Изложение. Римское наследие в идеи нравственности

Роман Август
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». В словах библейского пророка Эклессиаста нет никакой безысходности, но есть подсказка живущим через тысячи лет, - если поступать так, как поступали мудрые властители, то наша держава придет к процветанию, если поступать так, как поступали властители, приведшие свои государства к упадку, то и нашу державу ожидает упадок». 
        Вот уже  несколько сотен лет, как Римская и Византийская (Вторая Римская) империи исчезли с политической карты мира, а римляне и ромеи растворились среди других народов, но ежедневно, а то и ежечасно мы продолжаем сталкиваться с наследием Рима, основой которого всегда были закон и следование гражданами Рима нравственным устоям общества. Римские нравственные ценности, являлись фундаментом к формированию законов, которые выражались: в религиозности, трудолюбии, в отношении к общественному делу, благочестии в римской семье.  Понятие семьи для римского гражданина имело глубокий духовный и религиозный смысл, возвышающий его над обыденностью ежедневных телесных потребностей. Семья для римского гражданина являла собой первичный общественный институт, в котором римлянин господствовал безраздельно. Само понятие гражданин изначально воспринималось римлянином  как властелин, отец, поэтому  гражданами Рима понимались те, кто владел, прежде всего, землей, выступая в статусе отца-кормильца и судьи для членов своей семьи. В Риме всегда считалось, что хороший земледелец и властелин  – хороший воин и защитник. Римляне были по своему характеру логичными и жесткими людьми, и смогли довести этот принцип до мыслимого предела.  Поэтому идея отцовства  (патриархальности) проходит красной нитью через все римские учреждения: домашние, политические, военные и религиозные. Царь являлся отцом своего народа, а отец царем в своем доме, командир был всегда отцом своим воинам – это был римский закон. Сенаторы Рима были известны под собирательным названием «Призванные Отцы» или «Отцы Вечного Города». А самым гордым названием римского патриота Цицерона был титул «Родителя и отца», дарованный ему Сенатом. Римское общество отождествлялось с понятием большой семьи - общества граждан, где обладателем суверенитета власти выступал человек, обладающий правом гражданина. Формирование гражданского общества и его постоянного закона – римской конституции, опиравшейся на частное и избирательное муниципальное право, положило начало установлению демократического (народоправчевского) государства с республиканской формой правления.
Так идея отцовства, идея нравственности и религиозные традиции римлян послужили не только возникновению правового гражданского общества в Риме, но явились предпосылкой для утверждения византийского и церковного права. Более ярко идея нравственности в Римской Империи выразилась в правление императора Октавиана Августа, на чей период пришлось Рождение Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Царя царей и Сына Божия предсказывали Императору римские пророчицы-сивиллы. В честь Него Август возвел на одном из семи столичных холмов Алтарь мира, посвященный неведомому мiру Помазанника. На этом алтаре не приносились кровавые жертвы, но только совершали возлияние драгоценного елея. Строительством Пантеона – храма всех "богов"  первый Император Рима Август Октавиан пытался вдохновить и сплотить народ своей мiровой державы. В дальнейшем, оба капища – и Пантеон, и Алтарь мира в конце концов стали христианскими храмами. Так, вся законотворческая деятельность императора Августа, была направлена на укрепление нравственности в обществе, и, прежде всего римской семьи, как основе Римской государственности. Наследуя традициям своих предков, опираясь на благочестивых отцов семейств и благочестивых матрон, император выступал отцом и судьей своему народу, как верный наследник Рима.
 
