Как я на адыгейской свадьбе побывал...

Руслан Титор
Несколько лет назад побывал я на адыгейской свадьбе. Один знакомый адыг пригласил быть «свадебным генералом». Так как я был со стороны жениха, то мне довелось поучаствовать в обряде «похищение приданого невесты».
Молодецким, неожиданным наскоком отбили «приданое» у родни невесты, можно сказать нахально при всём честном народе из-под носа увели, а потом после исполнения зажигательного танца победителей, (я скромно эдак, постоял в сторонке, ибо не умею по-фольклорному), это самое «приданое» мы торжественно выпили и им же - закусили.

Кстати, жениха тогда на свадьбе ещё не было: он должен был после полудня с гор спуститься, где всю ночь проходил некое испытание согласно древнему обычаю. Так что его кунаки и я в их числе зажигали не по-детски, отстаивая честь жениха в его отсутствие перед роднёй невесты. Логика ведь у горцев проста: если у жениха такие отчаянные друзья, то каков же он тогда сам? Типа, держите его семеро.
«Приданое невесты» далеко не всегда удаётся похитить. Меня хлопали по плечам-спине и говорили, что я – удачу принёс.

Потом сели за длиннющие такие столы.
Мужчины сидели за своим столом, женщины – соответственно отдельно за своим. Жених с невестой были вообще в другом месте. Мужчины чинно сидели и беседовали, женщины и девушки метались и мгновенно подносили еду и питьё, когда тарелки и бутылки пустели.
Ещё характерная особенность: зваться в Адыгее Русланом - это всё равно что не зваться никак: очень часто встречающееся имя, крайне!!! И девушки за "женским" столом нашли себе забаву: крикнуть задорно с другого конца своего стола: "Руслан, а?"
Тотчас добрая треть мужского стола резко оборачивается, а девушки заливаются смехом серебряных колокольцев.
Так случайно совпало, что Русланы сконцентрировались вокруг меня, так что, не знаю как у других, а у меня скоро начала чувствительно побаливать шея, от оборотов-рывков. Выпитое улучшению координации движений как-то не способствовало, скорей - наоборот.

Само собой были мощные по философской глубине тосты и здравицы.
Мне периодически переводили, хотя у адыгов, когда не было подходящего слова на их языке, то они спокойно переходили на русский, так что местами и перевод почти не надобен был.
Русских среди гостей было мало: местный журналист, некто из Лазаревской администрации и я, хе-хе, красывый.
Самое неизгладимое впечатление произвело «адыгейское танго».
(Должен заметить, что у адыгов девушки так отплясывают, что куда там иным джигитам!)
Это единственный танец, где любой мужчина может прикоснуться к любой незамужней девушке, в пределах горских приличий само собой.
Я не раз убедился, что на кавказской свадьбе любая казалось бы незначительная мелочь имеет свой глубокий смысл.
Вот например, девушки не просто так пляшут, они показывают в танце, на что способны, что умеют, а мужчины внимательно смотрят и про себя прикидывают что к чему. Совет старейшин потом выбирает лучшую танцовщицу и на следующий год она, будьте уверены, выйдет замуж. На этой свадьбе вне конкуренции была младшая сестра невесты, девушка просто ослепительной красоты: гибкая, стройная, рыжая и голубоглазая, (то есть по мнению адыгов несомненно чистых княжеских кровей).
Как она плясала!!! Прямо-таки завораживающее, гипнотическое действие оказывали её танцы.

Когда я своему знакомому высказал предположение, что-де всенепременно именно эту девушку объявят лучшей плясуньей, Руслан только хмыкнул и просветил насчёт ещё одного обычая: младшую сестру невесты никогда не выбирают лучшей, потому что и другим девушкам надо дать шанс выйти замуж на следующий год, а то ежели две подряд из одного и того же рода, то может выйти ненужная... напряжённость меж родами их аула, а оно никому не надо, по большому-то счёту.

Молодые парни, согласно обычаю, тоже показывают себя в танцах. Как они танцевали! Ловил себя на том, что ещё немного и сам рвану на середину круга. Удерживала от этого непродуманного шага трезвая, хм, мысль, что так, как у них – красиво и зажигательно, в диком ритме – не получится, а будут нелепые,  судорожные подёргивания руками и ногами.
Короче говоря, с огромным трудом, но всякий раз сдерживался.

Да, ещё один танцевальный обычай: когда девушки танцуют соло, то любая может в танце приблизиться к тому или иному мужчине, без разницы женатому или холостому, и вызвать на танец. Мужчина может выйти в круг, а может и отказаться.

Лучшему танцору самый уважаемый аксакал вручает ценный приз: «адыгейский флаг». Такой же «флаг» вручается и самому почётному гостю на свадьбе. Им оказался, как не трудно догадаться, я. Меня и пригласили-то определённо чтобы сказать потом: ха, из Лазаревской администрации у них на свадьбе были и журналист - как у всех, а у нас - ИЗ САМОЙ ШВЕЦИИ у жениха кунак был!!!
По виду этот приз действительно отдалённо напоминает флаг: деревянное древко, а само «полотнище» - это орешки-фундук в скорлупе, прихотливо связанные в некий сложный орнамент. Как мне сказали, это ещё и адыгейский календарь.

Окончание свадьбы было уже под вечер, традиционным: вышел некий аксакал и провозгласил, как мне перевели, в том смысле, что пора гости дорогие и честь знать. Гости ещё раз воздали хвалу молодым и их досточтимым родителям и стали расходиться.

Оглядываюсь, стараясь не делать резких движений, чтобы вертикального равновесия не терять, а Руслан куда-то запропастился.
Стою, жду, тут появляется он и говорит, что меня приглашают на «продолжение банкета» кунаки жениха и отказ воспримут как кровную обиду.
Блин, думаю, попал: в меня уже из-за знаменитого кавказского гостеприимства ничего не полезет, а главное - не вольётся. Тосты ведь будут, к гадалке не ходи, а отказаться пить тоже нельзя: опять же оглянуться не успеешь, как в «кровники» захотят записать.
Делать нечего, сели мы на разнокалиберные машины, вплоть до ЗиЛ-130, и покатили вниз с гор к морю. Заняли некое кафе и – пошло-поехало.

В начале-то я держался, а потом сделал большую глупость: решил тост сказать. Вссссстаю, пошатываясь уже мало-мало, и объявляю: хочу выпить за адыгов, за ваши красивые обычаи и мудрые традиции, за ваш маленький, но гордый народ, который никто и никогда не мог покорить: ни греки, ни римляне, ни турки...
Тут такой гвалт поднялся, кричат наперебой: "Как сказал, а! Красавчик, да!!!"
И каждый хочет со мной лично чокнуться и выпить до дна! Вот только их много, а я - один.

Не без некоторой гордости могу сказать, что домой я пришёл уже очень поздней ночью, но на своих ногах, даже вроде не сильно раскачиваясь из стороны в сторону. Персональный нано-анабазис помню смутно: какие-то склоны, лавинообразные спуски как на лыжах, яростные подьёмы вверх по кручам, даже три раза вброд какую-то водную преграду форсировал, кабы не одну и ту же...
Дошёл, как будто хранил меня кто-то заботливо. Хотя и не без чувства юмора: мог бы направить по извивающейся исполинской змеёй оживлённой автодороге, но подопечный без каких-либо препонов рванул напрямик.
 
Поставил у кровати тазик на всякий пожарный случай и рухнул, отключившись ещё до того, как голова коснулась подушки, с мыслью, что день - удался, обогатил несказанно и вообще прожит не зря...