24. Спор славян. IV Украинский Фронт и Русская Иде

Константин Могильник
Видавничий Гурт КЛЮЧ:
Дмитрий Каратеев & Константин Могильник

Фрагмент романа ЛИРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ или LIEBE DICH AUS...

Глава исследования УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ


24. СПОР СЛАВЯН

– Россия тем и отличается от прежних империй, что разрасталась, никого не вытесняя, щедро принимая встреченные племена в материнское лоно и заново рождая их уже русскими…
– Вот-вот, именно так поглощали «материнским лоном» белые пионеры американских индейцев.
– Несравнимо! Распространение России на восток было мирным и бескровным, так как русские люди занимали никем не заселённые лесо-степные просторы. Быть может, на нескольких сотнях вёрст попадались два-три десятка тунгусов, которым тут же даровалось право вести ту жизнь, какая им по нраву: стать православным и принять русское имя, либо пребыть «и ныне дикими». А жестокости англосаксонских, испанских и иных захватчиков несовместимы с русскою совестью.
– Это потому, что русская совесть основывается на русской же правде. И в отличие от протокольно сохранённых англичанами отчётов об истреблении ирокезов, бушменов и австралийских аборигенов, погорячившиеся казачки учёт снесённым басурманским головам никогда не вели, и лишь порою упоминали о победных стычках с какими-то «немирными чукчами»…
Знакомые русские песни. И исполнители тоже знакомы. На них непременно наткнёшься, даже если занесёт в Тото-и-Тото. Дмитрий, стало быть, почвенник и романтик евразийства, а Константин – почвенник и романтик панславянства. Интересно, а что думаешь об этом ты, Платон? Всегда отделывался каламбурами, слова серьёзного мне не сказал – почему? Впрочем, ты ведь отличаешься от всей русской породы: для тебя главное – дело, а слово вспомогательно. И в чём же твоё дело, деловар? А какое тебе дело, Катарина! Знай свою песню лебедихину. Ну и то. Очень нужны ваши славянские глупости! Нет, но всё-таки интересно, отчего с одной стороны такой архаически неприличный шовинизм, а с другой – шокирующий антипатриотизм? Я не про вас лично, ребята, хотя и вас узнавать и окликать мне сейчас почему-то не хочется. А такие сразу были симпатичные. Поскреби русского… Лучше долго не скрести – доскребёшься до дыры, до плывуна. Страшное слово, а кто мне его сказал? Ой! А кто это повторяет его сейчас? Ах, это Костя не соразмеряет голоса с габаритами венецианской забегаловки:
– Азия – это плывун, в который провалилось Московское царство и тащит за собой скреплённую с ней связкой языка и верёвкой веры Украину. И чем скорее отвяжется Галя от пылающей сосны, пусть даже оборвёт при этом косы…
– И обкорнанная, обгорелая, в светлую Европу, под круглое как «евро» солнце глобализма…
– Прошу прощения! И прошу не приписывать мне карикатурно-хуторянского западничества. Украина –  c’est la poupe de la terre – пуп земли то есть…
– …что так и явствует из её имени. Вся земля моя приграничная…
– Имя Украина, как тебе известно, в Х–ХІ веках с прилагательным «Залесская» прилагалось к междуречью Оки и Волги, где и выросла впоследствии Москва. «На нашу голову» мог бы я сказать, но воздержусь из почтения к оппоненту. А вот от чего не воздержусь: времена меняются, имена меняются. Теперь Русь там, Украина здесь…
– То есть, опять-таки там.
– Ну да, позабыл, что мы не тут, а за границей. Так о чём я: многое последнее станет первым, пограничное – столичным. Союз славян имеет смысл только со столицей в Киеве…
– Что ж, был такой замысел, перенести столицу Российской империи в Киев. В 1911 году. Прибыли тогда в мать городов русских, Государь Император с Государыней Императрицей, председатель Совета Министров Пётр Аркадиевич Столыпин…
– …и с ними старец Григорий Распутин-Новых, который, при малограмотности и многоодарённости, сочинил даже книжечку об этом, и её раздавали восторженному народу…
– Но сработал неусыпный рок России. По тайному чьему-то попечению пущенная пуля…
– …разбила киевский проект Столыпина. А посему сейчас нам не приходится всерьёз о нём «фотазировать», как малограмотно и многоодарённо написал старец Гриша. Я говорю о Киеве как о столице славянского мира, подчёркиваю – славянского…
– А как отделить славянский мир от мира неславянского, если
 
затерялась Русь в Мордве и Чуди, -

в смысле

Чудь начудила да Меря намерила?

