Про Янку, Земфиру и пропасть в 10 лет

Охотник
Всем поэтам больше всего нужна любовь. Ведь они весь свой внутренний жар, всё самое лучшее в себе отдают нам, сами остаются голыми, сирыми и несогретыми. Часто на себя их не хватает. Их греть, их любить, лелеять и холить должны мы. И тогда мы даруем им хоть временное, но бессмертие. Воистину, человек жив, пока его ещё хоть один человек на земле любит и помнит. Но время безжалостно и зло. Люди, замыкаясь в своих улиточных домиках, часто не могут любить даже самих себя, своих близких. Сил душевных почему-то перестаёт хватать. И где уж им любить кого-то ещё. Греть кого-то ещё. Тратить своё тепло. Мы живём во время пользователей. И полезных действий. Любить - действие бесполезное. Потому что никакой даже мало-мальски ощутимой пользы от неё источителю любви нет. Он отдаёт - бессмысленно, своё и насовсем. Частенько - невозвратно. Так что это даже скорее вредительство по отношению к самому себе, эта самая любовь. Любить - вредно. Но иногда - хочется. И я держу. и буду вечно держать своих любимых за руки и твердить им - " Вы живы, пока я вас люблю." И пусть некоторые из них действительно живы. а некоторые давно уже стали бесплотными тенями - мне всё равно.
Так сейчас я держу за руки двух очень любимых людей. В левой руке - живое тепло плоти, в правой же... Два любимых человека, две Девы, две девчонки 24 лет, два красивейших голоса, две неприкаянные души, два поэта, два музыканта... И между ними - пропасть. Пропасть в 10 лет. " Как мало!..." - скажете вы. "Хватило!" - отвечу я. Потому что одна родилась в 1966 году, а вторая - в 1976. Между ними действительно 10 лет. И целая эпоха.
Талант не может втиснуть себя в какие-то рамки. Он растёт по своим законам. Только то, что Ранит, способно вызывать сильные чувства, следовательно - достойно внимания как поэта, так и публики. Истинный поэт чувствует всю горечь и боль правды жизни и, каким-то чудом одев её в слова и музыку, доносит её нам, взваливает на наши души. В этом его предназначение. Судьба. Рок. Честным и бескомпромиссным должен быть Поэт. Иначе не стоит быть им. Но правда всегда была, есть и будет наказуема. Вот мы сейчас со сладкой тоской вспоминаем времена дешевой колбасы и ругаем демократов. А забываем, какой ценой эта колбаса была куплена. Ценой нашей несвободы, более того - духовного рабства, так глубоко въевшегося в наше сознание. что многие так до сих пор - не поняли, что они рабы и по привычке так рабами и живут. Ценой узких шор, одетых на каждого - и все смотрят в одном направлении. Инакомыслящих - к ногтю. Пытающихся думать самостоятельно - заклеймить позором, не слушается - в психушку, не сдаётся - нечаяно умер. Нет его. Несчастный случай. Самоубийство. Под чутким руководством. Понятно, кого.( но никто ничего не слышал, никто ничего не знает, никто ни за кого не заступится, никто никому ничего не скажет....)
Вот так, не выдержав жизни лицом в стену, 10 лет назад ушла из жизни талантливая 24-летняя девчонка, автор-исполнитель Янка Дягилева. Чаще её звали просто Янкой. Янка. Рыжуха. Я до сих пор удивляюсь - мы с ней жили в одно время, она могла быть моей сестрёнкой - младшенькой, как же я ничего не видела , пока меня с размаху носом не ткнули, а она - откуда она всё - видела, знала, понимала?... Но какой большой кровью души приходится платить за такое знание... Она нашла в себе силы заплатить. Помню, у нас было классовое государство, был правящий класс и были бесправные классы. А наиболее бесправными были те, кого называли деклассироваными элементами. Тех самых инакомыслящих. С которыми боролось всё прогрессивное человечество. Одурманенное призраками коммунизма, боящееся потерять своё место у кормушки, не желающее ни о чём думать кроме еды, сна и удовольствий.
