Постскриптум от автора в книгу Одна треть

Виктор Шмаков
17.04.2009 по электронной почте пришло письмо от одного моего заочного знакомого:

"Сообщается, что власти Татарстана внесли предложение о придании татарскому языку статуса государственного. Как вы это прокомментируете?".

Я ему отвечаю:

Что ж, наши власти получили то, чего заслужили. Ведь это не шутка в деле – объявить государственным ещё один язык. Это же одни лишь только материальные затраты, так немалая головная боль – документооборот, вывески государственных учреждений, я даже и не знаю полностью, что из всего этого должно и будет следовать. А ещё и прецедент. Потом Башкортостан может потребовать башкирскому языку статуса государственного. Ещё кто-то... Пошла вторая волна "войны суверенитетов".

Нужно ли это властям Татарстана в смысле практической необходимости? Ну, вряд ли в этом потребность имеется. В самом Татарстане государственными языками являются два, там по этому принципу и живут. А для всей России есть ли такая потребность?..

Несколько лет назад была инициатива перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Я слышал по TV, как один филолог из Казани говорил, что в татарском языке есть звуки, которые нельзя отобразить русскими буквами. Значит, используя 33 буквы это сложно, а вот 24 буквы это сделать помогут...

Сейчас новая инициатива сделана гораздо умнее и, если формально, то довольно корректно. Почему она появилась? А это как раз то, о чём я и говорил в главе "Может и безнадёжно..." – протестная реакция. Власти новой России, мягко говоря, чрезмерно взялись за "православонизацию" страны. Вот уж точно – заставь дурака молиться... Естественно, что даже светские люди, но по своему менталитету не относящиеся к христианству, восприняли это как некоторую монополию одной из религий в религиозной и общественной жизни. Отсюда и эти ответные реакции то с алфавитом, то с языком.

Общество, чем далее, тем более расслаивается. Происходит разбиение его на клерикалов и антикреликалов. И подобные как с Татарстаном проявления межконфессиональных противоречий – это вполне естественный и закономерный результат глупой религиозной политики властей. Ложь, лживая политика и лживые действия не бывают безнаказанными.