Михаил Боярский и Лев Толстой

Владимир Берштейн
              Десятые классы. Уроки русской литературы. Золотой век. Островский, Некрасов, Достоевский, Толстой и многие другие столпы словесности. Два домашних и четыре классных сочинения - такова школьная программа.

              Домашние сочинения мои ученики писали с огромным удовольствием, а вот классные... . Понятно, что на домашнее дается неделя, а на классное - два часа по 45 минут. Отсюда и "любовь" к внеклассному сочинительству и достаточная боязнь школьного литераторства.

              Героя моих воспоминаний звали (хотя почему звали? Он и нынче живет и здравствует) Михаил Боярский (!). Я не знаю, каков по характеру актер Боярский, но мой Миша по некоторым антинравственным аспектам даст фору не только своему известному тезке, а и всем актерам какого-нибудь театра вместе взятых. Кредо моего ученика:"Быть в нужном месте в нужное время!"

             А вот сочинений Миша боялся. Он был хорошим математиком, побеждал на городских олимпиадах по физике, биологии, английскому языку. Забегая вперед, скажу, что Миша окончил школу с золотой медалью. И медаль эта была не вымученная, а заслуженная. А вот сочинений Миша боялся и, естественно, классных.

             Меня трудно обхитрить. За 30 лет педагогической работы я насмотрелся всякого, и чтобы какой-то десятиклассник в чем-то смог меня переиграть? А Миша смог, даже два раза.

             Первого сентября я впервые познакомился с учениками десятого класса. Боярского, конечно, запомнил сразу. А кто бы не запомнил известного мушкетера. Месяц учебы пролетел незаметно, и я объявил, что через неделю пишем классное сочинение по творчеству А.Н. Островского. На следующий день, выходя из школы, я повстречался с Мишей.

-Владимир Матвеевич, я вот всю ночь работал над Островским. Голова раскалывается. Уже ничего не соображаю. Не могли бы Вы мне совет какой-нибудь дать.

Я обрадовался: вот, думаю, у меня ученики, просто класс! Прочитав Мишин черновик, дав пару полезных советов, исправив пару ошибок, мы вежливо распрощались и разошлись в разные стороны. На следующий день картина повторилась по тому же сценарию. Я даже в порыве гордости за ученика посоветовал ему пойти в педагогический после школы.

             Не трудно догадаться, что сочинение было написано на отлично, придраться не к чему (оно же мной самим было раза четыре проверено-перепроверено). Следующим на повестке дня стоял Достоевский. И опять победителем и у Федора Михайловича, и у меня вышел Боярский Миша. Те же задушевные послешкольные беседы о "значении русской литературы", те же советы по написанию и те же проверки. И вот только после "Преступлений и наказаний" я понял, что Миша меня разводил, как пионера. Ну, думаю, все: посмотрим, Михаил, как вы осилите "Войну и Мир" незабвенного графа Льва Николаевича Толстого. Боярскому строго-настрого запретил приближаться ко мне ближе, чем на 20 шагов, а из школы старался выходить черным ходом.

               И вот день сочинения настал! Все за партами, темы сочинения на доске. Смотрю на вторую парту и не вижу Михаила. Вдруг... открывается дверь и заходит мой ученик  с загипсованной правой рукой.

-Михаил! Что случилось?

-В погреб вчера упал...

-Так зачем в школу пришел?

-Может, левой рукой попробую...

-Я тебе попробую! Марш домой! И чтоб в школе я тебя не видел!

               Так мне что-то стало Мишу жалко. А я еще хотел проучить его. Но, видно, судьба распорядилась по-иному. Месяц Миша проходил в гипсе.  Классная руководительница говорила, что перелом тяжелый, что-то там со смещением.

               Вот такая вот история. После школы Миша получил высшее экономическое образование, высшее математическое образование, вернее, образование высшее может быть только одно, просто, у него две специальности. Мы стали большими друзьями. Раз в году я приезжаю на Украину и всегда останавливаюсь у Боярского. Горячий прием мне обеспечен. Но вот пару лет назад выше рассказанная история неожиданно получила продолжение.

               Приезжаю я в очередной раз к другу. Встреча, слезы, такси, праздничный стол (к моему приезду), спиртное. Выпили по одной, по второй, и моего Михаила потянуло на воспоминания.

-А помните, как я руку сломал?

-Еще бы не помнить! Я такую козу хотел тебе сделать за твои разводы.

-А Вы знаете, что я руки-то и не ломал!

-????????????????????????????????????????????????????????

-У меня был хороший знакомый врач. Я записался к нему на прием и попросил, чтобы он сломал мне руку. Объяснил врачу, что боюсь сочинения, мол, а мне, как претенденту на медаль, нельзя получать "неотличную" оценку. Врач назвал меня идиотом, сказал, что ломать необязательно, а гипс вполне можно наложить и на здоровую руку, что он прекрасно и сделал!

                После Мишиного рассказа я в течение нескольких минут не мог вымолвить ни одного слова. А потом как начал смеяться! И смеюсь до сих пор.