дедушкабабушка

Айнеж
Написано в соавторстве с Евгенией Белоусовой (глубокий поклон в ее сторону)


Мама гладила меня по голове. Медленно перебирала пальцами по коротким волосам: так я быстрее засыпаю. А сейчас непременно нужно было меня усыпить, притом как можно быстрее – им с папой пора было уходить в гости. А детям, к тому же маленьким вроде меня, пора было ложиться спать. Даже в новогоднюю ночь.

Я долго терпел, чтобы в самом деле не заснуть, и когда уже моё притворство чуть было не переросло в настоящий сон, мама тихо встала с кровати и бесшумно вышла из комнаты. В коридоре послышались голоса – это родители переговаривались с бабушкой. Ей поручили охранять мой сон в эту новогоднюю ночь и делать в случае чего все, чтобы меня усыпить.

Но мне-то сегодня никак нельзя было спать! Сегодня нужно было, во что бы то ни стало, познакомиться с дедом Морозом, ведь в случае неудачи мне пришлось бы ждать еще целый год!

Специально для того, чтобы не ошибиться, когда наступит тот момент, когда должен появиться дед Мороз, я научился узнавать по моим большим круглым часам на стене, когда заканчивается один день и начинается другой. В это момент стрелочки налезают одна на другую и смотрят на потолок. Они делают так еще и утром, но тогда это почему-то называется полдень.

На часы падал квадратик света от уличного фонаря. Стрелочки еще не показывали вверх. Но оставалось совсем чуть-чуть.

В коридоре хлопнула входная дверь – мама с папой ушли – и бабушка загремела ключами и цепочкой.

Потом я услышал шаги, и дверь в мою комнату тихонько отворилась. Я закрыл глаза, чтобы бабушка не заметила, что я не сплю, и открыл их, когда услышал ее шаги по коридору. Я снова посмотрел на часы: стрелочки почти дошли до самого верха. Я напрягся и сосредоточился, чтобы не пропустить ни единого шороха. Но я ничего не слышал, а новый день уже наступил.

Мне стало очень обидно, защипало глаза, но тут громко и длинно залился дверной звонок. Я быстро скинул с себя одеяло и выпрыгнул из кровати. Я осторожно приоткрыл дверь и стал смотреть в щёлку.

Моя бабушка в халате и ночной длинной рубашке под ним, в домашних тапочках и с сеточкой на голове вышла из комнаты, где по телевизору выступал какой-то дядя в черном пиджачке и красном галстуке: «…обратиться к нашим родителям, поблагодарить за заботу и понимание, пожелать, прежде всего, здоровья. Вы нам очень нужны, очень дороги. Хочу поздравить с праздником наших детей. Мы сделаем все, чтобы вы были счастливы…». На ходу бабушка проворчала: "Кого еще принесло?". Она осторожно приоткрыла входную дверь, оставив ее на цепочке.

– Здравствуйте! – услышал я низкий, праздничный голос человека за дверью, – Я дедушка Мороз! Привез подарок для вашего Пети.

Услышав заветное "я дедушка Мороз", я распахнул дверь и радостно пробежал по коридору в тамбур.

– Ура! Дедушка Мороз! Ура!

Бабушка испуганно вздрогнула, услышав мой громкий голос. Оттолкнув ее в сторону, я просунул голову между косяком и дверью. На лестничной клетке стоял румяный, бородатый человек в красном халате.

– Открывай, бабушка! Это же Дедушка Мороз! – крикнул я.

Бабушка ничего не предпринимала. Еще бы! Она наверняка сама была в шоке от того, что пришёл дед Мороз! Я сам снял цепочку. В квартиру вошёл старичок в красном халате. Усы и борода его были белыми-белыми, самого чистого белого цвета. Он был таким, каким я его видел в мультиках и на картинках. И еще он говорил:

– Здравствуй, Петя-петушок! Вот я и до тебя доехал. Дорога трудная, длинная, детишек много… – дед Мороз говорил эти слова и смеялся.

Я смотрел на него и тоже смеялся от радости, что он все-таки доехал. А еще оттого, что больно смешной у него был голос, как будто он осип и теперь пытается это скрыть.

– Кто вы? – неожиданно спросила бабушка.

Мы сразу перестали смеяться. Потом я сказал:

– Бабушка, ну ты чего? Это же дедушка Мороз! С подарками!

