Энн

Валери Таразо
Самое неприятное впечатление в моей педагогической жизни оставила Энн Смит. Она -  родом из Новой Зеландии.  И, говорят, после смерти ее мужа, она вновь возвратилась на родину. Энн никак не хотела или не могла понять, что наши студенты сильны как химики, также как ее в биологии. Я все время убеждал ее сделать такую программу, чтобы она была полезна и нашим студентам, и англичанам - гидробиологам. Но не тут-то было. Энн хотела учить русских только биологии в отрыве от гидробиолоических статистических знаний. Попытки сделать смешанную программу, которая былабы полезнее и русским, и англичанам, не увенчались успехом. Потом оказалось, что она задалась целью оттеснить меня от дела и контактировать лишь с Анатолием Пичугиным. 
Я вернулся из совместной поездки в Шотландию осунувшийся и посеревший, написавший на имя ректора Хартфордширской политехники Бакстона письмо, в котором сообщал, что все дела по практике русских студентов передаю Пичугину. На это я пошел, чтобы не сорвать практику вообще. Только при таком условии наши студенты смогли бы ездить в Англию, а английские – в Россию.
Анатолий прекрасно понимал, что, когда закончится период практик, он должен, во что бы то ни стало, остаться в Англии, и вел сразу несколько игр. Сначала он очаровал и остался работать у Майкла Кокса. Но как только подвернулась более подходящая работа, он бросил Майкла и перешел совсем в другую организацию. Русские могут быть цепкими, и не обращать внимания на такие мелочи, как порядочность. Майкл Кокс потом жаловался, что Пичугин его сильно подвел.
Но вернемся к Энн и ее методам. Рассмотрим такой пример. Пусть течет бурная река шириной двадцать метров. Зачем нужно отбирать пробы воды по ширине этого потока? Ведь все точки отбора дадут один и тот же результат. Я уже прочитал в России лекции по пробоотбору. Почему не воспользоваться знаниями русских студентов? Кстати, и по длине потока будет один и тот же результат, если нет впадающих в этот поток ручьев и речек. Я все время стремился приучить наших и английских студентов к метрологическим основам, но Энн мешала.
Зачем копать лунки на берегу реки через каждые 20 метров (для отбора почвенной воды). Достаточно, чтобы лунки были сделаны через 500 метров, если нет притоков.
То же относилось к воде озера в Шотландии. Этот водоем был совсем небольшим, не более 500 метров в диаметре и хорошо перемешанным ветрами. Вы бы послушали, что студенты-биологи отвечали, а следом за ними и наши химики! Величина pH изменяется по местоположению точки отбора на 0,01 единицы, и далее шли фантастические предположения, любые кроме одного - это изменение лежит в пределах ошибки эксперимента.
Слушать доклады студентов мне было грустно и стыдно, потому что все данные мной студентам знания пошли насмарку. Ведущими практикум были Энн с Анатолием, а мое вмешательство было нежелательно. Я потом сказал Анатолию, что это просто стыд. Он крякнул, как он это делал обычно. Я думаю, что этот умный парень просто умышленно шел на поводу у Энн.
Самая важная для меня лекция была прочитана мной в здании SCI (Science Chemical Industry), т.е. в здании наук о химической промышленности. Здесь я был как рыба в воде, легко отвечал на все задаваемые вопросы, а их было не мало.
После лекции Кокс и Флетт организовали обед. Флетт часто встречался мне на конференциях ISEC, например на уже описанной конференции в Льеже. Его внешность не спутаешь. У него - абсолютно белые, как лунь, редкие волосы, всегда красное лицо и мощный корпус. Он был на этом обеде самым активным членом маленького коллектива.


Другой раз я приезжал в Англию с Сергеем Макаровым и Юлией Каменской - женщиной из компании “Артур де Литл”. Эта поездка (1994 год) была удачной, особенно для Сергея. Меня же вопросы аудита и менеджмента мало интересовали. Зато в этот раз я насладился Лондоном и поездками по институтам ISO (международная организация стандартов).