А остальное - да гори оно пропадом!... Процеженные, 1000 раз пережёванные и выплюнутые нам в лицо новости из телевизора, строгий надзор за нравственностью и, соответственно, идеалами... Всё куплено и всё продано, и за всё уже заплачено, и на руки - смятые рубли. На водку и колбасу. И мы жили, тупо с этим соглашаясь, по привычке гнули шеи, боясь нарушить сложившийся порядок вещей. Втихаря о-о-очень слабо ненавидя себя за это. Вернее - не уважая. Но соглашаясь всё равно. Но Янка - она Другая. Она не могла так жить. Она - из тех, кого сломать можно, только убив. А пока не убили - пела. И что пела!!! Да за каждую из её песен её могли убить. Таких, как она, убивали и за много меньшие провинности. А тут - вы послушайте только - " Дом горит - козёл не видит, он напился и подрался, он не знает, кто кого козлом впервые обозвал...".. и тут же - " Славься, великий советский народ... непобедимый могучий народ!..."- с такой горечью и издёвкой - плевок в глаза якобы правящему классу, который только и умеет, что жрать, пить, материться да девкам новыми юбками, ни на что более уже не годящимися, рты затыкать да бросать на дороге валяться... тот, который разрешает убивать только за то, что " мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам... это будет долго, это будет справедливо( И с ужасом думаешь-ЧТО будет? ЧТО их ждёт за то, что они осмелились гулять там, где гулять НЕ ПОЛОЖЕНО?) Да, храбро " шагнёт раздвинутый строй вперёд за Родину в Бой"... а враги- кто? А враги - вот они - "кто не надел сапоги, кто не простился с собой - тех поведут на убой. " И действительно, " на то особый отдел, на то особый режим, на то особый резон!" А мы все - те самые пауки в банке, которые вечно бегут по кругу и грызут друг друга в попытках выжить... А она, младшенькая моя , смотрит на нас с невыносимой печалью всё знающего взрослого - давно понятно, что " от большого ума лишь сума да тюрьма... от лихой головы лишь канавы да рвы.. от вселенской любви - только морды в крови... " она знает, что " история любит героев, история ждёт тебя - за каждым углом с верным средством от всех неудач"... И сопротивление... " собирайся, народ, на бессмысленный сход.. на вселенский совет - как исправить нам наш бред, бред, бред!.. " а в результате- " посидеть, помолчать да по столу постучать..." А-а-а-а-а!- всё вопит во мне от боли за нас, за нашу дурацкую жизнь, за неё, так всё чувствующую и понимающую... Как же невыносим был ей этот жуткий советский мир, который её окружал, загонял в угол, и согласиться с происходящим - значит, продать себя. Но нет! Яростное неприятие мира. Невозможность изменить - значит - честнее - уйти. Уйти туда, в единственное место, где люди, подобные ей, обретают свободу. " Выше ноги от земли! Кто успел - тому помирать! А кто остался - тот и дурачок! Обманули дурака!"..." Я оставляю ещё( последние!!!) полкоролевства... весна( ВЕСНА!!!) за легкомыслие меня накажет... я вернусь, чтоб постучать в ворота, протянуть руку за снегом зимою..." Так и не допросилась. Никто не заметил, никто не увидел протянутой руки.. И ушёл человек погулять в весенний вечный и тёплый майский лес, да так и не вернулся. Поглотил его мир невидимый, и никто не скажет теперь- "А слабо заблудиться в лесу и уснуть? Слабо переставить местами забвенье и боль?..." Это тебе, дорогой мой человек, не слабо... Нам как- то... А ты - смогла. Ты именно так и сделала. Как не вспомнить Цветаевское - "На твой безумный мир ответ один - отказ!" Отказалась. Ушла. Не смогла больше терпеть. Или это её - не смогли?.. Тёмен и страшен древний лес и тайны, скрытые в нём - скрыты навечно. Факт один - ушла. Мы - остались. Слушать её голос, переживать её песни, её боль за нашу такую бестолковую жизнь. Она объяснила, показала правду. Открыла глаза. Да с какой силой! Завыть хочется! Откуда у неё, 24 летней, это понимание прелестей жизни? Откуда у неё, на неё - столько боли от этого понимания? Как я жалела в своё время да и сейчас жалею, что опоздала познакомиться с ней! Когда я узнала о ней, её уже не было в живых. Я не могла, хоть и очень хотела, найти её, прижать к себе рыжую соломенную голову и кричать в пустые страшные глаза Рыжухи: " Не уходи! Прошу тебя! Ты нужна здесь, мне, потерпи, ну ещё чуть-чуть, всё изменится!..." Не успела! Не успела.... Но её рука всё равно в моей руке. В правой руке - от слова - правый - от слова - правда. И я твержу Рыжухе тихо и настойчиво:" Янка, я тебя люблю и, значит, ты жива.Я тебя не брошу, не оставлю, я расскажу о тебе людям, и они тоже согреют тебя своей любовью..." ...
... Только холодно моей правой руке.
------------
2000 - 2001 год(точно не помню)