Слон в тессеракте

Станислав Бук
Надо же, сын изволил почтить меня своим вниманием! Ещё бы заманить и второго – Илью… если тот не совсем ещё свихнулся со своей прикладной математикой. Разве что подкупить Асту. Илья в племяннице души не чает. Узнав, что они здесь, глядишь и прилетит.

И вот мы сидим на веранде, ветерок заносит к нам редкие брызги монотонного дождика вместе с желтеющими лепестками цветов белой акации. Подозреваю, что  благодаря непогоде я сподобился этому визиту, хотя пока что никакой гарантии этому нет. Харитон непредсказуем, благодаря чему, возможно, его ценят, как тренера местной футбольной команды.
Если моя догадка верна, у Харитона сегодня отменена тренировка, вот он и собрался ко мне.
Когда внучка уже мчалась ко мне, сын ещё копался в машине и, наконец, извлёк пластиковую канистру, в которой просматривалась темноватая жидкость. Я напустил на себя строгость:
- А что это ты надумал в канистрах пиво носить? Неужели снова открылись "те  самые" ларьки?
Тридцатилетнему мужику, который на голову выше меня и вдвое тяжелее, казалось бы, что проку в отцовской строгости. Но он, переступая через цветник (нет того, чтобы обойти), оправдывался:
- Это презент от Тисовского. Он, как узнал, что я к тебе собираюсь, специально приготовил вот такой сюрприз.
Тисовского, футболиста местной команды и техника пивзавода, я хорошо знал. Он учился у меня в вечерней школе, где я преподавал математику. Парень был туповат  и скуповат. А тут, гляди ко – презент. Вспомнил про старого учителя, который ему в своё время столько крови попортил? Врёшь ты, сынок, наверное, за "презент"– пообещал Ваське снять его со скамейки запасных. Ну, ладно, это твои проблемы.
Шестилетняя Аста – моя красавица внучка, топчется и заглядывает в глаза. Ох, уж это хитрое женское племя. Ничего не говорит, ничего не просит, знает, что мы оба понимаем, что ей надо. Я выдерживаю недолго. Протягиваю ей сотку.
 Аста с ходу кричит:
- Иля! Я здесь! – и тут же возвращает мне телефон.
Можно подумать, она это проделывает каждый день! Вот же психолог! Они нас понимают лучше и быстрее, чем мы их.
- Иди уж!
Аста исчезает в мгновение ока.
Сын делает вид, что не понимает наших телодвижений. Да всё он, сукин сын, понимает. Поторопился со своим запретом, насмотревшись программ "о здоровье", а теперь вот рад, что дочь получила удовольствие.
Из комнаты уже доносились голоса: звонкий – Астин, и слегка глуховатый - моей дочери Наташи. Наташа выглянула:
- Па!
Я махнул рукой. Мол, разрешаю. Если женщинам надо – понимают с полуслова. Но Наташа спросила:
- Покормить бы.
Тут своё "веское слово" молвил и Харитон:
- Не голодная.
Аста дорвалась до моего компьютера и уже с кем-то общается в Интернете. Пусть отведёт душу.
Харитон ограничил её общение с компьютером  до одного часа в сутки, но так резко, что у девочки едва не случился нервный срыв. Теперь она просчитала снисходительность деда, на которого, конечно же, запрет отца не распространяется.
Вскоре Наташа присоединилась  к нам, появившись с большим фужером в руках:
- Хари! Я хочу с вами!
Тут случилась немая сцена. Мы уставились на огромный фужер в руках Наташи, а она – на узенькие бокалы на нашем столе. Все расхохотались. Наташа пояснила, обращаясь к брату:
- Редко бываешь у нас, вот папа и будет выдавать тебе пиво рюмками, - чтобы подольше.
Харитон улыбнулся, но заступился за отца:
- Женщина! Что ты понимаешь! В таких бокалах пиво дольше сохраняет аромат. Кстати, тащи ещё один фужер, - сейчас Илья припрётся.
Наташа уставилась на меня:
- Асту подкупил?

Пока дочь отыскала и принесла ещё пару бокалов, на этот раз – таких же, какие стояли на столе, примчался Илья. Худющий – мог бы калитку не открывать – прошел между штакетинами!
М-да. Нет, Харитон приехал неспроста. Что-то ему от меня надо. Ладно. Посидим – увидим!
Я смотрел, как дети с удовольствием грызут солёные чипсы, смачно пьют пиво, и обсуждают футбольные новости. Дочь футболом интересуется только во время игр  команды брата, да болеет за страну. Илья скучает. Это не его тема.
Наталья - вот как она умудряется знать про всех игроков нашей команды, а ещё больше – про их жен и любовниц – это для меня загадка.
Наступил момент "зова хозяйственной трубы" и Наташа ушла, чтобы до прихода матери с работы всё успеть,  -  приготовить ужин и сбегать в детский сад за своим хулиганом.

