Дон Жуан, Кармен, Марина
Это продолжение моей рецензии на диссертацию К. Б. Ж. об имени собственном в текстах Марины Цветаевой.
Кармен посвящён второй параграф главы 3.
Содержание имени рассматривается посредством организации семантических изотопий ночи, тайны, опасности, любви, боли, страдания, упорства, неприступности, непокоренности. Я бы добавила к этому списку изотопию РОКА, ЖЕРТВЕННОСТИ, КРОВИ. На всём протяжении анализа К. Б. использует приём сопоставления языковых средств отражения образа М. Цветаевой и П. Мериме. Тесная связь образа Кармен и Дон Жуана у М. Ц. прослеживается текстологически ( привлечены письма Цветаевой).Имя и образ рассматривается в трёх позициях.- Мериме_-- Цветаева- Бизе ( соответственно- проза, поэзия , опера, театр).Этот раздел диссертации очень интересен. В нём есть место дискуссиям, интерпретациям и основаниям для проведения этимологической гипотезы о происхождении и назначении имени Кармен. Кармен- цыганское имя в Испании. Цыгане- выходцы из Индии. Карма- понятие индийской философии судьбы, предназначения и тёмных сил в судьбе. Если не историческая, то поэтическая этимология может базироваться на этих доводах.
Ни у Цветаевой, ни у К.Б.Ж. не отмечена аналогия с Кармой, но, на мой взгляд, такая аналогия напрашивается в первую очередь, если ещё принять во внимание судьбу Кармен и у Мериме, и у Цветаевой. Поэтому мне представляется справедливым замечание В. К.( ныне доктор наук., филолог и предприниматель, фрейдист по духу и форме мышления— Г. Д. ) о предрешённости судьбы Кармен с самого начала: «Тут царствует Танатос с самого начала, и нет места Эросу». Обратим внимание на строки поэтессы о коленях, Аббате и запрокинутом горле Кармен. Сцена сильная, театральная, жертвенная, содержащая глубокий подтекст, связанный с символами горла и крови, колен как символа эротики в то же время повиновения или неповеновения. К. Б. удачно справляется с анализом символики. Однако образ Аббата, появляющегося на сцене, на мой взгляд, в отличие от представлений К. Б., не связан с образом Хосе, это мистический символ представителя Бога, призванного исповедовать жертву или наказать её. Так же символичны в другом стихотворении образы прозрачного спутника Князя Тьмы- Дон Жуана. Сам Князь Тьмы восхищается Кармен как актрисой , которую именно Он, а не Бог, всё-таки поставил на колени. И в этом случае мы видим глубокий подтекст, который может иметь варианты толкования. Две строчки Цветаевой, цитируемые на стр 153, которые К. Б. приписывает самой Цветаевой, а не её героине, мне представляются ещё не раскодированными:
Вот грудь моя. Вырви сердце-
И пей мою кровь, Кармен!
Дон Жуан, так страстно любимый поэтами , от Дж. Байрона и А. Пушкина до В. Брюсова и Н. Гумилёва, у Цветаевой представлен как женственный, несчастный и одинокий человек, не столь сильный и мужественный, как Кармен:
И была у Дон-Жуана- шпага,
И была у Дон- Жуана- Донна Анна.
Вот и всё, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном Дон -Жуане
Но сегодня я была умна:
Ровно в полночь вышла на дорогу,
Кто-то шёл со мною в ногу, называя имена.
И белел в тумане посох странный:
- Не было у Дон-Жуана—Донны Анны!..
P. S. И здесь мне хочется обратиться к письмам Марины и её изречению, над которым , я думаю, следует размышлять и размышлять :
« Жить любовью нельзя. У страстно влюблённых… нет будущего, у них одно настоящее- их любовь и всегда стоящая рядом смерть . Любовь сама по себе –детство . Любящие – дети. У детей никогда не бывает детей . … Природа –единственная мстительница и заступница за наши физические отклонения. Природа говорит : нет. Запрещая нам ЭТО ,она защищает себя . Бог ,запрещая нам что-либо , делает это из любви к нам ,природа ,запрещая нам что-либо ,делает это из любви к себе ,из ненависти ко всему ,что не есть она .Природа ненавидит и монастырь ,и остров , к которому прибило голову Орфея .Её месть -наша гибель .В монастыре есть Бог ,чтобы нам помочь ,там ,на острове ,-Море ,чтобы в нём утонуть .”
Величайшее чувство самосохранения, рационализм мышления при безумстве эмоций – вот сильные качества Марины . «Уметь всё сказать и не разжать губ . Всё уметь дать и не разжать руки .Это отказ…-является главной движущей силой моих поступков. Силой ? Отказ ? Да , потому что подавление энергии требует бесконечно большего усилия , чем её свободное проявление –для которого вообще не нужно усилий …Что трудней –сдержать лошадь или пустить её вскачь ?И поскольку лошадь ,которую мы сдерживаем ,-мы сами –что мучительней :держать себя в узде или разнуздать свои силы ?Всякий раз ,когда я отказываюсь ,я чувствую,. как внутри меня содрогается земля. Содрогающаяся земля – это я. Отказ ? Застывшая борьба.»
Так кто же сильней? Дон-Жуан? Он бредёт в ночи с посохом в руке и нет у него никакой Донны Анны. А ведь он был любимцем дам. Соблазнителем чужих жён…. Кармен? «Стоит, запрокинув горло, И рот закусила в кровь. А руку под грудь упёрла- Под левую- где любовь. –Склоните колена!- Что Вам, Аббат, до моих колен?! Так кончилась – этим словом-Последняя ночь Кармен.»
Продолжение будет называться «Марина».