– Нет никакого деда Мороза! И подарков никаких у него нет! Мать соседа попросила, вот он и пришел. Это ты, Вова, правильно?

– Есть дед Мороз. Я, то есть, есть. И подарки у меня есть, – насупился дед Мороз и огляделся, – Слушай, Петя… а мама у тебя где?

– Нету их, – недовольно отрезала бабушка, – В гости ушли. Подарок ваш давайте и уходите, ему спать надо.

– Ну, я тогда… я подожду их, – дедушка был немного ошарашен таким теплым приемом.

– Я вам подожду. Я вам так подожду! У меня за стенкой соседи – десять мужиков. И топор под подушкой! Уходите.

Дед Мороз не знал, что ответить. Бабушка смотрела сурово и тоже молчала. Я не раскрывал рта, потому что боялся спугнуть так странно появившуюся сказку.

– Это вас мать позвала?

– Мать? А, нет… вернее, да, мама… Лена…

Бабушка сердито втянула ноздрями воздух.

– Ох уж мне эта Лена! Фокусница безмозглая!

– Не безмозглая, – упрямо возразил старичок.

– Вам-то какое дело? Давайте, делайте, что от вас требуется и уходите.

– А что от меня требуется?

– Ну, подарок, наверное, что ж еще-то?

– Подарок? – протянул дед Мороз и уже полез в мешок, но внезапно бодро обернулся, – А ты знаешь, Петя, что нужно сделать, чтобы получить подарок?

– Конечно, – обрадовано закричал я, – Пойдем, дедушка!

Я взял его за руку и потянул в свою комнату.

– Эй, Петя… куда вы? – бабушка сначала кинулась за нами, но потом вспомнила про открытую дверь и замешкалась, закрывая ее.

Мы вошли в комнату. Я включил огоньки на ёлке, и она красиво загорелась. Я встал возле нее и начал рассказывать стихотворение. Дедушка Мороз присел на маленький стульчик, наверное, он очень устал. Я старался на него не смотреть, чтобы не забыть слова:

Привет, привет, я Новый год,
Я только что родился
И сразу удивился.
Я удивляюся всему:
И солнцу, и луне, и небу!
И вот за эту ночь одну
Я всю страну объеду,
Я постучуся в каждый дом,
И все мне будут рады,
И за хороший за прием
Дам счастья всем в награду!

Я шумно выдохнул и посмотрел на деда Мороза. Он сидел на низком стуле и внимательно смотрел на меня.

– Молодец, Петя, – сказал он, подумав.

Я испугался, что ему не понравился стих, но никакого другого я не знал. Я и этот учил целый месяц. И вдруг он засмеялся. Я засмеялся тоже – ведь стих деду понравился!

Неожиданно вошла бабушка. Дед Мороз перестал смеяться и неловко посмотрел на нее. Я насторожился и тоже умолк.

– Уходите, – глядя исподлобья, проговорила бабушка, – Мать никого не заказывала. Дима тоже.

– Где они?

– Назад отправились. Из-за вас из гостей уехали.

– И когда они вернуться?

–Ваше что за дело?! Вообще, идите вон!

– Не грубите при ребенке.

Бабушка окинула старичка злобным взглядом и посмотрела на меня.

– А ты спать иди!

Я не двинулся с места. Я понимал, что ей сейчас точно не до меня.

– Вы же образованная женщина… – начал дед Мороз, положив руку мне на плечо. Рука его была маленькой и морщинистой – как у бабушки.

– Отойдите от ребенка! И вообще уходите, мы все равно ничего вам платить не будем.

– А зачем ему платить? Он же дед Мороз… – тихо сказал я, наблюдая, как рушится моя сказка.

– Вы что-то перепутали – мы никого не заказывали! – бабушка потянула меня к себе, я поддался, дедушкина рука соскользнула с моего плеча и безвольно ударилась об его ногу.

– Я настоящий дед Мороз. И денег мне не надо, – грустно сказал он и поднялся со стула.

– Какой еще настоящий? Что за чертовщина? Это не смешно и неправдоподобно. Вы гнусный мошенник, подите прочь из моего дома!

– Не смейте называть меня мошенником! – дед Мороз закричал и замахал руками. В его голосе послышались тоненькие нотки. Мне было очень обидно за него, но попросить бабушку не говорить злых слов я не мог – боялся.

