Бесконечность против вечности

Валерий Аллин
http://val000.livejournal.com/89554.html

"Молись Вечности" (Даниил Андреев)

Не даёт мне покоя Густав Майринк с его противопоставлением бесконечности и вечности. Не логично: понятие противоположное бесконечности – точка, а вечности – мгновение. Вероятно, Майринк (и не он один) имел в виду что-то совсем другое. Если речь шла о противопоставляемых божествах, то и Бесконечности и Вечности можно бы было дать более простые имена: Везде и Всегда, поскольку владеть они должны один пространством, другой временем. Один – хозяин материального, другой – сама Жизнь, ибо какая жизнь без времени? Так, не жизнь, а безвременье…

Они действительно выглядят как противники: время, разрушает материальное, а бесконечность поглощает время. Милорад Павич в «Другом теле» высказывает мысль, что жизнь возникает в пересечении пространства и времени, а после смерти мы уходим или в бесконечное пространство (Ад), или в вечность (Рай). Может быть поэтому древние считали Славу необходимым признаком ухода в вечность, но Слава бывает разная...

Забавные умозаключения, но что-то и тут не так. Уход в пространство без времени невозможен, как и уход в вечность без пространства, да и Милорад Павич, как мистик, откровенно слабоват. Попробуем подойти с другой стороны. Есть ещё один автор, у которого в творчестве проскакивает тема вечности и бесконечности. Это - Александр Блок. Они с Майринком жили в одно и тоже время и, при этом символист Блок, похоже, прекрасно знал, о чём говорил. Вот его стихотворение «В снегах», открывающее цикл «Снега»:

"И я затянут
Лентой млечной!
Тобой обманут,
О, Вечность!

Подо мной растянут
В дали бесконечной
Твой узор, Бесконечность,
Темница мира! "

Следующее стихотворение в этом поэтическом цикле заканчивается так:

«Ангел, гневно брови изламывающий,
Два луча - два меча скрестил в вышине.
Но в гневах стали звенящей и падающей
Твоя улыбка струится во мне.»

Ангел с крестом в руках - конечно, символ Бога, который есть Свет, Истина и Любовь. Приводить все стихотворения цикла не имеет смысла. Последнее («Тревога») заканчивает цикл словами:

"Чтоб огонь зимы палящей
Сжег грозящий
Дальний крест!
Чтоб лететь стрелой звенящей
В пропасть черных звезд!"

Блок явно противопоставляет Тёмный мир Бесконечности (с большой буквы!) и Светлый Мир Вечности. Как и последнего героя Майринка, его влечёт в бездну таинственная красавица. Как и у Майринка её хозяйка - не Бог, а Богиня. Можно бы было подумать о принципиально разных мужских и женских мирах, но у Майринка описана и женщина противоположного типа – в «Ангеле западного окна» это жена главного героя. Правда, если с миссией «тёмной дамы» у него всё ясно, то о миссии светлой женщины только говорится, что она особая - жертвенность. Можно, правда, предположить, что она противоположна миссии тёмной дамы и заключается в том, чтобы помочь мужчине уйти в светлый мир. Недаром все светлые Силы служат своим ученикам. Тут можно вспомнить и Евангелие, и «Паломничество в страну Востока» Германа Гессе.

То есть под Бесконечностью и Вечностью подразумевается то, что в космогонической картине шаманизма называется Нижний и Верхний мир, соответственно. Год назад я уже высказал предположение о том, что Земля – особое место между двумя духовными мирами: своего рода портал – застава, крепость-проход между «тёмным» и «светлым» мирами. С тех пор я ненамного продвинулся в понимании наличия, количества и взаимоотношений «духовных миров».

Интересно, что по представлениям алтайского шаманизма нижний мир не так уж и зол: «Повелитель нижнего мира посылает на землю своих сыновей-богатырей, чтобы поддержать порядок и защитить человека от произвола злых духов». Более того, некоторые народы представляют Нижний мир «очень холодным, и это находит отражение в похоронном обряде. Покойника везут к месту захоронения на санях, как бы подготавливая к вечной зиме загробного мира». Какая перекличка с зимним обликом Бесконечности у Блока!