Машины истории

Владимир Гугель
 В соавторстве с Лилией Кузьмичевой

      Почти каждое лето я провожу в Украине в прекрасном, живописном курортном городке Новые Санжары, на Полтавщине. Там у нас на самом берегу чистой, быстротечной речки Ворсклы есть дом (дача), давно построенный моими родителями.  Мальчишкой, потом юношей я  всегда проводил там лето. Туда же всегда летом приезжал мой сын, потом старшая  внучка, а теперь там  подрастает уже новое поколение - с удовольствием купаются в прохладной реке, наслаждаются дивной природой, кайфуют на свободе. Моя лучшая подружка там - пятилетняя Маша. Весьма продвинутая барышня, рано начала читать, писать, знает несметное количество длиннющих стихов, которые артистично декламирует, не смущаясь любой аудитории.  Если не остановить, может «держать зрителей» часа полтора.. Знает она столько всякого, чего в её годы я не только не знал, но и сейчас не всё «догоняю».

                О динозаврах

       Предлагаю Машке почитать вместе интересную книгу.  В ответ она:
- С удовольствием. Только сначала я расскажу тебе одну историю. Ты знаешь, кто такие динозавры?
 - Понятия не имею – притворяюсь совершенно стерильным
 - Тогда слушай! Когда-то, много лет назад жил царь ящер. Но потом через много лет,
 когда они ещё жили, в их планету врезалось огромное космическое тело – метеорит. И поднялась пыль. И эта пыль закрыла солнце. И травоядные динозавры погибли, потому что травка и листики больше не росли, потому что пыль закрыла солнце, а без солнца, ты же знаешь, они не растут. - И, тараща глаза, снизив голос до шепота, трагически произносит:
      - Тогда голодные травоядные динозавры вымерли. А потом, поскольку хищникам динозаврам стало нечего несть, вымерли и они.

-  А что значит, вымерли? – продолжаю  я  изображать непроходимую «темноту»

  -  Вымерли, это значит, что такого вида животных  - динозавров – уже совсем нет, а умерли, это значит, что один человек, или там животное, или птица, умерли, а другие, то есть,  вид такой,  остались жить.  Теперь ты понял?
   - Конечно. Спасибо, Машенька, мне было очень интересно.
Исчерпав запас своих глубоких познаний в седой древности и утратив ко мне интерес, она деликатно выходит из положения:            
       - Поскольку сегодня праздник, я пойду помогать маме, она же наверняка привезла мне какой-нибудь подарок.   
          Мама  только что приехала из Харькова на выходные..
 ( В Украине  в этот день  действительно был  праздник -   «день прапора». Только что по набережной мимо нашего дома с музыкой и барабанным боем проследовала кавалькада мотоциклистов во главе с мэром города. В руках у них прапора- желто-блакитные украинские знамёна. Народ приветствовал это шествие бурными аплодисментами ),
    Я продолжаю «завлекать» Машу:
 
- Может, пойдём играть в теннис(настольный)?
             - Нет, уже не хочу. Время уже вышло.

Что ж,  насильно мил не будешь. Доводы серьёзные

.

                Природа любит тишину

Утро. Все во дворе. Каждый занимается своим делом. Машка играет,  дурачится и  вдруг громко что-то  кричит. В этот момент с дерева падает груша.
Анжела (машина мама) к ней с укоризной:
- Вот видишь, даже груши падают из-за твоего крика. Ты же знаешь, природа любит тишину.
На мамино замечание Маша реагирует экспериментально с моей помощью:
-Володя, крикни что-нибудь.
Я с удовольствием, во всё своё луженое горло что-то прокричал.  Ничего не упало.
Маша:
- Вот видишь, мама, ты не права. Володя вон как громко крикнул, а почему же груша не упала?!


Мама начала что-то объяснять про резонанс, про совпадение звуковых волн... Не убедительно! У Маши мнение, основанное на собственном опыте!  К месту и не к месту она вставляет в разговор одно из своих любимых выражений: «По моему опыту…» и т.д.
Любимое занятие Маши и мамы – прогулка под вечер к пруду в санаторный парк, который сразу за забором нашей дачи. Там, усевшись на деревянный помост и прижавшись друг к другу, они молча наблюдают жизнь обитателей пруда – рыбок,  «лягух», черепашек, даже ондатр и ещё какой-то водной живности. Над прудом носятся лиловые стрекозы. Эту картину Маша готова созерцать молча, неподвижно, долго-долго.