     Когда мы говорим о римском наследии, то мы христиане, особенно вспоминаем самое важное событие нашего мира - Рождество Величайшего Гражданина Рима – Господа Иисуса Христа, пришедшего не нарушить закон, но исполнить его, и Утвердившего законодательно: «Богу Богово, кесарю кесарево», тем самым Связав и Разделив законы человеческие и  Божественные, где право и закон представляются, в идеале, воплощением Правды, имеющие источником Божественную волю, также как и власть мирских правителей, предуготовленную Господом Богом для падшего человека.  Само же человеческое право никогда не сможет полностью отождествляться с правом Божественным равно так же, как и земное государство никогда не сможет стать Царствием Небесным. Но это не означает, что земная власть и право, по своей природе, свободны от того нравственного идеала, который несет в себе христианство. Отсюда постоянно возникающие во все времена естественные и многочисленные попытки связать нравственность и закон. И как же это выглядит  промыслительно, но именно в Римском государстве, чьи законы, распяли Христа и пролили кровь не одной тысячи христиан, было установлено первое христианское государство римским кесарем Константином Великим, который по праву является одним из законодателей церковного права, и его фундамента – «Символа веры» и «Символа Победы» - Образа Животворящего Креста. Но для того, чтобы состоялось торжество Православия, для того чтобы восстановить разрушающуюся Римскую империю, тогда еще язычнику Константину, была необходима нравственная идея и законопослушная опора, которую он нашел в  самоуправляющихся христианских общинах, руководимых  отцами Церкви. Это явление можно характеризовать как Промысел Божий, как соборную ответственность граждан за судьбу своей Империи, истерзанной людской безнравственностью и распрями, отхождением от нравственных устоев древних римлян. Тогда, в тот исторический момент, Христианская Церковь сыграла важную роль в сохранении государства, и даже  в сохранении не христианских народов, олицетворяя образ единой семьи под единым началом. А патриархальное устройство Христианской Церкви стало мощнейшим фундаментом к формированию нового общества Империи.
           Церковь признавала власть не как самодовлеющее начало, а как Божественное установление, т. е. логически, требовала со стороны государства подчинения высшему началу, другими словами - требовала от власти земной действия по указанию власти Небесной. С государственной точки зрения, это требование не представляло ничего вредного, а напротив – уже тогда государство признавало, что не может существовать без какого-либо идеократического элемента, без нравственного смысла, наполняющего жизнь общества. В тот период Римская Империя уже утратила свой идеократический элемент и разлагалась именно потому, что не могла его уже почерпнуть в разлагающемся античном мире. И если эту идею нравственности можно было почерпнуть в новом мире христианства - это явилось бы спасением Империи и возрождением государственности. Тогда уже ощущалось, что Церковь и Империя могли протянуть взаимно друг другу руку... И Константин Великий решился это осуществить. Этот момент соединения  противоположных по существу начал, как Церковь и государство, поставил им обоим целый ряд сложнейших задач, которые, в то время даже не осознавались во всей своей сложности. С тех пор, почти тысячу семьсот лет   христианский мир решал их теоретически и практически, не достигнув до сего дня конечного решения, которое получило бы всеобщее признание. Однако, как бы ни решался этот вопрос о христианском государстве - повсюду, при всех постановках, он имел глубочайшее значение для судеб Церкви и государства. С религиозной точки зрения в истории Церкви не было более решающего момента, как та минута, когда Константин Великий, после глубоких размышлений и таинственных видений, поднял свой "Лабарум" с надписью "Сим побеждай"; и в самой государственности, точно так же, в эту минуту уже рождался новый принцип Верховной власти…
         Таким образом, именно Христианская Церковь утвердила принцип существования нравственного закона и Верховной власти, как удерживающего от беззакония, а государство, как мироохраняющую организацию народа. Воспитывая правосознание своей паствы, Православная Христианская Церковь, соборно утверждает на каждой Литургии: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли»; также и «Символ веры» укрепляет единство, общность и законность Церкви, являя собой Образ вселенской нравственной семьи, которая объединяет вокруг Истины и Закона Любви разные народы, не нарушая их внешней гармонии. Поэтому, абсолютно верным, будет являться то, что Православная Церковь всегда воспитывает в созерцающем сердце человека нравственное миропонимание и гражданское правосознание, потому как именно этот элемент сознания, удерживая человека от сотворения зла и беззакония, сподвигает его к любви ко всякому творению Бога.

       Глубоко и ярко, римское наследие было принято русским царем Иоанном Грозным, как и по праву правопреемственности от византийских кесарей, так и по своей личной религиозности. Также как и византийский царь Константин Великий, царь Иван Грозный помышлял, прежде всего, о нравственном состоянии Русского Царства и подвластных ему народов, которые в период его правления вместе с землями были приобщены к Русской земле. Идея патриархального уклада жизни общества по нравственным принципам, проповедуемым Новым Заветом, стало всем историческим делом царя Иоанна Васильевича. Так в правление царя был написан и внедрен в жизнь труд, известный под названием «Домострой», как царское поучение об управлении мужчины в своем доме, где главе семьи отводилась роль царя малого царства. Также и многие законы, которые были принимаемы в Российском Царстве, были направлены на укрепление нравственности в обществе, где семья и род были основой государственной стабильности. Здесь же следует вспомнить государственный закон о выведении всех питейных и увеселительных заведений за пределы крупных городов, дабы мужья не отвлекались на пустое веселье, но всецело уделяли свое время семье. Также были приняты законы, налагающие прямую ответственность на отцов за проступки их детей, возлагая полноту бремя на родителя, ответственного за их нравственное воспитание. По своей сути все законы, принимаемые в период правления Иоанна Грозного, были направлены на укрепление института семьи и религиозной христианской общины. Высочайшая идея устройства порядка вещей на земле по образу и подобию Небесного Царства, как идея на Руси, получила название Новый Иерусалим, а идея Русского государства, как мироохраняющего института и удерживающего от беззакония - Третий Рим. Естественно, что жесткое правление Иоанна Грозного, движимого исключительно идеей создания благоприятных условий для служения русского народа Богу, было принимаемо не всеми однозначно из-за своей личной корысти и падшей человеческой природы. Отсюда и происходит постоянная активная борьба Иоанна Васильевича с врагами идеи, с торговой олигархией боярских родов и ересью жидовствующих, не только не принимающих саму идею, но в противоборство разлагавших нравственные устои семьи и устои христианских самоуправляющихся общин. Прекрасно осознавая непопулярность своих методов по отношению к феодальным элитам своего царства, Иоанн Васильевич, также как в свое время императоры Октавиан Август и Константин Великий, остался верен претворяемой в жизнь идее нравственности, как настоящий отец своего народа. Так приняв на себя бремя царской власти, судьи и отца, государь Иоанн Васильевич Грозный живым образом вменил римский и византийский опыт, наследуя после первых и вторых римлян государственный и нравственный принцип в самобытную организацию порядка жизни русских людей.  Вот именно то наследие, которым мы как Третья Римская Империя, можем гордиться по праву. 
      Сможем ли мы, живущие сегодня, осознать ту ответственность и то право, которое налагает на нас римское наследие; сможем ли сберечь идеалы нравственности для всего мира, когда против нашего Третьего Рима, восстает исчезнувший было и исцелившийся от раны Рим безнравственный – Рим Калигулы, Нерона и Диоклетиана?