– И как же мне вас, по-вашему, называть?

– Я дед Мороз. И никто больше.

Бабушка замолчала и уставилась на этого старика в красном халате. Она ему не верила. За две недели до праздника она открыла мне тайну, что деда Мороза нет, и всю работу за него выполняют родители.

– Деда Мороза нет. Это знает каждый ребенок. Даже этот уже знает. Так ведь, Петя? Расскажи, что я тебе говорила про эти бредни.

Я молчал. Меня и тогда не убедили ее слова, а теперь-то уж было очевидно, что она не права.

– Ну! Говори же: деда Мороза нет, вместо него подарки под елку кладут родители…

– Ладно. Нет – значит, нет. Держите ваш подарок, – он нагнулся над своим красным мешком и достал оттуда большую картонную коробку. Тут сердце мое забилось часто-часто, и я уже понял, что это такое.

– Коньки!!! – заорал я, выхватил свой подарок и бросился его открывать.

Бабушка открыла рот, потом закрыла его, потом снова открыла.

– Но как же это? – наконец прошептала бабушка, – Как?! Они же все деньги отдали за эту аварию!

Я разорвал коробку на много кусочков и достал один из своих – да-да, своих – коньков.

– Они мне ничего не платили и не должны, – сказал старичок, и мне показалось, что он улыбнулся.

– В таком случае, кто вам сказал, что он хочет коньки? – холодно и недоверчиво спросила бабушка, приходя в себя.

– Письмо, – тут дед Мороз достал из кармана белый конверт.

Это его «письмо» эхом раздалось в моей голове. Я отложил конек в сторону и подошел ближе, чтобы увидеть главное и неоспоримое доказательство существования этого волшебника.

Бабушка, щурясь, читала письмо, написанное моей рукой, а конверт держала между средним и указательным пальцами. На конверте было крупными печатными буквами выведено «От кого от Пети; Кому деду Морозу; Откуда из Москвы; Куда в Великий Устюг». Марок на конверте не было.

– Кто вам это дал? – бабушка беспомощно болтала руками и была совершенно сбита с толку.

– Я дед Мороз, – повторил волшебник и тихонько засмеялся. Я засмеялся тоже, мы смеялись с ним минуту или две, а потом он закинул свой мешок на спину и, минуя бабушку, вышел в коридор.

Я выбежал следом. Я просил его не уходить, уверял, что теперь-то бабушка верит ему и не прогонит, но он не слушал меня. Он отпер дверь и обернулся ко мне. Обнял меня и сказал, что его ждут еще много ребят. Затем он начал целовать меня в лоб, да так, что ворсинки с его бороды лезли мне в глаза, в рот и в ноздри. Я терпел и не дергался, ведь обижать его было нельзя. Он повернулся и вышел, а я еще какое-то время стоял на пороге.

Из комнаты вышла бабушка. Весь ее прежний задор куда-то испарился, и теперь она шла, будто стукнутая пыльным мешком.

– Ложись, – буркнула она себе под нос, проходя мимо меня.

Я сел на пуфик и стал думать о деде Морозе. Из кухни послышалось бабушкин голос:

– Один, два, три, четыре… – это она считала, сколько капель упало в стакан с водой. Она иногда пользовалась этим лекарством.

И тут я неожиданно ярко и четко осознал, что деда Мороза я увижу еще очень не скоро. Не раньше, чем через год. Но это слово – год – представилось мне длиною в целую жизнь и чуть больше, ведь, сами подумайте, каким большим видится срок, равный пятой части уже прожитой вами жизни. Слезы сами потекли у меня из глаз оттого, что так глупо и так неправильно прошла моя встреча с Ним. Я вернулся в комнату и начал вертеть в руках коньки – коньки, которые еще недавно принадлежали ему.

Вдруг из коридора раздался звон ключей. Я выпрямился и насторожился, я все еще надеялся, что чудо вернулось, но вообще-то уже ясно понимал, что вернулось не чудо, а родители. Однако я вышел в коридор, чтобы встретить их, и удивился, увидев не только маму с папой, но и еще какую-то тетю. Это была невысокая, толстая, совсем не старая тетя с улыбающимся лицом. Она раскрыла широко руки и попыталась меня обнять, но я почему-то испугался и уперся спиной в стену.

