О приметах, сосисках и стабильности

Александр Чураков
Первые признаки предвыборной осени в городе N. стали заметны уже к концу лета. А может быть, это было лишь случайное совпадение. Но как-то вдруг уж больно в унисон стали подходить к завершению работы на некоторых городских объектах... оформилась и оделась в плитку набережная  ещё недавно заброшенного пруда… рванули, набирая скорость, отделочные работы в помещениях очередного шедевра городской архитектуры – новом здании мэрии…

Может, кого из приезжих все эти перемены и ввели бы в счастливое заблуждение – "лучше, мол, жить стали", "забота о горожанах налицо"! Но - не коренных обывателей города N. Уж для них-то нежданное проявление подобных трансформаций за окнами домов давно приобрело статус народной приметы:

Ремработы за окном
Говорят нам об одном:
Коль работы те ведут,
Значит, - выборы грядут!.. 

Злые языки оппозиции вещали крамолу, что, мол, подготовка к выборам у чиновников чем-то сродни сборам на рыбалку – для хорошего клева следует загодя разбросать прикормку…

С "прикормкой" не замедлили…

В один из сентябрьских дней утреннюю тишину, по причине субботы – особенно дремотную, пронзил истошно-радостный женский вопль:

«Маша-а! Маша-а-а! Ты еще спишь?! Выходи скорей!! Колбасу бесплатно дают!!!».

Диковинная весть о халявной раздаче мясопродуктов облетела близлежащие кварталы подобно кличу времен Гражданской войны: «Наши в городе!». С той лишь разницей, что тогда под «нашими» каждый подразумевал «своих». Сегодня же, учитывая некоторые особенности местного менталитета, «своим» для электората мог стать практически любой, предложивший халяву, так называемый «благотворитель» или, точнее –пиарщик. Иными словами, данный предвыборный ход, реализуемый от имени одного из потенциальных кандидатов, был шагом хорошо продуманным.

На поверку все оказалось правдой. Колбасу и сосиски не только давали и не только бесплатно, но еще и… под музыку…

Правда,  в одни руки – ограниченное количество.

Однако опыт, как известно, не пропьёшь. Народ тут же обратился к слегка было подзабытой практике "застойных" лет, моментально перейдя на семейный подряд: "Бабка за дедкой, внучка за бабкой, Жучка за внучкой...", - далее – по убывающей, в зависимости от количества членов семьи – сказку «Про репку», поди, все читали, кому Гарри Поттер мозги не запудрил.

И, правда, какой прок от этого Гарри? Россия - страна общинная, поэтому «Репка» в наших условиях гораздо актуальнее. В данном случае подключение всех членов семьи, включая грудных младенцев, которым мясное противопоказано, позволяло средней семье, с учетом нормы выдачи, вытянуть «Репку» в виде недельного запаса дармовых колбасно-сосисочных изделий.

Хуже, как всегда, было одиноким. Им приходилось занимать очередь дважды, а то и трижды, либо - в разных точках и, потупившись, молиться про себя о том, чтобы у прилавка остаться неузнанными. Впрочем, как говаривали древние: «На бога надейся, а сам не плошай». Они и не плошали, вспомнив нехитрые, но эффективные навыки перевоплощения, наработанные и прошедшие успешную обкатку ещё в достопамятные времена развитого социализма: один раз подходили к прилавку в куртке, затем, предусмотрительно сняв её – в рубашке; в надвинутой на глаза кепке и без головного убора; строго глядя перед собой с плотно сжатыми губами и широко улыбаясь – в общем, импровизировали, играли на контрастах. 

Когда "девятый вал" эйфории, наконец, затих, некоторые из наиболее трезвых (в смысле сохранения аналитических способностей) представителей электората стали постепенно осознавать, что предвыборная борьба началась и что в неё включились силы, обладающие несравнимо более высокими материальными возможностями, чем скромный бюджет города N., а следовательно городская администрация к организации «мясного чуда» непричастна.

Некоторые c перепугу решили, что началась реализация бессмертной программы всенародного благополучия: «Каждой женщине - по мужчине, каждому мужчине - по бутылке водки», и раздача сосисок - лишь первый камень в фундаменте этой программы.
«Камень» оценили и стали ждать продолжения.

Но на сосисках, увы, все и закончилось. Время шло, а о раздаче водки, или хотя бы мужчин, никто не вспоминал.

Некоторые, поняв, что больше все равно ничего не дадут, стали возмущаться, мол, надо запретить кандидатам делать перед выборами совсем уж фантастические "ходы": «Ведь… запрещены же в рыбной ловле мелкоячеистые сети!»
«Да,  – тяжело вздыхали другие, – но  это вовсе не означает, что браконьеры от них отказались!».

…Да, хорошо был продуман этот предвыборный приём!

Просто здорово...

Но – не до конца!

Недооцененной осталась другая особенность менталитета любителя халявы: моментальная утрата интереса к организатору "манны небесной" сразу после падения последней крупинки.

Иными словами, разложив сосиски по холодильникам и дослушав музыку, массы зевнули и вернулись к своим повседневным заботам. Бесплатная раздача продуктов, как всё хорошее, быстро ушла в историю, и причины её организации, а равно инициаторы – стали всем глубоко «до фонаря». 

Между тем в городе как-то «сами собой» стали закапываться ямы. Ухабы, появившиеся во дворах после завершенного несколько месяцев назад ремонта сантехнических коммуникаций, и ставшие уже привычными, выровнялись. На месте колдобин появились черные асфальтовые полосы, особенно эффектно выглядевшие на фоне опавшей желто-оранжевой листвы. И хотя положены эти дорожки были явно наспех, а ямы засыпаны «гнездовым» способом, отчего дорога (особенно при взгляде с верхних этажей) из-за обилия пятен отдалённо напоминала расплющенный хвост леопарда,  граждане, уставшие месить грязь и калечить ноги, были искренне благодарны действующей пока местной администрации.

Городской транспорт почти перестал выбиваться из графика, и даже вереница маршруток регулярно радовала самых ранних городских пассажиров своей неизменной готовностью к выезду. «Вот бы всегда так», – мечтательно закрывали они глаза, усаживаясь в 6 утра в полупустой салон…

Последние события и решили исход выборов: у руля осталась израненная бесконечной критикой, избитая жалобами и обескровленная предвыборными издержками, но непотопляемая старая администрация.

***

Спустя какое-то время жители, забыв о сосисках, с удовлетворением отметили наличие на прежних местах привычных ям и колдобин. Энтузиасты и активисты, ощутив свою востребованность, вновь стали обрывать телефоны и обивать пороги администрации в тщетных попытках получить ответы на «наболевшие вопросы», типа: «Почему в декабре снова, не дождавшись "окончательного" завершения ремонта отопительной системы, нежданно и без предупреждения пришла зима?!»…
Одним словом – всё было как прежде – жизнь вошла в свое русло и в череде застарелых «неразрешимых» городских проблем обрела привычную стабильность …

А что может быть важнее стабильности?...