– Неотразимо лирический аргумент. Едва ли не в том же 1911 году Александр Блок писал, что Россия – это «лирическая величина», что она никогда не существовала.
– И чем же предложишь её заменить? Ведь что ни говори, оранжевым ражем заражённая Украина в лирические величины не годится…
– И не думал подменять лирическую величину. В области лирической её тем более нечем заменить, что заменить её в области лирической нечем. Она тут незаменима. Да и причём тут Украина? Которую упоминать в этой связи даже нетактично.
– Такт, не шутя, великая вещь. Именно вежливость вынуждает меня в разговоре с государственноязычным, то бишь, украйномолвным отвечать ему в тон, я хочу сказать, на том же языке. Наоборот, заметь, не бывает. Это как уступить место женщине. Или инвалиду.
– Наоборот бывает за границей, где русские считают, что все иностранцы вроде чурок: своего языка не имеют, а потому должны, не дрыгаясь, переходить на русский. А что до «уступить место», то ведь украинский уступил русскому место в национальном масштабе, во всяком случае, в городе. Просто согнал русский дядя с сиденья Галю, да ещё и обиделся. Как раньше на поляков сердился, до сих пор зуб имеет за то, что «граждане северо-западного происхождения» так и не переучились на великий и могучий, а всё продолжают на него шипеть…
Надо мной в самом деле плетью взрезал воздух кем-то испущенный свистящий шип:
– Пщякощчь!
Что это? Кристина? Да, она. Но как!
– Пщякрев пшепшеклента!
Рывком выхватила из-под носа у Виллема ром, плеснула в пиво, махом выпила:
– Псубраты имперске, курва мачь!
И, возвысив голос, по-русски:
– Эй, панове за тем столиком, пшекратите мувить глупства, это я вам говорю: немедленно пробудитесь от шовинистических грёз! Пшепусти-ка меня, Катажинка.
И через мои колени ринулась за столик спорщиков.
– ПрОшу, прОшу, прОше, – с каким-то лихорадочным одушевлением воскликнул Дмитрий, – Присаживайся, пани, и вот что: давай меняться! Махнёмся, не глядя, историческою судьбой.
– Я горжусь нашей судьбой!
– А хотите ещё пуще возгордиться, если только это мыслимо? Знаете что, берите Москву! Вы ведь брали её однажды, да не удержали, Минин с Пожарским помешали, да Сусанин затащил куда-то, не видно ни зги. А засел бы крулевич Владыслав в кремлёвских башнях, открылась бы ему оттуда даль большая! Ведь в чём польская мечта? В том польская мечта, в чём и русская мечта. Пусть весь этот негаданно родимый восторг… оговорился: простор… оговорился: восток – раскинется под крылами польского орла. Вырастет у орла другая голова, обращённая прямо на восток. Смерит орлий взор всю землю – не только од можа до можа  – до Великого океана, настроят орлята острогов, намоют злота, нароют кладов, наловят белок, наберут брусники. Сроднятся с немерянною равниной, обнимутся с мордвою и тунгусом, коснутся стен недвижного Китая, перехлестнутся волною в Новый Свет! И запируем на просторе. То есть вы, поляки, запируете. А мы уйдём под смиренную сень кривых балтийских сосняков, наберём янтаря, да и выбросим в море. Спрячемся в полабских берёзах, додумаем там последние думы о лирических величинах. Разберёмся, что разумеют люди под жизнью непутной и путной. И в тихом дождике приэуропских околиц никому неприметные истаем. Да разве есть где на свете такие дожди, такие ветры, огни и такая сила, чтобы пересилила русскую силу! Оговорился: польскую. Бери, ясна пани, не пожалеешь, может, ещё Царьград возьмёте, и будет ваш. Так, что ль?
– Нет, не так. Не по-твоему, пан, будет. Так широко расщедрился, что сам восхитился, да? И сам же умилился, аж прослезился над своим смирением. Нет уж, чести поражения вам у нас не отнять. И победа вам тоже не достанется. Ибо моральная победа всегда за нами. Ибо мы причастны единственной на земле истинной культуре – европейской, хце мувить. А вы причастны татарве да мордве с тунгусом да сибирским гнусом, а то ещё недвижимости китайской. И следовало бы построить стену… Да ведь была натуральная стена, хце мувить – уральская. И была у вас – у вас, не у нас! – навеки упущенная историческая возможность: стать передовым отрядом Европы, то есть человечества, в дикой лесостепи. И что вы чванитесь вашей хвалёной необузданностью! И у нас этого добра не менее, мы ведь сарматы, коли вы такие скифы. Именно обуздывать надо стихию, иначе она вас подымет на гребень, да и расшибёт о скалы. Что уже и происходит. Спалил вас простор, оговорилась: костёр, в пепле, в пеплуме помпейском сны похмельные досматривает Москва:

