Поехали... или - приехали?

Голиб Саидов
         
                Ровно через неделю после первого полета человека в космос мне исполнится четыре года. Я, конечно же, ничего не помню. По рассказам матери, моя бабушка сильно перепугалась, когда в динамиках раздался громовой голос Юрия Левитана: она решила, что началась очередная война.            
                Я ходил в детский сад им.Ю.Гагарина. Среди моих друзей очень много ребят с именем Юра.
                В школе мы постоянно рисовали одно и то же: улыбающаяся голова в скафандре, с надписью СССР. Играли в космонавты и запускали в небо пневматические ракеты - предмет особой гордости их обладателя, поскольку не у каждого ребенка можно было встретить такую дорогущую игрушку. Бывало, таскали со стройки карбид и, с риском для жизни, запускали в "космос" консервные банки.
                Потом наступит 1968 год. Год, когда его не стало. Почему-то этот день мне запомнился очень хорошо: я стоял в коридоре, где на полочке в стене была установлена радиоточка и, затаив дыхание, слушал сообщение о его трагической гибели. И не хотел верить в то, что слышу.
                Первых космонавтов мы помнили наизусть, как таблицу умножения. Позже, когда запуски в космос станут обычным явлением, интерес постепенно пропадет. Но одно имя навсегда останется в моем сердце, поскольку оно связано с моим рождением, с моей эпохой, с моими надеждами...
                Гагаринская улыбка могла бы стать идеальной эмблемой нашей планеты на воображаемом межгалактическом форуме. Она такая проникновенная и искренняя, что сразу и безоговорочно отдаёшься ей всем сердцем, всем существом. И эта улыбка тоже будет сопровождать меня всю жизнь, завораживая своей доверительностью и вселяя надежду на скорую, лучшую и достойную жизнь.
                И вот теперь, спустя  полвека (1), прокрутив как в кинопленке всё назад, я пытаюсь осмыслить и понять то, чему мне, в своё время довелось быть свидетелем. За эти годы, огромную страну так подбросило, что она просто, прекратила своё существование, сойдя с орбиты истории. Её осколки по инерции продолжают своё движение, шарахаясь из одной крайности в другую. Так, что уже и перестаешь понимать - в какую сторону всё это движется.
                Маятник истории качнуло в обратную сторону и многое с тех пор изменилось: мир, общество, сознание людей. Разделив и противопоставив каждого из нас друг другу, по политическим, социальным, идеологическим, религиозным и прочим признакам.
                И только гагаринская улыбка продолжает оставаться тем связующим звеном, что некогда объединяло все наше общество. Да что там общество - всю планету.

---------------------
Примечание:
1 - Статья написана в 2009 году