К "ИСТОРИЧЕСКИМ ПОРТРЕТАМ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО.
Заметки сии не представляют собой ни попытку лингво-стилистического анализа ни претензии на истину ,ни ,тем паче, наукообразного заумного исследования.
Что же это? ---Это поиски искорки истины ,посредством собственных эмоциональных заключений.
Начну с дифирамбов автору.Каким запомнился,чем отличим от остальных?
Ключевский отрочески чист в авторской интонации не ментора,но---собеседника.Филигранно выстраивает "сценический рисунок " лекций.Великолепно прост в сложных синтаксических фигурах.Вмеру эмоционален ,по-доброму тенденциозен в стремлении солидаризироваться с традиционно-исторической концепцией непредвзятого летописца."Исторические портреты" ,однако,тривиально националистичны .Хотя махровым националистом автора трудно назвать,но и в широте взглядов его не обвинишь.Самодовлеющий патриотизм прочитывается даже не между строк,а---разительно ,априорно исключая любой,кроме русского ,этнос из области гуманитарных ценностей и законов.В статье о Пушкине колокольным звоном звучат характеристики русского народа,нрав которого,якобы, соотносим с характерными особенностями пушкинской лиры: "...народ восприимчивый и наблюдательный,с трезвым и бодрым взглядом на жизнь..."Кто бы спорил,кабы не зримые исторические последствия национального нарциссизма,приводящие любые этносы к стагнации и трагическому коллапсу многократно.
Если в самом факте отрицания Б-га заложено его утверждение,то и в претензии на надэтнический характер исследования жизни и природы творчества заложено утверждение этнической доминанты.Почему бы ,объективности ради, не заменить в цитате из Ключевского русский народ на любой иной , гуманистические черты которого были освещены Пушкиным не менее правдиво и своеобразно,чем черты русского народа. Если оставить содержание цитаты неизменным,то не повеяло ли от нее национал-реваншистским душком в стиле Deutschland---uber alles ?Мы все в какой-то степени поражены недугом НАЦИ, но вряд ли от этого страждем...А надо бы себя урезонить,наконец...
Ключевский безупречен во владении русской речью.Океан его повествования тих и могущественен.В его полнокровном желании выпячивать прелесть русской речи,а не собственное эго, узнается роскошная гоголевская непредвзятость и упоение словом.Попутно нельзя не отметить живой академический трепет исследователя ,помноженный на ясность мысли и поэтизированную гармонию чувства.
Безусловно,сфера национальных приоритетов важна,в качестве путеводной звезды,но не цели.Ибо цель----само движение,его темпо-ритм.Во имя национальных интересов гибнут отборные души. Религия и идея ,манипулируя сознанием, способны убить шестиметрового циклопа вселенского масштаба. Религия имеет целью замкнуть индивидуум в рамках культа личности или детерминизма культовых сооружений .
Другое дело ВЕРА . И все же грустно,когда вера заменяет художнику ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ.