Помаленьку, 2. Новая Машинопись

Иосиф Ольшаницкий
15.03.09.
Иосиф Ольшаницкий

ПОМАЛЕНЬКУ – 2

  Представим себе, что у нас уже есть компьютерная программа, которая преобразует команды на печатание  значков
                \+/=
в команды на печатание разгаданных соответствующие тексту конкретные буквы алфавита. Барабаня лишь двумя пальцами по двум соседним клавишам с этими значками, и другой рукой переключая регистры клавиатуры, мы с помощью компьютера получаем отпечатанный текст со всеми конкретными буквами алфавита, строчными и заглавными, в любом выбранном нами шифре, цвете, размере и т.д.

Даже Институт русского языка, теперь уже (после фельетона на меня - «РЫЗЫЛЫЦЫЫ» - в Литературной газете Москвы), изо всех сил не замечающий моих публикаций, таких как «НОВАЯ МАШИНОПИСЬ», не сможет отрицать, что (хотя бы иногда) так печатать удобнее, например, в целях стенографии или в целях облегчения процесса печатания людьми слепыми, как и с другими ограничениями физических возможностей.

В своих публикациях на эти темы я старался прояснить, прежде всего, самому себе, как расшифровывать письмо, в котором 33 знака букв алфавита сокращены до меньшего их числа, вплоть до З-х простейших, например, таких: двоеточие, нижняя точка и верхняя точка. Можно заменить их любыми другими знаками, в частности, показанными выше.
Рассуждая о приёмах дешифрования «ольшаницы», я начинал со «сверхзадачи», то есть с того предельно сложного случая, когда в тексте изначально нет ни одной конкретно указанной буквы алфавита.

На этот раз, наоборот, начнем с предельно простого случая,
Пусть какая-то достаточно большая часть текста, например, целая страница, будет нами отпечатана обычным образом, - так, что все буквы этой части текста показаны конкретно, - в заданном нами шрифте, размере, цвете и т.д. Компьютер во время печатания пусть запоминает все упоминаемые при этом слова в шифре «ольшаница», что не представляет никакой принципиальной трудности для создания такой программы.

С какого-то момента, например, начиная со второй страницы текста, мы, упражняясь в освоении печатания знаками ольшаницы,
начнём хотя бы иногда ставить знак «ПЛЮС» вместо ТВЁРДОГО знака, - Ъ.
Затем рискнём иногда ставить этот знак «ПЛЮС» и вместо МЯГКОГО знака, - Ь.
Сможем ли мы «расшифровать» текст, в котором, хотя бы иногда вместо Ъ и Ь стоит знак «ПЛЮС»? Надеюсь, что сможем.
Очень может быть, что сможем расшифровать текст, где наш «ПЛЮС» стоит и вместо буквы И-КРАТКОЕ, - Й.
Уверяю вас, что очень скоро не будет проблем с чтением даже тогда, когда «ПЛЮС» заменит в тексте ещё  две буквы алфавита: Ы, И.
Например, в начале слова этот «ПЛЮС» может означать только букву И.
Таким образом, вместо каждой из пяти букв группы ЪЬЙЫИ алфавита, мы сможем ставить один и тот же знак, - «ПЛЮС».

С какого-то момента мы рискнём иногда заменять некоторые простые гласные группы УОАЭ, например, букву О, значком = («РАВНО»). Пусть поначалу это будет хотя бы только в окончаниях слов. В неударных слогах звук О похож и на У и на А. Поэтому, воспринимая на слух, отгадать слово, в котором какая-то из этих трёх гласных обозначена в тексте значком «РАВНО» мы уж как-нибудь постараемся, и, наверное, с этой проблемой справимся так же быстро, как и разгадыванием ударного слога в слове.

Возможно, мы иногда сможем разгадать звучание одной из этих трёх гласных: У, О, А и в других частях слова, записанного с применением знака «РОВНО» вместо них.

Полагаю, что звук Э в начале слова, обозначенный тем же знаком «РАВНО» мы тоже когда-нибудь сумеем отгадать в производных от слова ЭТО.