 Рядом с летней кухней растёт старый клён. Ствол его слегка накренился. Маша внимательно наблюдает  за каким-то углублением возле дерева. Чуть поодаль от этого места на скамейке я сижу рядом с  Ритой – машиной бабушкой.. Мы о чём-то разговариваем. Посмотрев по сторонам, Маша подзывает Лилю - мою жену:
 - Лиля, смотри, если здесь будет абсолютная тишина, из этой норки вылезет червяк.
- Ну, хорошо, давай подождём, будем вести себя тихо-тихо...
- Ну, как же тихо, когда они там сидят( показывает рукой в сторону скамейки) и болтают! …

Никак не получается создать подходящие условия для природы!.
 

                Дорожные беседы

      Дачный сезон закончился. Возвращаемся в Харьков. За рулём в машине машина мама, я рядом, на заднем сидении - Лиля, Маша и Елена Ивановна – машина  няня.  Маша оживлена, рада возвращению  - соскучилась по дому, по подружкам.
Ни к кому конкретно не обращаясь, просто так, ко всем:
        - У меня такое чувство, что я похожа на мою подругу Настю – с английского.
        - Почему?
 - Потому что она часто улыбается, и я сейчас улыбаюсь, потому что у меня хорошее настроение.  И ещё потому, что она старше меня, а я за лето тоже выросла.

      Просит маму поставить диск с какой-то любимой песней .
Мама:
     - Подожди, сейчас остановимся у заправки, Володя  выйдет по своим делам, а я найду этот диск и  поставлю.
- Мама, у меня есть идея! Когда Володя будет в туалете (от неё не скроешься!), ты найдёшь эту песню, потом поставишь, но сразу не включай, сделай  «стоп», а когда он вернётся, включишь кнопочку, и пойдёт музыка! Ему же тоже интересно послушать эту песню. Договорились?

      За окном начался дождь,  гроза.
Маша к Елене Ивановне:
       - Лена, когда в небе сверкает молния, всё небо расходится на кусочки.
    Подъезжаем к Харькову, дождь усиливается.
         Маша:
- Лиля, мне кажется,  скоро весь этот  Харьков станет просто океан!

                Утомили воспитатели

        Утром  во время завтрака на следующий день после приезда из Новых. Санжар. В кухне Маша и Лиля. Настя(её старшая сестра) и Андрей (Настин муж) в столовой.
   Маша, заговорщически,  подзывая  Лилю пальцем,  вполголоса:
- Лиля, ты можешь сделать мне одолжение? Поговори, пожалуйста, с Настей и Андреем, чтобы они оставили меня в покое.
-А что случилось?  Почему я должна это делать?
- Да потому что они без конца делают мне замечания! С меня хватит мамы и Лены с Ритой.
.

        Беседы о высоких материях


     Устав от неинтересных ей разговоров взрослых, Маша просит слова:

  -Послушайте! Мы живём во вселенной. А луна, хоть она и светится, но она каменная. И звёзды это тоже камни. А солнце – это,  страшно даже подумать, сколько до него километров.
Мамочка, расскажи мне про остальные ядра планет. Хоть про последнюю,  у которой  внутри самое большое ядро. Нет, ты мне расскажи про Сатурн. А какая это планета, у которой красное пятно? Это – его ядро. Я никак не могу запомнить, как она называется.
Я - Анжеле:
   -Ты уж дойди до Нептуна и остановись. Хоть себя пожалей, если ребёнка не жалко!

.Разговор продолжается о чем-то, находящемся  в отдалении:      
    Маша:
- Это очень далеко. Представим, что это, как  от кухни  до этого стола...
.
    Снова всплывает космическая тема.  Теперь уже речь о кометах.
Настя – для Маши: 
- Комета это не очень большое тело, ну всего несколько километров в длину.
   Маша:
-А что это - километр?
- Ну, это как от нашего дома  до твоей школы (приготовительной, перед «нормальной»).
   Маша:
- Это пешком?

