а им должны были дать единовременное пособие в размере 16 рублей, за ученика 2 класса 32 рубля и т.д.
Я была в ужасе от такой суммы единовременного пособия, которое выдавали за погибших детей.
Я бухгатеру сказала, что в нашем городе, ни один могильщик за такую сумму не возьмет лопату , не будет рыть могилу.
В г Спитаке итальянцы построили больницу белого цвета, красиво стояли вагончики строителей возле этой больницы, в которых они жили .Там было много строителей со всего мира….
Меня направили  в одну из деревень в школу….
Я проехала всю территорию, где были разрушены дома после землетрясения.
Я не увидела ни одной  юрты, которые были посланы из Казахстана в Армению, а только стояли легкие палатки, которые обычно берут в поход в лес.
Мне пришлось поселиться в разрушенном доме, окон не было, нашла картон ,забила вместо стекол окон, нашла среди груды мусора печь ,подобрала к ней трубы просунула в окно без стекол.
Я снова вернулась в свой город, уволилась с работы, взяла теплые вещи, методическую литературу, учебники и поехала на работу в деревенскую школу в Армению.
Жизнь и работа были сложной в школе.
За хлебом приходилось стоять в очередях  по 5 часов, жили там голодая, т.к.кроме хлеба в магазине ничего не было. В школе иногда продавали каждому по 2 печени или коржики, чай .
Никакая диета не нужна....
Продукты питания, которые посылали вагонами, не пропускали своевременно, они портились
и их выгружали на мусор, люди были одеты в специальные  в  маски,...
Вот это был настоящий голодомор ....