Можно надеяться, что и буквы Ю, Ё, Я, Е разгадаем под их одинаковым обозначением, - последовательностью двух знаков:
«ПЛЮС» и «РАВНО»
 Кто-то отгадает и значение иной последовательности этих знаков:
«РАВНО» и «ПЛЮС»
Из взаимосвязи слов правильное прочтение их само напрашивается:
ДУЙ, ДАЙ, ВОЙ, БОЙ, ЛЕЙ, ЛЬЮ, БЕЙ, МОИ, МОЁ, МОЮ, ПЛЮЮ.

Любопытно, а можно ли зашифровать и расшифровать такую фразу:
«И У НЕЁ ЕСТЬ ЕЁ ТЁТЯ И ДЯДЯ»?


В общем, не стоит повторяться о том, все 13 букв алфавита, не являющиеся согласными, составляя в тексте не менее половины всех его букв, являются подсказками слов, поскольку сами они очевидны, т.е. очевидно подходящее прочтение каждой из всех 13 таких букв алфавита.

Теперь обратим внимание на то, насколько быстро нам понравится заменять всё больше и больше согласных букв единственным значком обозначения любой из них, в данном случае, КОСОЙ ЧЁРТОЧКОЙ.
________
 
Из 4-х показанных выше знаков /+|= пусть одна из этих двух чёрточек обозначает любую из 20 согласных букв, а другая косая черта - просвет между словами.

В двоичной оцифровке четыре различные знака обозначают:

00 - просвет,
01 - какая-то согласная, одна из всех 20-ти в русском алфавите,
10 - какая-то гласная из группы УОАЭ,
11 - какая-то буква из группы ЪЬЙЫИ.
 
Понятно, что буквы из группы ЮЁЯЕ заменены парами обозначений соответствующих букв (ЙУ, ЙО, ЙА, ЙЭ - после гласной, или ЬУ, ЬО, ЬА, ЬЭ - после согласной). Знаки для замены букв Й и Ь у нас одинаковы.
________


О том, как легко, и где легче всего разгадывать даже без помощи компьютера зашифрованные ольшаницей слова или хотя бы только буквы в них, я уже многое высказывал в своих заметках на эти темы.

Теперь представим, что мы ещё пока с трудом и слишком медленно
разгадываем слова в тексте зашифрованном ольшаницей. Но печатать-то всего тремя знаками вместо тридцати трёх уж научимся мы довольно быстро.

Да и не обязательно печатать только именно такими знаками "ольшаницы". Пусть компьютер разгадывает аналогичные шифры слов и сразу показывает слова в любом заданном ему нами шрифте конкретных букв всего русского алфавита.
 
Чтобы и компьютер не ошибался даже в очень редких случаях, и чтобы задать нужный шифр, размер букв и пр., будем начинать набор текста самым обычным образом, а потом постепенно или разом переходить на упрощённый способ печатания.

Когда встречается слово, в расшифровке которого, не исключено, что и компьютер может ошибиться, напечатаем это слово в первый раз конкретными буквами.

Компьютер шифрует и запоминает шифровки слов, уже упомянутых в тексте.

Зашифровывая очередное слово, он сопоставляет эту шифровку с теми, что уже имеются у него в памяти только на данный текст. Когда возможны разночтения шифровки, компьютер выбирает вариант прочтения уже ранее упомянутого слова.

Поэтому ещё не упомянутое в данном тексте очередное слово следует первый раз набрать явными буквами. В противном случае может оказаться, что вводимое в текс слово может иметь различные прочтения его шифровки. Тогда компьютер выберет её прочтение в варианте упомянутого ранее слова.
 
Достаточно совершенная программа сможет проверять каждую шифровку слова на смысловое соответствие тексту всех вариантов разночтения шифровки такого слова.

Но зачем же такие сложности в самом начале освоения упрощённого принципа печатания!
________________________________

Мораль сей басни такова.
НОВАЯ МАШИНОПИСЬ, о которой я излагал в статье с таким названием, куда более практична и реальна, чем это виделось ранее.

Даже и без помощи компьютера каждый, например (и прежде всего!!!),  школьник, энтузиаст такого, столь перспективного способа печатания, может сейчас же начать его освоение и сразу же почувствовать его удобство при записях пока лишь только для себя лично.