Уроки взросления

Людмила Ларичева 2
Занимаясь с детьми  шести–девяти лет в школе и оздоровительном лагере, я  наблюдала интересный эффект грамотного взаимодействия воспитателя с детьми: часто, выполнение вначале, может быть, и неинтересного для ребенка, но ответственного задания учителя (воспитателя) в соответствии с требованиями последнего, сопровождаемое похвалой и поощрением в виде высокой оценки или награды, - вызывает у ребенка положительные эмоции, удовольствие  и способствует повышению интереса к выполнению следующих заданий. 
Вот один из таких примеров.

  Шестилетки во время перемены играли со строительным конструктором (большие деревянные детали разнообразной формы).       
   Прозвенел звонок. Все, кроме двоих мальчиков, бросив игровой материал там, где он был во время игры, уселись за парты.  Когда я вошла в класс, мальчики еще продолжали игру, увлекшись спором о том, как нужно строить какой-то элемент общего сооружения. Когда я напомнила им, что урок уже начался, и предложила занять свои рабочие места, они дружно ответили, что не могут бросить недостроенной крепость. Я похвалила их отношение к делу и спросила: « Кто из вас главный на стройке? Миша, ты - главный инженер?»
    - Миша (с чувством собственной высокой значимости) отвечает: «Да!».
Я, обращаясь к  другому мальчику, задаю следующий вопрос: «А ты, Алеша, наверное, главный архитектор крепости?» - Алеша, который уже готов был до этого крикнуть:
«Неправда, это я – главный инженер!» в ответ на реплику Миши, но не успел (так как я его опередила своим вопросом), надувшись от гордости, и даже покраснев от сознания своего величия, произносит: «Да».
«Значит, вы оба – самые большие начальники на стройке?», - спрашиваю я.
Переглянувшись, они вместе отвечают: «Да».  – Общее внимание класса  и внимание учителя приковано к ним.  Ребята, сидящие за партами и слушающие наш разговор, ерзают на месте, тянут руки - хотят что-то сказать, но я останавливаю их, приложив указательный палец к губам, а затем поднеся его к уху (все знают, - этот жест означает: «Молчите и внимательно слушайте, потом я дам вам возможность высказаться»), а сама продолжаю игру:
  «Тогда я, как Министр строительства, должна сообщить вам, что вас срочно вызывают в Министерство на важное совещание, которое  поможет вам успешно закончить строительство крепости в кратчайшие сроки», - говорю я Мише и Алеше: « Покиньте  территорию строительной площадки и немедленно приезжайте в Министерство. Вас уже ждут все ответственные сотрудники и сам Министр.»
Мальчики без дальнейших препирательств положили строительный материал в коробку и бегом побежали к своим партам. – «Прекрасно!», - сказала я, посмотрев на всех учеников, но обращаясь все еще к Мише и Алеше: «Теперь все на месте. Откройте ваши альбомы. Начинаем совещание». 
       Это был последний по расписанию урок – рисование, после которого дети шли на обед, а потом – тихий час в продленке, и отправляются домой те, кто в продленку не ходит. Нужно было, чтобы со «стройплощадки» - ковра весь строительный материал (а также недостроенная крепость) был убран в шкаф. Всем некогда (а главное, не хочется)заниматься уборкой: и ребятам, и мне. Как быть?
     Я «вошла в роль министра». Сказала детям, что у нас в Министерстве создалась чрезвычайная ситуация: произошло землетрясение в одной южной стране, и сейчас к нам едут люди, пострадавшие от этого бедствия. Это семьи с маленькими детьми, им нужно помочь: построить для них дома, где они будут жить, а у нас не хватает строительных материалов. Поэтому, я приказываю разобрать недостроенную крепость, и сложить необходимый строительный материал на склад (т.е. в ящик шкафа).
     «Михаилу Ивановичу (Миша даже не сразу понял, что я обращаюсь к нему, но я смотрела прямо на него) поручаю подобрать  команду из трех человек и немедленно приступить к разборке крепости.После окончания работы доложить мне лично.               
  «Алексею Леонидовичу» -  я повернулась к Алеше – «поручаю возглавить работу по проектированию домов для пострадавших от землетрясения. Все, кто не занят на работах по разборке крепости, поступают в Ваше распоряжение».
   И уже обращаясь ко всем ребятам, продолжила: «Нам нужно придумать и нарисовать самые красивые и удобные дома. А потом мы вместе с Главным архитектором, Главным инженером и Главными строителями и проектировщиками» - я обвела руками весь класс, - «вывесим ваши рисунки  на доске, выберем  самые лучшие дома и будем строить их на нашей строительной площадке. Все победители получат призы и благодарность от тех, кто будет жить в этих домах».
«А сейчас: берем инструменты (карандаши, бумагу, трафарет) и приступаем к работе. Если будут вопросы, обращайтесь за помощью к Алеше, ведь он у нас Главный архитектор».
  Ребята рисовали дома, и Алеша тоже. Я наблюдала, как время от времени к нему подходили ребята со своими рисунками или подзывали его к себе, и о чем-то спрашивали. Алеша морщил лоб, отвечая на вопросы, иногда оборачивался на меня, чтобы проверить: правильно он подсказывает, как нужно рисовать дом, или нет, - но я делала вид, что очень занята своим рисунком.
         Миша и еще три мальчика, которых он отобрал, быстро и аккуратно собрали весь строительный материал в коробки и уложили в шкаф. Мальчики сели за парты, и тоже стали рисовать, а Миша подошел ко мне и негромко, но гордо доложил, что все сделано, мое поручение выполнено.
    Я похвалила его и сказала, что ему и его команде в конце урока будет присуждена Особая награда Министерства. -  «Награда? А какая?» - «Увидишь!» - «А может, что еще нужно сделать? Поручите мне еще что-нибудь важное, я справлюсь!», - тут же попросил он.
      Я заверила Мишу, что обязательно воспользуюсь его предложением, но сейчас – самое важное: нарисовать и выбрать лучшие дома для тех, кто остался без дома, поэтому я прошу его принять участие в этом важном деле и нарисовать свой дом. Может быть, он будет самым красивым?
Конечно же, в конце урока, я торжественно наградила ребят и отметила "Особыми" наградами тех, кто выполнял "особые" задания. (Причем, такие награды могут быть самыми незатейливыми: альбом с дарственной надписью, красивая закладка, трафарет, положенный в нарядный пакетик и снабженный красивой "особой" поздравительной открыткой, календарики, - любая полезная мелочь на усмотрение учителя). Главное, ведь, не в награде, а в том, КАК ее преподнести!
 И Миша, и Алеша, и другие ребята из класса после этого случая то и дело подходили ко мне и просили, чтобы я им что-нибудь поручила «особенно важное», и были очень довольны, когда я находила для них поручение, а потом перед всем классом благодарила и награждала «Медалью Министерства», придуманной и нарисованной мною на том самом уроке.

15.04.2009г