Лезут гости – да во все створки:
Чудь с востока, чума с полудня.
Доброго ж тебе ответа, блудня,
На имеющей быть Разборке!

Ибо вы себе наблудили с вашей разнородной татарвою таких уродов и такие хворобы, что ни с койки подняться уже не придётся, ни чулка с кубышкой передать некому. Да, лучше уж быть европеянкой с контрацептивной ориентацией (я о глубоко личном). Коварно же твоё предложение, пан: нам того же хотите. Катажинка, сердце, это вы, лохи немецкие, можете насчёт русской души иллюзОвать, экзотику смакОвать, а мы-то, поляки, прекрасно все ихние загадки понимаем. Даже не понимаем, чего же тут не понимать. Крутко молвя, русские суть плохие поляки. Полякам, пан, совсем иное нужно. Полякам нужно…
– Вот вы всё: полякам то нужно, полякам сё нужно… А мы всё думаем: а кому поляки-то нУжны?
И тут вступил Костя, которому, видно, до сих пор нравилось между двух огней:
– Не горячись, патриот. Сам знаешь, Кому нУжны, для чего же нибудь Он их создал. И вы не кипятитесь, панночка, Кристина, кажется. Сейчас вас примирю на украинской почве. Вот ты привёл тут лирический аргумент, что, мол:

Разметнулось поле русских пашен,
То трава, то снег.
Всё равно, литвин я иль чувашин,
Крест мой как у всех…