                Тест на сообразительность
 

   Маша с Лёшей и Андреем играют в собачек. Собачек зовут Рекс и Тобик.  Общаются на английском..  . Ей задают вопросы: как зовут эту собачку, сколько ей лет, ещё какие-то вопросы. Она отвечает по-английски. И вдруг вопрос:
  - А где живут эти собачки?
  На минутку задумалась и, прищурив свои хитрющие глаза, отвечает по-русски:
   - А это бездомные собачки!




                Музыкальные пристрастия


          Когда в очередной приезд я сел за недавно появившееся в доме пианино, Маша ревниво вытеснила меня, уселась сама и начала «играть».

 К этому времени у неё прошел только первый урок с учительницей музыки. Естественно, просто колошматит по клавишам, но при этом старается поднимать и опускать руки, как заправская пианистка. На моё предложение показать, как нужно, или сыграть что-нибудь, решительно заявляет:
 -Я сама. Я лучше знаю Я буду сочинять  музыку.   
         Соперничества не терпит ни в чём!
  Хочу привлечь Машу к своим музыкальным вкусам.   Научить её какой-то песне:
- Машенька, послушай, вот я тебе сыграю,  и ты будешь петь эту песню...
  Маша:
- Ты уверен, что я буду  её петь? ...
Если не хочет, никакие силы её не заставят что-то сделать...



         Проходит какое-то время, у Маши уже было несколько уроков музыки. Взрослые в столовой, а она одна сидит в гостиной за пианино и что-то бренчит. Уже похоже на какие-то фантазии.
- Машенька, что ты играешь? Что-то у тебя получается грустное.
- Не знаю... А вообще-то это про Родину-мать. Как Родина-мать плачет... (На 9 мая вся семья с друзьями  посещают мемориал  «Родина-мать», возлагают там цветы. Детям рассказывают, с какими печальными событиями это связано) А. разговор «у рояля» происходит в сентябре.)
 
                Нет в жизни справедливости!

Приехали на дачу к друзьям мамы. Мама отстёгивает ремень безопасности,  и машина начинает сигналить. Маша сидит на заднем сидении, тоже отстёгивается, но никакого сигнала нет.
 Маша:
- Мама, а почему, когда ты не пристёгнута, машина бибикает, а на меня  совсем не реагирует!


               Чувство собственности и проблемы с аппетитом

Когда была поменьше, Маша очень плохо ела. Единственное, что готова была есть всегда – красную икру. А я донимал её – клянчил: угостишь меня? Тебе  ведь не жалко дать и мне немного икорки?. Сцепив зубы, делилась – давала одну-две икринки и говорила, что икры много кушать вредно. Когда я собрался уезжать,  сказал, что если она приедет к нам в гости, я приготовлю для неё много икры. Она пообещала, что в следующий приезд и она  будет давать мне  сколько угодно икры. И вот мы снова в Харькове. Маша сидит за столом. На тарелке бутерброд с икрой. Я подхожу к столу.. Не говоря ни слова, она обхватывает двумя руками тарелку и пристально смотрит  мне в глаза..
- Что это, Машенька?
- Это? Бордюрчик. Через него нельзя перешагивать!...
Сказано: чувство собственности – один из самых сильных человеческих инстинктов.


                Здоровый прагматизм.               

Незадолго до отъезда я чувствовал себя неважно. А у Машки отличное. боевое настроение. Ручонки крепкие. И спортом занимается. Начала со мной бороться. Я уклоняюсь, пытаюсь угомонить её. А она всё больше входит в раж и уже делает мне больно – молотит кулачками быстро и беспрерывно.
- Маша, прекрати!
Ноль внимания.  Стараюсь отвлечь шуткой.  Азарт нарастает, понимает, что сдачи от меня не получит.
Моё терпение лопается и в ход пускаю последний довод:
- Если сейчас не прекратишь, позову  Настю!
Мгновенное преображение. Остановилась, как вкопанная. Взгляд в сторону, а с лестницы спускается Настя. Поднимает ручонки с растопыренными пальцами  вверх в знак прекращения боя.
- Всё, Володя. Спокойно. Настя нам не нужна.  Обойдёмся.
 Соглашаюсь на примирение с условием, что она меня поцелует. Немедленно выполняет (обычно добиться от неё поцелуя очень непросто), берёт меня за руку, ведёт вверх по лестнице мимо Насти, с подозрением поглядывая  на меня– не скажу ли ей чего. Пронесло, опасность миновала...

.
       -