Комбайн на бугре...

Степаныч Казахский
Фото взято из фотоальбома Bikerboy в Yandex-фотки.
На заднем плане, вдалеке, та самая телевышка-ретранслятор:)



Многим наверно, не понятен романтизм работы в чистом поле, когда, то дождь льет, то солнце светит, а то ветрина, дует, день и ночь. И за окном - ни огонька. Разве что, собачьих глаз, огоньки-то. И никаких тебе развлечений, кроме свиста ветра за пологом палатки или тонкой стенкой, домика из фанеры.
Можно конечно, развлечь себя употреблением "горячительного", но я, слава Ему, как то очень ровно к этому отношусь, а поэтому, периодически нахожу себе занятие. Вот и в этот раз, нашел:)

Мы, "стоим" компактным коллективом с моими Заказчиками, возле городка Кар-каралинск - места отдыха металлургов из Темиртау и шахтёров из Караганды.
Но живём не в доме отдыха, а в старой заброшенной ферме на южной стороне горного массива полуобнявшего городок подковой, шириной в двадцать-тридцать километров. Мои геологи живут в своей «Тайге»*, а я и мой техник Витя - в "комнатке три на четыре". Здание - каркасно-камышитовое. В нём прохладно в жару и не холодно ночью.

Работаем день за днём с перерывом на выходной и поездкой в баньку. "Параллельно" набрали грибочков. Впервые увидел исполинов с диаметром шляпки около метра! Однажды в полете на глаза попались какие-то жёлтые пятна на земле. Стал присматриваться, а геологи смеются видя выражение моего лица.

- Это, степной гриб - объясняют кратко.
- Ага - мотаю на ус, не понимая как может быть гриб таких размеров.- Надо будет подсесть как-нибудь, посмотреть на это чудо природы.
Что и сделали намедни.

В общем, работаем себе и работаем, день за днем.
В свободное время, кто солит грибочки, кто балду гоняет, а кто и воздухом дышит, так как, что-что, а воздух здесь просто замечательный!
Все бы хорошо, но вечерами "хоть волком вой", ибо если ветра нет, то тишина стоит такая, что в ушах звенит и ломит!
Как-то раз забрёл я в каптёрку геологов, и увидел там среди всяческого хлама, телевизор со здоровенной трещиной корпуса.

- В чём дело? - спрашиваю.
- Уронили мы его, когда везли - отвечают.

- Можно мне его обследовать? Может выйдет чего-нибудь? - говорю с надеждой в голосе.
- Ну а чего нельзя то? Попробуй. Только в мастерскую не взяли. Сказали
лишь "Всё, ребята! Это - уже хлам. Да и кинескоп ваш, вроде накрылся".

Ага.
Припер я телик в свою "сарайку", раскидал, и давай "обследовать" нетерпеливо.

- Да-а! Действительно хорошо приложили! - мычу под нос, констатируя факт. Печатная плата сломана в нескольких местах, а вот колба кинескопа не помутнела и не похожа на конченую - мурлычу дальше, удовлетворенно. Стеклянный сосок через который воздух из кинескопа на заводе откачивают - отбит, но его пузырёк без круглой дырочки, а наоборот - с донышком.
Так-так. Нетерпеливо включаю шнур в сеть и подсоединив колодку к торчащим контактам телевизора, слушаю гудит-ли силовой трансформатор?

- Не гудит! Аха-а.
Рассматриваю предохранители.
- Ясно!Их, нет вообще.
Споро делаю «жучка», вставляю и опять слушаю.

- Ура-а! Загудел таки трансформатор. Значит, напряжения накала на лампы и кинескоп - подаются.

Смотрю дальше.
Та-ак! Накал кинескопа засветился и не собирается перегорать,- что бывает, когда воздух в колбу кинескопа попал.
- Да ведь это же совсем другое дело! Оживим - улыбаюсь, довольно потирая руки.


