Жгучка

Иван Рогожин
Жгучка

  Позвонил как-то на днях Прокофьеву:
- Валер, - говорю, - постричься бы надо.
- Ноль проблем, приходи, Да, слышь, у тебя книги об индийском луке нет? Маша просит – суставы болят.
-Таковой нет, - отвечаю,- отдал кому-то на час – не вернули. Захвачу статьи о «Золотом усе» - может, подойдёт что-либо.
Прихожу. Отдаю книгу, а Маша, его хозяйка и говорит:
- Ревматизм замучил. А, вообще-то подобная твоей книжке у меня имеется. Составов много, не знай чего выбирать.
- Хе, - хмыкнул хозяин. – «Жгучкой» надо лечиться.
-А что такое есть?
- Помнишь, Володя, в Вальдиватском с нами Костя Бабанов учился. Так вот у него отец фельдшером у нас в Усть-Урене работал. Смешная, однако, история будет.
Послевоенное время трудное было. Чем нас лечили в фельшерско-аккушерском пункте? Касторкой, рыбьим жиром (по - блату) и йодом, слава Богу. А рядом с Бабановыми знахарка одна жила. Конкуренция у них открылась – ни приведи Господи. Больше-то к ней ходили – травкой пользовала, а чего-чего, травы-то всем, по весне особенно, хватало. Вот и ныряли люди к ней из, опять же, после пункта-то, чтоб лечение пройти по полной программе.
И надо же весна. Травка изумрудами подпрыгивает, птички расчирикались, а у Бабановых горе – хозяина-фельдшера радикулит хватил. Извелся бедный совсем. И касторкой лечил. И рыбьем жиром смазывал. И йодом выжигал. Не помогает. Стон в избе неделю стоит. На что, «русский, от всех болестей, продукт первач» и внутрь, и наружу… нет, не помогает. Зубами скрипеть начал. Изметался, изорвался весь. Жена, туда-сюда, измучилась, да и предложи знахаркину помощь. Что там! Революция, со всеми вытекающими отсюда словесами, взбунтовалась. Хоть из избы беги. Куда там ораторам – «горлопанам»?
А как не ерепенься, болезнь своё давит. Через неделю сдался. «Иди,- говорит,- кланяйся своей «шарманщице».
Поплелась хозяйка первого на селе, чтимого, как Бог,  врача, «лекаря» -  по-нашему, на поклон к ведунье. Ну, та ей и выдала «жгучку». Мазь такая, желтого отливу. Жгучая страсть, мать мне как-то локоть лечила. Спичкой сеточку намажет минуток на пяток, а потом, что не впиталось, сотрёт. Упаси Боже держать долго. Жгучая, до мяса раздирала. Вонючая…. Чего туда пихали? Может скипидар, может самогонку со спиртом вместе, может перец с горчицей. А, скорее всего понемногу. Адская смесь. Но…!! Помогала.
Долго не поддавалась колдунья на уговоры. Он де её и «тьмой болотной» называл. И «шарлатанкой» полоскал. И вообще забугорным, городским именем – клистиром – обволакивал. И людей ходящих к ней какими-то травоядными «дроглодидами» приговаривал. Но, смекнув выгоду от сельского пересуда, как бы сейчас сказали – рекламы, подсуетилась и, крестясь мелко, шепотком наказала:
-Нока помажь, матушка, «Жгучкой», радикулит-то. Как рукой снимет – молодым запрыгает, ей-бо говорю.
Пошла хозяйка до дому и щедрой рукой размазала «божеский эликсир» на спину изнемогающему, не встающему хозяину. Размазала и в закут, руку мыть – жжёт мазюка горькая, до мосла пробирает. Стирать остаток-то надо. Где тряпка? Только к рукомойнику и… присела.
В дому-то, как вулкан взорвался. Горючка нагрелась у хозяина на спине и в подштаники наладила сходить.
Что там было. Фельдшер с десяток кругов вокруг стола нарезал и полуголый в дверь - что там молодому – прыгнул, как зверь – мож, лев или кенгуряка австралийская. Дурью ревёт:
- Моли Богу…, не дай живым остаться…, убью обеих  … раз-этак.
Куда образование… отчеблучилось,  интеллигентность врачебная.
Вышла хозяйка, не жива, ни мертва к дому.  А там знахарка стоит и вдаль полуголому, воющему мужику крестится:
-Свят, свят, свят.… Никак фельшар побёг.… Ишь пробрало, как молодой  шабашит. А, что кричит,  ин - благодарит можат…
- Куда там соседушка, - кричит ей жена Бабанова,- беги скорее прячься. -  А сама платок на голову накручивает,- никак увидит, прибьет. Кричит  -" удавлю тьму болотную".
Так и скрывались по селу дня три…Мы посмеялись, но итог нас интересовал, что, мол, дальше было.
-А дальше, – не поверите. Кланялся знахарке наш лекарь. Лучшими «калеками»- как говаривала соседка,- стали. Вместе чаёвничали, спирт с нашего завода «пробовали» и «лякарствами» делились, «косилюм обкалякивали».Нетути радикулиту-то у фельдшера  - миновал, как … «мазюкай» сняло.
Хороша  была «Жгучка». Жаль, рецепт потерян.