Страшный паспорт

Юрий Коваль
Все знают анекдот:- Про то, что если ваш фотоальбом маленький, а фотография в нем одна и та маленькая и жутко страшная, то это и есть Ваш ПАСПОРТ.  Мало кто знает, почему это так. Лет 25 назад, когда я еще был учеником-фотографа, многие мастера светописи ссылались на то, что карточка черно-белая – раз, улыбаться нельзя – два, стоимость 60 копеек (ну кто за такие деньги будет упираться) – три! Вот, в Америке говорили они - карточки на паспорт цветные-РАЗ, улыбаться можно во весь рост – ДВА, и платят за них валютой это ТРИ… Прошли годы – фотографии стали цветными, улыбаться – пожалуйста, паранджу лень снимать – пущай будет, да и стоимость тех фотографий грех жаловаться…
А фотографии как были страшными, так и остались. И все тот же вопрос у клиентов: А где тут я?
Дело оказалось не в паспорте. Но лучше по порядку.
Заходят в фотосалон три дамы и желают запечатлеть себя на память, после долгих лет разлуки.
Через три дня они же  приходят забирать свои фотографии и тут начинается, что-то странное.
-Любаша, как ты хорошо получилась.. и ты Зиночка ну прямо красавица, а я натуральная лошадь…
-Да нет Танечка, ты получилась хорошо, а вот я какая-то старая…и страшная…
-Вы, чего ослепли - на меня гляньте, где еще такую уродину сыщите…
В итоге получилось, что, признавая подружек на снимке красавицами, все три участницы разговора считали, что отвратительнее своего изображения отродясь не видали, зато фотографа видали в ... и в белых тапочках....
Сколько книжек по фотографии не читал, но нигде даже вскользь не упоминается эта проблема.
В другом городе зашел в фотоателье и специально сфотографировался на паспорт.
Получил карточки и долго ржал. В смысле смеялся, но, судя, по изображению правильнее будет – ржал.
Потом нашел одну свою фотографию еще из стройотряда, где меня спящего после обеда заснял однокурсник. Самое интересное в той фотографии – это, то, что сам себя я узнал по штанам. А ведь однокурсники нисколько не сомневались, что на фото я.
Последним звеном в разгадке этой паспортной тайны стала статья (не помню где и когда) в которой говорилось о том, что когда человек улыбается у него работают одни мышцы лица, а когда плачет – другие.
Тогда стало ясно, что любой человек независимо от роста, веса и вероисповедания, подходя к зеркалу, видит себя таким, каким ХОЧЕТ себя видеть. ПОДСОЗНАТЕЛЬНО. Перед зеркалом мышцы лица придают нашей физиономии такую форму и такое выражение, которое нам наиболее приятно видеть. Да еще и в зеркальном отражении. Исключение составляют те редкие минуты, когда человек не в состоянии себя контролировать. Ну, например, с похмелья.  Тогда можно и напугаться. Теперь представьте себе, с каким лицом мы ходим по улицам, сидим за столом, идем фотографироваться на паспорт.
Вот только, что СМОТРЕЛСЯ в зеркало и был ПРИЯТНЫМ, молодым человеком и вдруг вспышка. … Ну и сами уже знаете, что дальше. Причем друзья и знакомые не видят разницы между фотографией и оригиналом, а вы то знаете, что тот, который в зеркале, гораздо лучше и красившее того, который на бумаге.
Казалось бы вот она разгадка и вот оно решение проблемы. Устанавливаем на фотоаппарат зеркало и штампуем шедевры.
К сожалению, человек не обезьяна – дрессировке не поддается. Если зеркало маленькое, то он щурится, что бы разглядеть себя получше, а если большое - косит обоими глазами.
Как и в каждом правиле,  в нашем тоже есть исключения. Действительно, есть люди, которых как не стараются фотографы, но изуродовать на фотографиях не могут. Чаще всего их можно увидеть на обложках глянцевых журналов. Но мне больше нравятся  другие, которые при кажущейся внешней некрасивости, глядя в объектив твоей камеры, улыбаются так, что понимаешь – нет некрасивых людей, есть плохие фотографы.
   

И еще есть те, кому наплевать, что альбомчик маленький и карточка страшная.  Но это уже другая тема.