- "Я полетел к Сашке" - говорю геологам, когда до захода солнышка осталось минут сорок.
Сашка, - это начальник крохотного Кар-Каралинского аэропортика "ЭМВЭЭЛ", а проще говоря "шеф грунтовой полосы выкатанной Антоновыми-2 рядом с одиноким домишком с УКВ-радиостанцией и приводной радиостанцией включаемой по запросу.  Так вот, Саша уже давно просит чтобы я свозил его на вертолете посмотреть оптимально видимую с обеих сторон точку, между ретранслятором телецентра и домиком лесника на кордоне. Лесник, видно пообещал ему чего-то, потому что Александер меня уже забодал.

- "Я с тобой" - говорит один из геологов. А то сдохну здесь от скуки. А ты вечно чего-нибудь выдумываешь. Хоть посмотрю.

- "Поехали" - киваю согласно.

Сашу застали лазающим по крыше с телевизионной антенной в руках, а его крупно-телая супруга Иришка ныряла в хату и выскочив оттуда, маячила Саньке сложив руки "крестом". После чего тот, с замученным видом полз по крыше на другую сторону хаты.
И, всё повторялось снова.

Увидев вертушку заходящую на посадку, Саня радостно замахал рукой и начал было опять "песню про Белого бычка", когда подошел к домику, но я коротко сказал ему: "По-ехали!".

Мы взлетели и очень быстро нашли таки место, с которого были видны и домик лесника под бугром и телевышка вдалеке. Сашка вопросительно глянул было в мою сторону, но я отрицательно мотнул головой.
Он снова "сделал брови домиком", и тогда, кричу ему в ухо: "Нужен ретранслятор, который можно поставить на этом бугре». Он, будет принимать сигнал от телевышки и передавать его вниз, под этот бугор, к леснику".

Сашка обрадованно закивал головой и мы вернулись в аэропортик. Солнышко село и сумерки взяли власть над Матушкой-Землей. В горах-то темнеет быстрей чем в степи. Вот и сидим с Сашей в его кандейке, выключив и зачехлив вертушку, в полутьме показывая на пальцах про "Народные средства получения телесигнала".

Саня выпучил глаза: "Где я тебе старый комбайн-то возьму? И как я его запру, на бугор возле лесника?"

Для непосвящённых - поясняю. Этот нехитрый "приём с комбайном" на бугре, закрывающим прямую видимость от телецентра, иногда проходит. Телесигнал резонирует в железных недрах комбайна, и направленные на него антенны,
иногда принимают, вопреки науке, сигнал телецентра.

Вижу, что Саня почти готов для решающего запроса.

- "Саня - говорю - "ты мне тестер, паяльник и кое-чего из твоего радиобарахла, дашь? Я хочу наш сломанный телик наладить". И, не давая ему времени, продолжаю: "А я тебя завтра, свожу на место где видел раздолбанный комбайн. Ты его на своём "Газ-66" и запрёшь на бугор-то, возле своего друга-лесника".

Сашка почти "готов", и я, забираю тестер - такой приборчик, с помощью которого можно «прозванивать» проверяя исправность восстановленных после падения на землю, электроцепей у летавшего телевизора. Это то, что мне и нужно сейчас -восстановить изломанную плату, которая состоит из тоненьких токопроводящих линий, проложенных на пластине из изоляционного материала.

Ага.
Теперь вечерами, мужики садятся вокруг меня и рассказывают друг-другу истории. Курят, смеются и затихают, когда после очередной пропайки включаю питание, чтобы проверить результаты усилий. Не услышав звуков - продолжают коротать вечер, а как стемнеет свет становится жёлтым, и я прекращаю работу. Народ потихоньку и разочарованно, расходится.

В один из дней везу Сашку во время перерыва на обед и показываю комбайн, который был у него прямо под носом - в логу за горушкой, где мой техник тоже Саня, "барашка гонял".
Он обрадованно «сечёт» дорогу - как сподручней утащить комбайн на своём военном Газ-66, а я ему, не мешаю соображать.

Мда-а. Кстати, каюсь: "увёл" у него, по-тихому, из его захламленной кондейки - да простит меня Ляксандра, пару ламп от его старого телевизора. Я хотел попробовать поменять наши лампы и "оживить-таки" телевизор. Наши были под сомнением. Но и они не помогли. Зато, «втыкая» одну из Сашкиных ламп, увидел ещё один, разлом платы, который не было видно раньше.
Народ посмеивался и уже неоднократно подначивал: «Мол, летать-то ты, вроде как умеешь, немного, а вот насчёт телевизора - погорячился однако!»