– Что ж, классический образец евразийского миро– и самоощущения.
– Именно. Но знаком ли ты, или сочинитель этих строк с настоящими литвинами? А с чувашами? Я к тому, что между литвином и тобой разница куда больше, чем между поляком и немцем – не шипите, чуть что, Кристина! – а между тобою и чувашем… Ну, сам понимаешь. А вот скифы с сарматами, говоря условно, прекрасно способны друг друга понять. А бранятся – только тешатся. Но вернусь к стихам про всех этих дорогих евразийскому сердцу чухонцев. Их тоже Господь на что-нибудь достойное, надо думать, создал. Ну да у них один сабантуй, а у нас другие вечерницы. В чём вообще между славянами пропасть, не в языковом же барьере, ибо в барьерах пропастей не бывает.
– Вот в языковом-то как раз есть. Человека определяет язык, на котором он думает. Язык – это дух, носитель Логоса. А кровь – факт физиологический. Есть люди и народы, близкие по крови, но чуждые по духу. Как русские с поляками, балтийцами, галичанами. Говоря «литвин», кстати, Есенин разумел белоруса, а говоря «галичанин», я разумею народ, в силу исторической ошибки носящий одно имя с малороссиянами. А дал путёвку в жизнь этой ошибке Сталин, которому во Львове, небось, уже монумент воздвигают как отцу украинской соборности. Безусловно, отхватить восточный кусок Польши было преступлением, но для меня сейчас больше значит, что это было ошибкой. Всё равно, что проглотить бомбу с заводом на полвека и по истечении взорваться. Что мы и проделали. Им на радость, – Дмитрий кивнул, не глядя, в сторону Крыси.
– Итак, чувашин и тунгус русскому – братья навек, а львовянин полтавчанину для вас чужд по духу. Так не будет же, г-да евразийцы, по-вашему. А смотри, как будет. Родство не в слове и не в крови. Оно в земле, где корни. Не в той фантастической «почве», которую сочинили в ХІХ веке петербургские баре-литераторы. Они и почвы-то толком не нюхали. А нынешние евразийские грёзы уже вовсе филологического происхождения. Крушение исторической миссии России! Происхождение трагедии из духа домашнего чтения. Всё это грёзофарс. А крепок род корнями, и они у славян общие, и они в Киеве. Поляне, поляки… Не обижайся, пани, ибо в этом истина. Твои, пани, европейские визии тоже ведь – комплекс. Немцы тебе «лохи», а в эуропский дом скулил-просился – кто, Мицкевич? Ну, не Пушкин же. Унижался-юлил-умолял – кто? Не подавились ещё золотыми колбасными бананами? Сами увязли и нас, соседей, в ту же лужу  тащите. Не так будет, пани, а слушай, как будет. Не в государстве почва. Державные мечтания отцветают, уже отцвели. Их следует оставить, как валенки или галоши, за порогом славянского дома, который – повторю очевидное – в Киеве. Не «почему», а где же ещё ему быть? Чернозёмная колыбель, братцы-сестрицы. Все славянские народы представлены в Украине – своей метрополии. Все вероисповеданья славян…
– Даже лишние, – мечтательно буркнул Дмитрий.
– В братском доме никто не лишний. И хам, и пан да пьют из славянского ковша. А государственность – это уж как Бог управит. Это для каждого – дело персональное. Пусть лучше в наших школах дети изучат все славянские языки – потом сами поймут, какой из них международный, на каком скажет Днепр: «Я из-под Смоленска» – «Я из Моравии», – отзовётся Лаба-Эльба – «Я из земли Новгородской, а потом Тверской, потом Нижегородской, в Астраханскую, ханскую теку», пропоёт Волга – «А я из Татр высоких, по Западной Галичине, по старой Польше, голубая, как цветок, в Бельтское море», – Висла заплещет – «Я сам из-за Альп, через славян бегу, маки Чёрному морю дарю», – загудит Дунай…
– «Фотазируешь» всё-таки, Костя. Твоими бы устами… Но насчёт языков согласен. Ибо язык-то и есть почва и родина… А что до твоей – нашей, разумеется, не отрекаются любя – Украины, то разве не ясно, что нет её самой по себе, а есть Украинский Фронт. Впрочем, это вроде «солёной соли». Я его тоже люблю, этот Фронт – фронт, а не центр, – ибо в нём залог нашей победы.
– Ну, «дофотазировался», право! Что до того, где центр, так это смотря откуда смотреть. Это из Москвы вашей – нашей, ты понял, не отрекаются любя, – привыкли видеть наш Фронт у края, а он пролегает…
– По сердцу, по центру…
– Во-от! А коли Киев – центр, значит Москва – у края, а что далее – то за краем славянской земли. Помнишь, как мечтал особо чтимый на Украине поэт: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, нерозмежованою зостанеться навіки од моря до моря слав’янська земля!» – вот в чём она – украинская мечта! Что-что, Кристина?
– Юж хватит, паны-братове. Перемирие. Выпьем с горя, где же кружка. Ибо погорела Кристинка на политике, а всё спорит. Самой жить-то осталось… Ой, мальчики! Пьём? Пьём! Дай-ка гитару, Катажинка. Как нету, а где же? И не было. Ну, я так спою. Вашу, славяне, народную:

Летит паровоз по долинам и горам,
Ни города не встретит, ни села.
Девчонка Кристина взросла под забором,
A жизнь её далЕко завела.

