Советы авторам Часть 6

Оланга
Пока я писала предыдущие главы, у читателей возникли вопросы: мол, зачем все это нужно? Не проще ли отдать свою книгу издательству, которое не имеет всех этих требований?

Ответ прост: любая книга должна метить на позицию “бестселлера” в своей категории, и это то, что должно помочь ей достичь цели.

Да, конечно, есть хорошие издательства, имеющие свои собственные сети магазинов. Они не продают книги через другие каналы и им не нужна вся эта дополнительная информация. Их книги выпускаются относительно небольшими тиражами и имеют короткую жизнь на полках магазинов. Такой подход можно понять: кто хочет забивать полки  одними и теми же книгами, на долгий срок? Им важен частый оборот. Даже если книга хорошо продается, они ее, как правило, не переиздают, а заменяют другой.

Чем больше издательство требует информации от автора, о его книге, тем шире его подход к маркетингу и продвижению самого автора. Но и не только.

Например, я, будучи литагентом и издателем, глубоко убеждена, в том, что именно сам автор должен давать краткое описание своей книги. Потому что это - в интересах самого автора. Другое дело, что его литагент может дать пару советов, но все контракты и договоры когда-то заканчиваются, а быть автором книги – это навсегда. Если кто-то “не так” подаст фабулу книги, то потом самому автору придется это расхлебывать.  Ведь жизнь книги не должна ограничиваться отдельными контрактами. Вот классический пример.

Алла Дудаева, вдова первого президента Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева, написала книгу мемуаров о своей любви и семейной жизни, потере любимых и близких ей людей, под названием “Миллион первый”.  Это замечательная, искренняя  книга о большой любви и трудностях жизни, пронизанная ностальгическими воспоминаниями юности, когда она была дочкой советского офицера и ее муж был советским военным. Там много женских, романтических стихов, и описаний довоенной Чечни. Описанные в книге события переплелись с военным временем, но все же автор пишет о своей любви, семье и личном горе от потери близких. Это - величайшая драма. Трагедия. Однако и очень поучительная книга для всех, кому в реальной жизни, встречаются трудности, и о том, как их можно преодолевать. Ведь никто ни от ничего не застрахован. Это пример мужества любящей женщины.

Так вот, первый издатель отнёс эту книгу к “военной литературе”. И совершенно справедливо пошли отклики о том, что это очень плохая “военная литература”. И действительно, военной литературой в основном интересуются мужчины с военной ориентацией, и их раздражали описания того, с какой любовной заботой жена генерала вязала ему пуховую жилетку, чтобы он не мерз легко одетым, а выглядел “изящным и элегантным”. Негативные отзывы были о том, что в военной литературе не должно быть так много женских эмоций.. И они все правы, ибо это книга не столько о войне, сколько о любви женщины, жизнь которой пересекла война. То есть сама по себе война в книге является лишь фоном.

А суть такова, что книга “Миллион первый” Аллы Дудаевой никак не могла претендовать на то, чтобы стать бестселлером в категории “военной литературы”. Зато могла бы претендовать на первое место в категориях “Драма”, “Трагедия”, “Любовь”, “Реальные истории о преодолении смертельных трудностей, “Духовная литература” и т.п. Но книга не была зарегистрирована издательством во всех этих категориях.

Этот реальный пример должен быть хорошим уроком для всех авторов. Вы должны понимать, насколько важна ваша авторская информация о книге, для ее широкомасштабного маркетинга.
Ведь выбор всегда один: или ты сам принимаешь решения, или их сделает кто-то за тебя, с чем потом будет нелегко смириться. И в отношении книг, как литагент, скажу вам, что проявлять инициативу - в интересах самого автора. Ибо если дело пустить на самотек, то на примере Аллы Дудаевой очевидно, что провал книги произошел по вине издателя, но контракты всегда рано или поздно кончаются, а вот автору потом не всегда удается исправить ситуацию, если книга уже получила "не ту" репутацию.