Циклоп

Елена Иличкина
По моему мнению, настоящую историю можно написать лишь тогда, когда в судьбе героя поставлена точка. Ведь если ее нет – это всего лишь эскиз, сиюминутное состояние. Извилистый жизненный путь можно охватить лишь тогда, когда он пройден весь.

Эта история началась в далекие 60-е. Меж нами шла необъявленная война, кто развязал ее и по какому поводу, уже забылось, но вражда не затихала ни на минуту. Вечером Сашка стирал карандашного человечка и подпись «Циклоп» со своей двери, а утром – я со своей. «Вобла» – вот было самое привычное прозвище, которым он награждал меня в своих посланиях.

Почему Циклоп? Сашка был очкариком с торчащим на макушке хохолком, ростом выше меня в отличии от других мальчишек. Когда его очки запотевали на морозе, он снимал их протереть и подслеповато щурился. Однако его близорукость не мешала ему быть обыкновенным пацаном, гонять мяч с ребятами во дворе, связав дужки очков бельевой резинкой, играть в казаки-разбойники, где он ловил исключительно меня. Я злилась – он не давал убежать, показать, какая я быстрая, ловкая, увертливая.
Иногда, также негласно, заключалось перемирие, когда мы оказывались в гостях в одной компании или кто-то из нас заболевал. Чаще это была я. Тогда сначала ко мне приходила тетя Шура, Сашкина мама, что работала медсестрой в детской поликлинике, затем потихоньку отворив незапертую дверь, прокрадывался Сашка, принося с собой книжку. Книги у него были совершенно чудесные: раскладывающиеся тремя-четырьмя рядами декораций да еще с двигающимися деталями вроде шляпы с большим пером, которой Кот в сапогах махал проезжавшей карете, или головы его хозяина, от смущения за свой вид нырявшего в пруд. Сашка знал, как они мне нравились! Я забывала о болезни и вражде с Циклопом, он становился просто Сашей.
Знали ли о войне родители – осталось в прошлом, но однажды все прекратилось, когда разозленный чем-то Циклоп написал темным восковым мелком большими буквами «Вобла – дура!» на светло-коричневой входной двери нашей квартиры. Был большой скандал, мы вдвоем оттирали надпись, однако это нас не помирило, наоборот, возвело китайскую стену в отношениях. Завидев его, я поднимала подборок и гордо плыла мимо, как корабль мимо бакена, которым был Сашка, моргавший казалось четырьмя фонарями и провожавший меня взглядом побитой собаки. В 7 класс я пошла в новой школе – родители получили квартиру в другом районе.

Уверена, каждая весна в жизни – время совершено неповторимое. Особенно если это весна на пороге новой жизни – накануне выпуска из школы. Я шла по весенней улице, юная, стройная, в светлом развевающемся волнами платье-спирали. Казалось, весь мир улыбался мне в ответ. Вдруг рядом затормозил мотоцикл. Когда водитель снял шлем, я с удивлением узнала повзрослевшего Сашку. Разве в очках водят транспорт? Мы летели по улицам родного города, моя юбка развевалась за спиной. Встретились принц и принцесса, превращая мир в сказку.

Я училась на втором курсе в Пскове. Приехав на зимние каникулы домой, оказалась в компании друзей младшей сестренки и уже приготовилась провести ночь в кресле у елки, как старая бабушка, смотрящая на веселящихся вокруг детей, ведь возрастной пробел в этом возрасте ощущается еще очень остро. Около двух ночи, когда после съеденного и выпитого за старый и новый годы молодежь напоминала прайд львов на полуденной сиесте, в комнату вошел Сашка с бутылкой шампанского. «Привет! Составишь компанию?» – спросил он. Полудремотное состояние, в котором я пребывала, развеялось, и жизнь потихоньку начала вползать в мое тело. До утра Сашка целовал мои руки и говорил что-то приятное. Что – не помню, я смотрела в его темные глаза за стеклами очков, как загипнотизированная, и растворялась в его обожании.  При расставании спросила: «Тебе было хорошо?» Боже, сколько лет потом ругала себя за эту фразу! Это мне было хорошо! Это я ощущала себя королевой! И надо было просто сказать об этом, а не задавать глупые вопросы!