А ежели поймают и в клетку посажают,
В тюрме я заночую тылько ноц.
Уйду себе по крыше, и стража не услышит,
Нех щвечит тен здрадливы кщенжиц-поц!

  – Что косишься, Катарина, слыхала такую песню? Ах, от Яцека? Постой, какого именно Яцека? Кавалека? Да какой он мне в дупу брат! Лжесамозванец, как Отрепьев. Впрочем, все поляки мне братья-сёстры. Как тебе, Константы, те славяне, а тебе, пан Митя, удмурт с тунгусом. И все люди братья. Предсмертная лебединая мудрость.

А ежели услышит, и воздух расколышет
В ночи сумасшедшая стрельба –
Упала Кристина, расшиблась и не дышит…
Никто не виноват: на всё судьба.

Проляжет равнина од можа до можа,
Над нею распустит хвост метель.
Не встанет Кристинка с холодного ложа,
Не ввяжется больше в канитель.

Летит паровоз по долинам, по взгорьям.
Летит-пропадает вдалеке.
Эй, братцы-славянцы, так выпьем же с горя,
У пьяного душа на языке!

Эй, сёстры-славянки, глотнём-ка сливянки…

Нет, юж довольно выпито. То вшистко. Рука, понимаете, должна быть тверда, а как же. А вы что же безмолвствуете, пан Виллем? Расскажите и вы нам что-нибудь из морского, не пасуйте перед безудержным славянским размахом.



Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/14/58
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ   http://proza.ru/2009/07/08/809
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ  http://proza.ru/2009/10/30/1417
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ   http://proza.ru/2009/07/17/367
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ.  http://proza.ru/2009/11/03/239
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС   http://proza.ru/2009/07/26/130
6. THESAU-РУСЬ   http://proza.ru/2009/06/26/317
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА – РУСЬ-УКРАИНА   http://proza.ru/2009/07/14/274
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ http://proza.ru/2009/07/30/97
9. ГЕТМАН МАЗЕПА   http://proza.ru/2009/07/19/309
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/20/52
11. КОБЗАРЬ   http://proza.ru/2009/07/15/129
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56
14. ПРИТЧА О ДВУХ ЯБЛОНЯХ   http://proza.ru/2009/10/30/1437
15. РУССКАЯ ИДЕЯ   http://www.proza.ru/2009/10/17/627
16. РУСЬ БЕЗ РУССКОЙ ИДЕИ   http://proza.ru/2009/11/02/1116
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО  http://proza.ru/2009/11/04/177

Фрагменты и примыкающие главы:

17. КОРСУНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. К 1020-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://proza.ru/2009/06/29/98
18. ПОСЛЕДСТВИЕ СТИХИИ   http://proza.ru/2009/06/25/1124
19. ПАМЯТИ КОБЗАРЯ   http://proza.ru/2008/01/12/27
20. ОПЕРАЦИЯ “ВИСЛА” http://proza.ru/2009/06/28/46
21. ВЕТЕРАНЫ    http://www.proza.ru/2008/04/02/656
22. ЗВОНОК ПОДРУГИ ИЗ КИЕВА - МАЙДАНУ 2004 http://proza.ru/2008/02/01/74
23. СМЕРТЬ ВОРОНА http://proza.ru/2009/05/05/37
24. СПОР СЛАВЯН  http://proza.ru/2009/04/17/283
25. ВСТРЕЧА С РУССКОЙ ИДЕЕЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ КОНОТОПСКОЙ БИТВЫ    http://proza.ru/2009/11/06/297
26. ЛЮБИМАЯ СТОЛИЦА   http://proza.ru/2009/11/08/190
27. ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША  http://proza.ru/2009/11/14/244
АННОТАЦИЯ  http://proza.ru/2009/11/13/101