Ханука - праздник огней. еврейские истории

Анна Орлович
=праздник глазами доброй Ани=

В древнее время, как и сейчас, политики и правители ничем не отличались друг от друга. У всех была одна задача – тянуть одеяло на себя и постараться урвать кусок пожирнее, побольше и послаще.
Согласитесь – ничего не изменилось.

Ну так вот, в 150 году до нашей эры, в результате распада почти безграничного греческого царства, кусок израильского пирога достался сирийскому царю Антиоху. У него было прозвище «Великолепный». Уж почему, я что-то не знаю, может, он сильно красивый был или  потому, что ОХАТЬ не хотел (анти-ОХ), не ныл, а делал, что ему надо было.
В общем, какой бы он там великолепный ни был, а он вовсе не собирался признавать еврейскую веру и… надежду. Мечталось ему, чтобы были все греками и не делали обрезания. Мечталось ему и свершалось все это дело насаждения чуждой культуры в дико не приглядном жестком виде, да.

Но евреи, народ горячий и крайне стойкий, отказывались от такой «благодетели», удирали куда могли и объединялись в некие секретные общества. Объединялись, объединялись и в один прекрасный момент подняли восстание, вдохновителем которого был старый Матитьягу и продолжил его сын Иегуда по прозвищу Маккаби (молот).
Долго они боролись с ненавистными греко-сирийскими угнетателями, но в конце-концов смогли победить и освободили Иерусалим.

Конечно же, первым делом ринулись в Храм, чтобы освятить его, потому как он стоял в запустении и скверне. А чтобы освятить, нужно было зажечь меноры (светильники), работающие исключительно на чистом оливковом масле.
Священники начали искать масло, но нигде не могли найти. Аж с ног сбились – ну нет масла.
Потом кое-как нашли маленький кувшинчик с заветным елеем и нетронутой печатью первосвященника. Закупоренный как надо, то есть, по правилам.
Но один.
Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. А чтоб приготовить новую порцию масла, требовалось восемь дней.
Священники посоветовались и решили, таки, зажечь менору, не дожидаясь приготовления остального масла.
И... свершилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней!

По этому великому поводу и в память о чуде света наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни. Попутно они придумали гениальное изречение:
 «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

Сейчас Ханука приобрела значение национального праздника, символизирующего способность евреев одержать победу над своими врагами, как одержали её Маккавеи.
В общем, кто с мечом придёт, тот… сами знаете что.

Анна Орлович\Anat Or lev ©