- "Ничего ребзя" - отвечаю, и...включил питание после очередного контрольного «пропая».

Наверно только голос Левитана вызывал подобный трепет у народа, какой вызвал "голос из ожившего динамика", рассказывающий про удои и борьбу - то ли с урожаем, то ли за урожай.
Сталкиваясь лбами, все стали заглядывать спереди, но там, кроме светящегося экрана, ничего не было. Зато, был шикарный звук: шла программа «Время» и народ бросив разговоры и байки,стал слушать очередную порцию «мозговливаний».
Я хотел было вырубить телик, чтобы продолжить воодушевлённый успехом, дальнейшие попытки «оживления», но, мне не дали и весь вечер слушали всё подряд, коротко сказав: Будешь делать завтра, когда наступит перерыв в передачах.

- "Ну завтра, так завтра!" - соглашаюсь уныло.


Командировка моя заканчивалась и народ, провожая домой, наказывал: Ты уж не забудь Витёк, схему телевизора-то. А то мы тут помрём, от скуки.

- "Да ладно вам, помрём! - весь день не выключается телик. Даже когда наступает перерыв в передачах. - Делаете потише шипение и ждёте начала очередной программы" - смеюсь в ответ складывая вещички.


Когда прилетел через пятнадцать дней назад, первыми словами были не"здрассьте", а: "Ну?! Привёз ли"!?

- "Да привёз-привез" - говорю.
И вечером не было послушнее народа чем мой: И компотика прохладненького поварихи притаранили, и корочки–горбушки от буханок к компоту принесли, и барбарисок - любимого лакомства женского населения партии, лежала небольшая кучка возле инструментов, на столе.
В общем, "внимание и козе приятно", а уж мне и подавно!- жмурюсь благодарно.

Бился я два вечера с проклятым ящиком, но кроме звука к которому народ уже охладел, не смог добиться ничего. А тут Саня, на дозаправке, ноет как зубная боль:
- "Вить, ну давай чего-нибудь придумаем". "Ну не показывает телик у лесника, "от комбайна"!

- "Ладно" - говорю. Попробуем сделать новую антенну, "логопериодическую". Я привёз описание".

- «Логоперическую» - с придыханием и надеждой повторяет Саня незнакомое слово.

Мы «сопя, пыхтя и пузырясь», уже полдня отмеряем с ним, по чертежу сделанному на земле и пилим ножовкой, многочисленные трубки-элементы антенны. Потом, я держу их пассатижами, а Саня приваривает сваркой, к двум параллельным трубам. "Коньструкция" наша, сверху очень похожа на ёлку.
Кабель от антенны тянется в комнату, где шипит забытый всеми телевизор.

Приварили мы последний элемент антенны и просунув внутри одной из трубок кабель - такое обязательное условие - подпаиваю, сначала один из концов кабеля - оплётку, а потом - "центральный провод" - к другой трубке, собираясь сказать Сане чтобы он принёс нормальную лестницу, а не эту «колченогую убийцу авиаторов». Но тут, кто-то в доме кашлянул, и хрипло сказал: «ну и рожа у тебя, Шарапов!»

Мы тупо посмотрели друг на друга, потом - на антенну. Та, лежала себе на чурочках, невысоко над землёй, направленная на телецентр перед солидным бугром высотой метров в десять, и продолжала «разговаривать голосом Жеглова».

В один прыжок мы оказались в комнате и глазам предстала чёткая картинка из «Место встречи» во весь экран!
А вечером смотрели и мы, единственный канал по нашему телевизору....

И стал Александер «главспецом» по приёму телесигнала, в районе. Загордился маненько.
А меня, наш народ переселил в «Тайгу», где покомфортней будет. Так что, живу теперь почти в «люксе».
"Знания - великая сила", после красоты, оказывается.


* Передвижной жилой вагончик, оборудованный всем необходимым.