Портрет

Вардгес Овян
У меня есть одна фотография. На ней мне год, и я удивленно смотрю большими-пребольшими наивными глазами на мир. На этой фотографии я не знаю, почему люди живут, почему они появляются на свет, любят и умирают. На этой фотографии я не знаю, что такое хорошо и что такое плохо. На этой фотографии мне год, и мир для меня – лишь удивительно красивая, непонятная и чудесная сказка.

С тех пор прошло много лет. Более трех десятков весен пронеслось над моей головой и столько же зим. Уже немного понимаю, что хорошо и что плохо в этом мире. Уже знаю, что можно, а что нельзя и порой пытаюсь выяснить, почему «нельзя» для многих нельзя, а для некоторых – можно.

Я давно уже не тот, что на фотографии. Однако, забываясь, порой продолжаю смотреть на мир наивными, ясными и невинными глазами того годовалого малыша. Забывая о том, что в мире существуют войны, танки и снаряды, и люди не только умирают, но их еще и убивают. Забывая о том, что люди не только любят, но и ненавидят, завидуют, злословят, я снова пытаюсь убедить себя, что жизнь – удивительная и красивая сказка…

Однако все это длится всего несколько мгновений. От поступающих в  следующий миг справа и слева, спереди и сзади ударов я едва держусь на ногах. «Мечтами не проживешь на земле, и жизнь – вовсе не добрая сказка, – грохотал в моих ушах голос земной действительности. – Если тебя обманывают – и ты обмани, бьют тебя – и ты бей, и ты ползай и клевещи, давай взятки и бери взятки, покупай и продавай товары и людей, чтобы смог прожить…»

Много лет пронеслось над этой моей детской фотографией. Я уже не тот малыш  и жизнь для меня уже вовсе не удивительная сказка. Однако, порой, когда забываюсь и вновь  начинаю смотреть на мир ясными и невинными глазами детства… снова повторяется та же история, и я думаю, что все, даже жизнь отдал бы, лишь бы этот мир был той удивительной, красивой и светлой сказкой, застывшей в удивленных глазах того малыша…