Мы остались втроём.
- Ну?
- Да тут, понимаешь, Аста, - раскопала в Интернете тессеракт…
Я особо не удивился, но переспросил:
- Гиперкуб четвёртого порядка?
- Да. Она нашла стереопару, смотрит и что-то там видит. У меня две картинки в одну не складываются. А она что-то видит и пристаёт с расспросами.
Илья хмыкнул:
- Мировая проблема. Нечего ребёнку мозги пудрить! В Интернете много игр…
Харитон добавил:
- Вот почему я с вопросом иду не к тебе, а к бате.
Ну вот, сейчас сцепятся. Я решил урезонить Илью:
- Погоди, Илья. Вот будет свой…
Илья не дал мне договорить:
- Тут ещё мамы нет, она сразу заведётся на час.
Меня поддержал Харитон:
- А как ты думал? Если мужику за тридцать и он холост – это просто неприлично!
Тут рассмеялись мы оба – Илья и я. Дело в том, что Харитон сам женился в тридцать два года. Какие-то запоздалые мои мальчики. Наконец, Илья выдал:
- «Информация к размышлению» принята. Ладно, давайте вникнем в заморочки ребёнка. Так в чём суть?
Харитон ответил:
- А ты спроси у неё сам.
Илья пожал плечами, поднялся и двинулся в комнату, где Аста уже с кем-то о чём-то спорила. Я в общих чертах знал, что дети видят мир по-своему, и могут подкинуть взрослым ещё тот вопросик. Даже не такие «продвинутые», как Аста.
 
Я поднялся и направился следом. Харитон, решив, что своё дело сделал, тоже поднялся и спустился к цветочной клумбе.
Я подозревал, что Илья будет отрывать Асту от компьютера минут десять, но ошибся. Недооценил силу любви. Аста что-то вякнула в микрофон и полезла обниматься с Ильёй. Но это была опять-таки женская хитрость – тридцатисекундная дань.

Пальчики Асты потыкались в клавиатуру, и вот она уже вытащила на экран два цветных квадратика.
- Иля, ты видишь – там, там…
Она не знала, как передать словами то, что ей видится в этой стереопаре. Илья подвинул её и всмотрелся в экран.
- Ну, вижу. Что тебя здесь так поразило?
- Не всё!
- Что – не всё?
- Надо еще три стороны!
- Зачем тебе ещё три стороны?
И тут Аста выдала такое, что и для меня, ожидавшего от неё чего угодно, стало неожиданностью:
- Иля, ну, там был слоник, а сейчас его нет.
- Какой ещё слоник? Ну, как ты думаешь, где он сейчас?
- Он вышел.
- Аста! Это твои фантазии. Откуда ты знаешь, что там был слоник?
- Иля, здесь только клетка. А у слоника четыре клетки. Где ещё три? Я не могу найти, а папа ничего не понимает.
Мы с Ильёй переглянулись. Я, кажется, начинаю понимать. А вот Илья… он хороший математик, но он не работал с детьми.
Как я ошибся!
Илья к Астиной заморочке отнёсся серьёзнее, чем я мог предполагать.
- Ладно, мы вместе поищем слоника. Почему ты решила, что клеток четыре?
- Потому что они с разных сторон. И такие, что видно всегда только одну.
Илья пообещал:
- Ладно, Аста. Я найду остальные клетки и пришлю тебе на флэшке.
- И слоник найдётся?
- Обязательно!
- И он будет гулять из клетки в клетку?
- А вот этого я тебе не обещаю. Это смотря по тому, какое у него будет настроение.
Аста посмотрела на него с хитрецой:
- Иля, я пошутила. Можно без АНИМЕ!

Мы вернулись к пиву. Я спросил Илью:
- Ты что-нибудь понял?
- Я думаю вот что. Плоский квадрат в двумерном пространстве проецируется на два одномерных: ось X  и ось Y. Обычный куб в нашем трехмерном пространстве проецируется на три двумерные, то есть – на плоскости XY, YZ и XZ. Соответственно четырехмерный куб, его называют гиперкубом четвертого порядка, или тессерактом, - может быть описан проекциями на четыре трехмерных пространства.
Илья отхлебнул пива и продолжил:
- Художник на стереопаре показал, как тессеракт смотрится со стороны одного из четырех трехмерных пространств.
- Значит, пропавший слоник должен оказаться в клетке, которая находится в каком-то из оставшихся трёх?
- Представь, что четырехмерный шар пролетает через наше, трёхмерное пространство прямо вот здесь. Что мы увидим? Сначала точку, - это только "касание" нашего пространства. Потом она превратится в пузырёк, который будет увеличиваться до максимального размера, затем - уменьшаться, превратится в точку и исчезнет.
Я продолжил:
- А если будет пролетать гиперкуб... Он тоже претерпит метаморфозы. Это будет - растущий и убывающий кубик?
- Математически можно решить задачу метаморфоз сечения тессеракта трёхмерным пространством. Но в максимальной фазе это будет обычный куб. Или, как решила Аста - клетка для слоника. Одна из четырёх...
Я озадаченно уставился на Илью:
- Откуда Аста может знать, что их – четыре?
- Это, батя – тебе объяснять. Ты учитель.
- Не понимаю. Эту геометрию не всякий взрослый поймёт!
Илья добавил:
- Вообще-то большинство взрослых не могут себе представить фигуру в четвертом измерении. Включая – математиков.

Дождик прекратился, и в воздухе опять закружились желтоватые лепестки отцветающей белой акации.
Прощаясь, я спросил Илью:
- Что будешь делать? Ребёнка нельзя обманывать!
- Придется набросать программу… давно не занимался компьютерной графикой.
- И будет слоник?
- Будет… дай Бог, чтобы Аста увидела его правильно…
- Вот именно!