Исчезнувшая строка. Пушкин и Слово. Часть 4

Евгений Касьяненко
     Так зачем Игорь хотел напасть на Кончака? Делаю свое первое предположение, абсолютно меняющее все традиционные взгляды на «Слово». А ОН И НЕ СОБИРАЛСЯ НАПАДАТЬ на Кончака, вот в чем СУТЬ. Игорь, скорее всего, был отчаянным авантюристом своей эпохи, но вовсе не малохольным, говоря современным языком. Он прекрасно понимал, что в прямом столкновении с основными силами Кончака, тот сделает из него котлету.
     Задача Игоря была прямо противоположной. Незаметно прошмыгнуть мимо дозоров Кончака, переправиться через Дон, пройти рысью двести верст до Тмутаракани, захватить её, что было бы очень  легко для примерно пяти тысяч человек игорева войска , закрепиться ,  а уж потом  договариваться с будущим свояком об условиях их взаимоотношений. Причем, вполне может быть, что таким условием явилось бы СОВМЕСТНОЕ владение Тмутараканью.
     Только вот зачем Игорю понадобился этот кусок земли в сотнях километров от его удельных владений? Недаром же в русском языке слово «Тмутаракань» воспринимается как нечто забытое Богом, как синоним нынешнего Урюпинска из анекдотов.  Какой прок быть хозяином Тмутаракани, нести людские и материальные потери, чтобы там закрепиться в отрыве от русских земель, если, по  законам управления,  ты вскоре должен почти неминуемо потерять его вновь?
     Вот на этот-то вопрос и ответил гениальный Пушкин, хотя потом два века исследователи «Слова» (а это ТЫСЯЧИ людей)  проходили мимо Тмутаракани и тмутараканского камня, упоминаемых в гениальном произведении, как чего-то случайного, ввернутого неизвестным автором «Слова» для красного словца.
     Да нет же, в Тмутаракани-то и весь смысл величайшего произведения древнерусской литературы. Повторюсь, когда я читал «Слово», то параллельно, я готовился к экзамену по античной литературе. Иначе бы я, как и тысячи людей до меня,  ни черта бы не понял в гениальной пушкинской догадке.
     ЗА ЧЕМ ШЁЛ ИГОРЬ? ИГОРЬ ШЁЛ ЗА РЕГАЛИЯМИ.
     В этих двух коротких фразах содержится всё. И подтверждение немыслимой, какой-то неземной силы мысли Солнца русской поэзии, и иного представления о нашей древнейшей истории.
     Завоевание Тмутаракани имело для Игоря  САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. Он, наследник бывших владельцев этих земель, завоевав её, тем самым подтверждал свое право быть первым человеком на Руси и в Киеве, утверждал свое первородство, тянущееся ни много, ни мало …от римских ЦЕЗАРЕЙ.
     Добавлю еще одно ключевое слово, о чем пойдет речь в следующем куске: Боспорское царство, последний осколок Римской империи.
    
     Но прежде чем поставить точку, не могу не выразить свой гнев по поводу еще одного «ниспровергателя» Пушкина, вчера появившегося на нашем сайте.("Наше ничего. О графомане АСП и его последователях" (Данилов Сергей Иванович). Конечно, можно было бы и посмеяться над еще одним идиотом, решившим сделать имя на опровержении Пушкина. Сколько их, поломавших на этом зубы, скидывавших Пушкина с «парохода современности».
     Для ценителей поэта расскажу историю. Лет пятнадцать назад меня пригласили на один литературный вечер. Пушкинскую «Руслана и Людмилу» разбирал …молодой ученый-программист. И вот через полчаса после того, как он стал делать свое сообщение, у меня уже шевелились волосы на голове от ужаса, да, да, мистического ужаса перед гением Пушкина, словно он говорил о пришельце с другой планеты.  Суть: программист нашел в такой простой поэме, какой кажется (кажется!) «Руслан и Людмила», тысячи внутренних перекрестных рифм, нередко отстоящих друг от друга на сотни строф. И вся поэма подчинена сложнейшему алгоритму, который, возможно, был непонятен даже самому Пушкину. Всё, что говорил тот молодой ученый, выглядело так, как если бы поэму написал мощнейший современный компьютер, который с легкостью просчитывает одновременно тысячи закономерностей, да к тому же обладает поэтическим гением Пушкина. А кто-то говорит: простенький, банальный Пушкин. Да он «банальный» потому, что каждое его слово вошло в подкорку нашего сознания, он стал частью нашего мироощущения. Ничего схожего с ним мире нет. Большинство объемных вещей – повестей и маленьких трагедий , написанных в болдинскую осень,  сделаны буквально за несколько часов, а останутся в вечности.
     Если Землю посещал Бог, так это Пушкин, а не Христос.
Конец четвертой части