Европа-Азия. Встречи в разных городах

Виталий Щербаков
   Автостанция в N. На улице дождь. Мне нужно отвезти другу книжку. Почему-то долго нет рейсового автобуса. Будущие пассажиры толпятся у выхода на платформы. Я стою у самой двери. Опираюсь на зонт — капли на меня не попадают. Люди вокруг меня в движении, создавая ощущение ожидания. Через некоторое время впереди меня оказывается молодая девушка в зелёном платье. Вот показался какой-то автобус. Номера не видно и на всякий случай несколько человек, девушка и я ринулись к нему. Я по дороге открываю зонтик и поднимаю его над бегущей девушкой. Подбежали ближе — ошибка. Все удручённо возвращаются и занимают свои места. Зонтик уже не закрываю — мы остались на улице.

   Несколько стандартных фраз — «Куда едете?», «Где живёте?», «Зачем в этом городе?». Тем временем подходит наш автобус. Садимся вместе. Дал ей прочесть несколько стихотворений Метерлинка. Понравились.

   Рассказала немного о себе. Окончила школу, вышла замуж. Муж — боксёр. У него много друзей, частые выпивки. Долго терпела и всё-таки развелись. Сама работает художником-резчиком по дереву.

   Всегда то, чем человек работает, более всего прекрасно. У неё были изумительные руки! В своей жизни ни до этой встречи, ни после я таких рук не видал. Они были живыми сами по себе.

   Заговорили о вере в Бога. Она мне так объяснила своё понимание Его необходимости: «Даже на маленькой фабрике и то есть директор, а тут — Земля».

   Через несколько лет я пытался её отыскать, но судьба была не за меня.

Стр. 105

                *   *   *

       Фонтанчик

   Библиотека. Несмотря на воскресенье, зал полон. Впереди сидит чёрное платье с разбросанными по нему цветами. Над платьем — соломенные волосы, оставляющие открытой кусочек белой шеи. Изредка из-за платья выказывается рука и что-то записывает в лежащую перед ней тетрадь.

   Оторвавшись от книги, смотрю на это всё сразу. Получается тонкая девушка. Вот она тихонько засмеялась и снова рука потянулась в тетрадь.

   Так продолжалось до звонка, вспугнувшего оставшихся читателей. Девушка поднялась, повернулась, сделала шаг к выходу и снова остановилась, дочитывая последние строки. На обложке книги — символ библиотеки современной фантастики.

   Я сдал свою книгу, оделся и вышел к остановке. Прошло несколько не подходящих мне автобусов.

   - Чем, кроме «тридцать третьего», можно доехать до «Светлой»? — услышал я сбоку. Повернулся — передо мной стояла смутно различимая в сумраке вечера невысокая фигурка. Похоже, в красном пальто.
   - «Светлая» — это где? Берёзовая роща, да? — спросил я. Сбивчиво рассказал ей, как можно ещё добраться до места.
   - Вы, наверное, не здешняя, — заметил я.
   - Уже, пожалуй, местная, — живу здесь четыре месяца.
   - А откуда Вы?
   - Из Челябинска, после юридического техникума.
Посетовали на плохую работу местного транспорта. Тут я понял, кто передо мной.
   - Это Вы сидели впереди меня?
   - Да. И я смотрю — лицо мне Ваше знакомо.
   - Что Вы читали, фантастику?
   - Стругацких, «Понедельник начинается в субботу». Я хожу на бальные танцы. Так вот, руководитель без ума от Стругацких. Посоветовал прочесть и мне. Сначала мне не очень понравилось. Ненужные, на мой взгляд, длинноты; но потом я нашла кое-что интересное и для себя. Когда читаю, иногда выписываю некоторые выражения в тетрадку. Она заторопилась, роясь в сумке. Вынула общую тетрадь. Прочла одну из сделанных выписок.
   - Хорошо, правда?
Затронули ещё пару фантастов.
   - Недавно прочёл одну книгу, — вставил я в разговор, — Кэнко Коси. Я дам Вам название, если хотите.
   - А это тоже фантастика? — спросила она, роясь в сумочке.
   - Нет, но ведь Вам нужно читать и другие книжки. Я достал свою ручку и записал название в тетрадь.
   - Ещё, ещё, ещё — запрыгала она вокруг меня. Как будто забил фонтанчик.
Подошёл автобус № 33.
   - Вам пора, до свидания.
И «фонтанчик» уехала.

Стр. 106

                *   *   *

Попытка завершить некий труд — это попытка исчерпать Любовь, даруемую тебе Богом.