В следующий раз мы встретились лишь через 20 лет в Швеции. Менее десятка домиков, затерянных в еловом лесу, раскинувшемся на площади в 25 гектаров. До ближайшего жилья 7 км. Рано утром поднялась по канатной дороге в гору, встала на лыжи и огляделась. Как хорошо! Вид сверху великолепен! Довольно пологий спуск ведет меж огромных елей, облепленных до макушек пушистым снегом. Небо светло-голубое, солнце поднимается за лесом, пытаясь разогнать легкий по нашим меркам морозец. Чудесно! Первый спуск оказался довольно неудачным. Хотя на лыжах хожу с детства, спускаться с горы со все возрастающей скоростью было очень страшно! Несколько раз упала, хорошо, что пошла одна, а то бы вовсе закомплексовала. Через некоторое время это захватывание духа уже доставляло радость. Оказавшись без падений в конце спуска, закричала от восторга. Почувствовав взгляд, оглянулась. Лыжник в красном костюме поднял вверх большой палец.
Мы столкнулись с ним при спуске вниз. Как тесен мир! Кажется, и на краю земли нет места, где ни встретил бы соотечественника. Но вдали от родины любой казах – уже хороший знакомый, а русский – родственник. В чертах взрослого мужчины едва проглядывало сходство с мальчишкой моего детства. Он улыбнулся. Это был Сашка. Та же улыбка, только теперь в ней проявилась спокойная уверенность в себе; глаза сквозь стекла очков, только очки были в изящной золоченой оправе. Сердце мое выдало аритмию.

Вечером, сидя у камина в теплом вязаном свитере и потягивая через соломинку коктейль, вспоминали, говорили…
 - Господи, Саня, ты помнишь, какими мы были глупыми? Воевали из-за чего-то…
 - Ты мне так нравилась! Знаешь, почему-то в памяти остались вспышками какие-то кадры, как осколки в калейдоскопе. Например, помню, какие у тебя были ручки с ямочками над пальчиками. Помню золотистый пушок на ногах… А еще пушок над губой. Это было так эротично, как сейчас бы сказали. Тогда-то мы таких слов не знали. И глаза большие и темные, как у лошади…
 – Почему у лошади, а не у лани, допустим?
 – Лани я тогда не видел, а вот лошадиные глаза произвели большое впечатление! Это было нечто, захватывающее дух. Может потому такая ассоциация и с твоими глазами. Длинные темные ресницы… А еще губы. Почему они у тебя всегда были темно-красные, будто накрашенные?
 – Просто я их постоянно кусала, когда переживала.
 – А та ночь! Это был мой первый эротический опыт! Я впервые прикоснулся к тебе с осознанием того, что ты – желанная женщина. А ты меня каким видела?
 – Смешным, как попугай Кеша из мультика. (Не говорить же ему, что девочки в этом возрасте обычно не воспринимают ровесников, ждут принца, идеального и единственного. И я не исключение.)
Чем хороши курортные романы – они дарят сказку, а потому и воспринимаются волшебством. Три дня мы провели вместе. Занесенный снегом сказочный домик у самого Полярного круга, жар грога, подогретый огнем камина, и никаких обязательств, будто впереди целая вечность...

Недавно прочла в газете, что Сашка погиб, совершая прыжок с парашютом где-то в Швейцарии. Зачем мне была дана Судьбой та встреча? Три волшебных дня в сказочной Швеции. Может, чтобы понять наконец, что мальчик моего детства по прозвищу Циклоп, и был тем принцем, которого ищу и не  могу отыскать всю жизнь…