Чтобы понять Ольгу

Ирина Грацинская
дело в том что у ольгиных работ есть такие особенности по которым к ним особое отношение поэтому всегда будет возникать оторопь при выборе при покупке - и ее лозунг "или все или ничего" - он как нельзя лучше всю эту подноготную раскрывает

работа в своем одиночестве вызывает много вопросов и даже претензий
иногда  может возникнуть подозрение в их полуготовности несделанности - это как экспромт как некая лишь обозначившая свою сущность затея не исчерпавшая возможные и нужные смыслы - спору нет - живые явленные как биологические сущности как дышащие организмы а не как мумифицированное время - работы всегда полны недосказанного полны живого дыхания и всегда содержат в себе недопроросшие семена чувств

но ее работы носят характер брошенных фраз и мимолетности разговора они текучи и подвижны как тот самый разговор что обычно бывает в привечаемых ею кафе на улицах где к человеческим голосам как к кофе подмешивается и сигаретный дым и молоко и рев мотоциклов и шум дождя и автомобильные сирены

еще они часто похожи - моя белая, скажем - на газовый шарфик на вид за запотевшим от оседающей влаги стеклом на туман проникающий в человека извне - когда он повсюду вокруг
и посему все эти обрывки фраз эти оброненные взгляды эта не привязанность к месту этот транзит абсолютно безусловно живет в ее работах и проявляется и манерой почерком жестом письма - летучесть я бы так сказала
ольгу ведь тоже нужно уметь читать - во многих работах больше утаенного чем озвученного больше места для личного толкования - но эту работу не всякая душа готова проделать

сакральные вещи даже при своей эпичности все равно не заземлены а носят характер романтического или преломленного сознанием отображения и изображения наподобие облаков в воде - они все равно обитатели иных сред они умозрительны и всегда плоды сознания всегда некие баллады и парящие на плаву видения отсюда ощущение недосказанности и незащищенности

большинство работ по отдельности похожи на тушующуюся женщину которую врасплох застали когда она лишь прикидывает примеряет к своему обнаженному  телу то одно то другое нечто легкое - косынку блузку а сама нагая
когда же все они одновременно или последовательно охватываемы взглядом то трудно найти более убедительную картину

представьте себе сложный прихотливый роман  тонкое стихотворение или волшебную гениальную фразу написанную на сотнях листков когда каждый в отдельности содержит букву или несколько букв из слова, знак препинания паузу-пробел между словами? а все вместе собираясь как паззл как открывшееся откровение - они завораживают тебя как единое гармоничное самодостаточное и не идентифицируемое ни с чем другим откровение открывшийся смысл
я понимаю что одновременно "в производстве" должно находиться несколько "листов" чтобы можно было из одного в другой перелетать
и ольгина реальная жизнь такова и в пространстве и во времени
ей должно быть и хорошо и плохо одновременно
поэтому вся ее живопись есть продолжение ее самой

тот кто слышит музыку и ею заполнен и слышит вибрирующие звуком поверхности и объекты - для того эта живопись превращается в  материализованную музыку в ее зрительное воплощение
музыкальные люди видят ухом - это правда
и в ней этот симфонизм присутствует - импровизация джаз либо импрессионизм классиков
мне же как человеку более чувствительному к тактильным сигналам извне с менее искушенным в этом  они - пока - пока лишь многозначительно кивают на  рахманинова и скрябина  шнитке  караманова и денисова
я слышу в каких-то работах барочное шелестящее дыхание флейт все же

вот поэтому лично у меня при взгляде на ее мной удочеренные  работы возникает чувство горечи что мне мало досталось - один фрагмент, полуслово, я держу  в руке лишь пуговицу лоскуток элемент большой игры  и охватывая внутренним взором все что  от ольги произошло и существует уже в сознании как явление - (работы и вправду живут внутри  и я так отлично понимаю то что сказал музыкант березовский - их как будто нельзя расчленить и рассредоточить и раздать каждую по отдельности во владение - или все или ничего)  - я  любому гипотетически смотрящему могущему отвергнуть рвусь выплеснуть "вам не представилось слышать все целиком это лишь знак препинания"
прежде всего себе - но слава Богу у меня есть компьютер

и все кажущиеся неточности или лучше недоговоренности случайности  (как бывает когда схватишь лишь обрывок фразы) снимаются как вопрос  лишь тогда когда получаешь возможность увидеть все работы в массе
тогда вся эта мозаика обретает черты полновесного  - не законченного, потому что конца нет, как у любого природного явления - а какого-то становящегося хоть как-то ясным в смысловой бесконечности мифа - проявляющимся своей глубиной множественностью толкований - явления


вот это кочевье смыслов и отрывочность сбивчивость - кстати ольга также общается - эта непривязанность – есть ее краеугольный камень ее личная правда ее фирменный знак ее предназначение крест лицо она как будто не приживается не вживляется и может прилепиться уже держа в сердце как отстать и поменять место - как будто присев вот-вот уйдет и входя в комнату ищет глазами окно как запасной выход чтобы улететь( не о падении речь но о перемещении по воздуху как способе избавления от оков временного пространства я говорю)
твой якорь всегда с тобой ольга - он в твоих работах

думаю люди  наталкиваясь на ее самодостаточность и самонацеленность  быстро отходят - не видя в ней своего отражения а все мы в этом нуждаемся
ей человек в человеке мало нужен
она в человека помещает себя и в себя  там глядится вытесняя хозяина
это от того что в ней много собственного звука он ей заглушает привходящие и от того что
в принципе заниматься этими вещами с таким погружением само по себе лишь так и возможно

 
наверное ее точная интуиция   привела ее именно к выбранному приему - клейм на иконах – как способу демонстрации работ
одни листы своими вакуолями пустотами длиннотами уравновешиваются убедительной твердостью и плотностью деталей  жестких композиций в других
поэтому претензии по поводу - в некоторых -перегруженности и отчасти бесструктурности а оттого кажущейся незаконченности "ненаписанности" снимаются когда видишь всю коллекцию

кстати оттого что их много и они каждый в отдельности носят какой-то универсальный карактер благодаря своей родовой принадлежности с генным кодом своего клана   под названием "живопись плужниковой" их можно достаточно многовариантно компоновать между собой - и тогда при остающемся общем замысле можно менять оттенки в диапазоне общей традиции

поэтому так сложен акт приобретения -  начинаются душевные мыканья и всхлипы по оставшимся вне зрительной досягаемости всем остальным работам - моему глазу лично не хватает пребывающих вне слуха  слов



живопись Ольги Плужниковой-Орловой
это настоящее