– Не бойся, внучок, это ж я! Не узнал? – спрашивала она, а я мотал головой и не давался ей в руки.

– Ну что ты, сына? Это же твоя бабушка! Баба Люда! Неужели забыл?

И я вспомнил ее. Это была та самая бабушка, про которую мама всегда говорила, что живет она где-то очень далеко и часто нас навещать не может. Потому, говорила мама, я так редко ее вижу и только иногда разговариваю с ней по телефону.

– Здравствуйте, – осторожно сказал я и дал ей себя обнять.

Пока баба Люда обнимала меня и шептала на ухо что-то про мишек и зайчиков, взрослые заговорили о деде Морозе. Я тут же забыл о бабе Люде, вырвался из ее объятий и начал прислушиваться к беседе – ведь за возможность еще раз увидеть деда Мороза я, не раздумывая, бы отдал даже свои новые коньки.

– И кто же это приходил? – задал папа вопрос моей главной бабушке.

– Не знаю, – отвечала она и как-то странно смотрела на бабу Люду, – Подарил Петушке коньки, а денег не взял.

– Коньки?! – удивилась мама и тоже повернулась к бабе Люде, – Мама! Неужели это ты?

– Ну, а что, мне пришел заказ, я его и исполнила! – другая бабушка достала из кармана конверт и протянула его маме, – А, нет, стой, не тот! Тот в халате остался, но это неважно. Я что, не могу внуку на Новый год подарок привезти?

Мама взяла из рук бабушки конверт и стала его рассматривать.

– Да это верхний конверт, в котором ты мне отправляла то, что он написал, – пояснила баба Люда.

– Да я ведь просто так отправила, чтобы мальчик видел, что все по-настоящему. Я же тебе сказала, что это письмо можно просто на память сохранить, как ты обычно делаешь. Не нужно было ничего покупать, мама! Слышишь меня?

Вдруг моя главная бабушка резко сорвалась с места и, пройдя через весь коридор, зашла в свою комнату и громко хлопнула дверью.



Потом мы с папой, с мамой и с бабой Людой сидели на кухне, пили чай, смотрели телевизор и веселились. А потом я решил зайти к моей главной бабушке, потому что мне казалось, что ее кто-то обидел, может, даже я. Бабушка хоть и не спала, но меня не замечала, она крутилась на кровати и шептала какие-то слова, вроде: «Дурой меня выставлять… ребенку голову морочить… притащилась незваная… подарок привезла… скооперироваться… предупредить… нечестно…». Я постоял рядом с ней, мне стало грустно и немного страшно, и я ушел.

Вскоре меня отправили спать, но заснуть я не мог. Я ворочался и думал о деде Морозе, о другой бабушке, о коньках и вообще о жизни. Пришла баба Люда – она должна была спать в моей комнате на раскладушке – и начала рассказывать сказки и смешные истории, а я лежал и слушал и заснул только тогда, когда одна из стрелочек на моих круглых часах уставилась вверх, а другая вниз.



На следующий день я проснулся от телефонного звонка. Санька звал меня во двор. Мама пустила меня ненадолго проветриться, потому что знала, что там будут и ребята постарше, которым уже можно гулять одним. Я быстро оделся и, глотнув недопитого вчера чая, выбежал из дома. Там уже было много ребят, они лепили снеговика и швырялись снежками, а я с радостью к ним присоединился.

Мы долго веселились, а когда устали, присели отдохнуть на качелях. Мы сидели и ленились даже говорить друг с другом. Вдруг Санька заметил в глубине двора у мусорки какой-то красный мешок. Мы наперегонки бросились к нему, и я, конечно же, прибежал последним, ведь я был самым младшим. Это оказался мешок деда Мороза, в нем лежал его халат, борода и посох. Ребята выпотрошили содержимое и стали напяливать его на себя. Они хохотали друг над другом, залезали по трое в халат, махали посохом, как мечом, и выдирали из бороды по клоку волос на память. Мне же достался только небольшой квадратик бумаги, выпавший из халата. Я развернул его и узнал написанные своей рукой строчки. И я понял тайну деда Мороза. И тихо, но с нескрываемой гордостью сказал я не слушавшим меня ребятам:

– Дед Мороз – это моя другая бабушка!