Создатель самоходных комбайнов

В день 30-й годовщины Великого Октября в праздничной колонне инструментального завода имени И.Сталина двигались комбайны С-4. Это были первые отечественные самоходные зерноуборочные комбайны.
Шли годы. Комбайн С-4 уже не удовлетворял запросы тружеников полей. Для его совершенствования и было создано на заводе Государственное специализированное конструкторское бюро. Возглавил его опытнейший конструктор Ханаан Ильич Изаксон. Родился он 15(2) марта 1909г. в селе Ново-Береславль Херсонской области. В 1932г. закончил Запорожский машиностроительный институт и стал работать на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар», где на его глазах рождался первый советский прицепной комбайн. В дальнейшем Изаксона переводят в Тулу, где он работает главным конструктором СКБ по самоходным комбайнам.
Ханаан Ильич горячо приветствовал работу замечательного ученого М.А. Пустыгина, создавшего первый отечественный самоходный комбайн С.4, хотя и видел серьезные недостатки в его конструкции. Он считал, что место С-4 должна занять другая более совершенная машина. Происки конструкторов увенчались успехом. Был создан зерноуборочный комбайн Ск-3. Его опытный образец изготовлен был в феврале 1956г. А уже в 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе детище таганрогских комбайностроителей получило Гран-при. В 1950-1960гг. были проведены экспериментальные, исследовательские, конструкторские работы по дальнейшему совершенствованию СК-3, что привело к созданию СК-4. В 1962г. на сравнительных международных испытаниях в Венгрии СК-4 победил и получил золотую медаль. «Золото» досталось ему и на Лейпцигской весенней выставке. За создание СК-4 в 1964г. его главный конструктор Изаксон был удостоен Ленинской премии. Под руководством Х.И. Изаксона ГСКБ разработало много зерноуборочных комплексов и других машин для сбора и обработки сельхозкультур. Автор более ста авторских свидетельств на изобретения, из которых более половины внедрены в серийное производство. Умер Х.И. Изаксон 4 апреля 1985г. в Таганроге.


Рецензии
Ну, не совсем на смену косилке. В том самом 47-м я - студент техникума весь сезон штурвальный на "Коммунаре". Тогда же в техникуме появился С-4. В 1952-м опять студент, но уже института, и опять штурвальный на Сталинце 1. С 1953 по 58 - гл. инженер МТС. Практически все выпускавшиеся тогда комбайны прошли через нас. И РСМ-8, и СК-3 и СК-4. Мы тогда получали новые, сезон на них работали, а к осени отправляли их вместе с комбайнерами на целину. Были поломки, конечно, у самого все пальцы были сбиты. На полях-то чего только не было, вот и "ловили". Но я что-то не помню, чтобы самоходные очень уж часто ломались. Ребята стремились именно на них работать.
На них работали даже женщины. Припомнилось. В поле как раз у самоходного. Дуся и была комбайнером: - Дуська, нэ лайся, бачишь Илич прийихав! В переводе с "хохлацкого": - Дуся, не матерись, видишь Ильич приехал.
А интересно, что же полезного сделал этот самый Бондарь?

Ильич Третий   13.03.2016 15:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.