Как не стать жителем города Ротвиль

Наталья Минькова
                Однажды мне приснился по-настоящему жуткий сон:
                я выбираю в магазине стиральный порошок,
                согласно рекламным роликам,
                и мое лицо просто светится от счастья,
                так как дома у меня чистая посуда…
                С этой ночи я стала стесняться, что я женщина…

Кто не слышал про естественный отбор? Таких, пожалуй, нет… Но не кажется ли вам, господа, что прессингуя нас, а особенно нашу молодежь, через телевидение, Интернет, видео-игры, печатную продукцию, массовая культура, используя коды-подсказки, проводит свой «естественный» отбор, а лучше назвать его «интеллектуальный». Выживет умнейший, слабый же растворится. Не берет ли весь этот массовый мусор на себя функцию инициации зрелости - культурной зрелости?

Смысл инициации зрелости состоит в переходе «от естественного способа существования к культурному, т.е. переход к духовным ценностям». Напомним, что обряды инициации имеют трехчастную структуру: выделение индивида из общества, пограничный период и возвращение в новом статусе.

Как вы знаете, однажды бедного напуганного неофита выхватывают из рук матерей и уводят в угрожающий мир джунглей страшно одетые люди, потрясающие трещотками. Так и нас вырвали из лона наших традиций и наших ценностей, веками формировавшихся в русле христианско-православной традиции и поддержанных в советский период…
(Извините, прервусь: я вижу ухмыляющегося (надеюсь, не злобного) читателя. Здравствуй! Ты наверно молод! А может у тебя другие причины не любить наше прошлое. А может ты просто знаешь его по современным мифам о нем… ).

Отрыв от традиций привел нас к ценностной пустоте, она, в свою очередь, - к проблеме идентификации… но, как известно, всякая пустота требует наполнения. Вот и наполняют на основе чуждых нам стандартов. Не исключено, что через пятерку лет мы будем маршировать в юбках группы поддержки, гольфах и дурацких шапочках с жезлами, горнами и барабанами по улицам городов, самозабвенно учить конституцию; наслаждаться сосиской в тесте, развалившись в кресле и пуская слезу, сочувствуя марье- петровне, потому что ей изменил иван-сергеич после встречи с серыми человечками или разделяя ужас веры-ивановны, увидевшей жирных микробов под ободком унитаза…

Рассуждаем дальше. Самый длительный период инициации неофит под руководством наставников знакомится с историей творения, с традициями общества, узнает о связях общества со сверхъестественными сущностями. Роль такого наставника или жреца в современном мире отводится медиа, и как жрец, медиа может претендовать на власть над обществом, особенно над «экранным поколением», часто, к сожалению, взращивая «видиотов» и «кретинометров».
Понимая, что ни одно архаическое общество не обходится без осознания тесной связи между его членами и сверхъестественными существами, новый жрец представляет нам сосуществующие в едином пространстве-времени мир духов и мир людей и предоставляет  «свидетельства» контактов с потусторонним миром в передачах, фильмах, видеоиграх, рекламах. Кроме того, массовая культура имеет собственную версию фольклорных и мифологических героев, воплощающих идеал большей части аудитории, героев, подвергающихся испытанию во время инициации и отличающихся способностями сверхчеловека. Их функция заключается в восстановлении установившегося в начале времен порядка. Когда весь мир пошатнется, им придется сразиться с чудовищем – инопланетянами, природной стихией, могущественными корпорациями или антидемократическими тенденциями.

Но кто будет спасать мир? Конечно же, Америка и ее граждане. Мы уже видели наших героев - представителей среднего класса и низов -  бурильщика (вспомним «Армагедон»), сезонно подрабатывающего пьяницу («День независимости») и др.

Важной частью периода является ознакомление инициируемого, помещенного старейшинами в джунгли, с мифами, функция которых – предоставить модели для подражания. Формируя усредненного члена общества, массовая культура через наставника-медиа транслирует миф о «первособытии» – раз и навсегда установленного порядка: определенных социальных ролей, образа жизни и символики принадлежности к группе. После этого, согласно японской поговорке «улитка, высунувшаяся из панциря, должна быть вбита обратно» – все, что превосходит средний уровень – отодвигается на периферию. Страх быть отвергнутым сообществом себе подобных из-за несоответствия стандарту актуализирует миф, и усредненный человек массы, «уравненный» по «низу» считывает с текста рекламы модели поведения и имеет в качестве основной мотивации поступков желание и веяния моды.
Почему из абонентов сотовой связи только 1% пользуется телефоном по его прямому назначению? Почему женщина предпочитает, когда в доме пахнет глютаматом натрия из пакетика с супом, а не цветами? Почему она не может выйти из дома, не вычистив до блеска раковину? На сколько страшен бегающий по комнате злой тампон (простите, господа мужчины)? И самый важный вопрос: как может хотеться быть таким как все - безликим призраком в серой безликой толпе?

Но, формируя определенное видение мира, медиа предлагают коды-сообщения, с информацией «читай по-другому» и просто кричит, чтобы эти коды заметили.
 
Так, например,  навязывая определенный имидж и стиль жизни, они отправляют адресата в город «Ротвиль», население которого является результатом селекции  нового вида: мужчины и модельного вида женщины, головы которых, как лишний орган, заменены на огромные, беспрестанно жующие рты с большими белыми зубами. Давая нам мотивацию в покупке товара, ставят звездочку! Но кто читает сноски внизу экрана… Говоря о причастности мира мертвых к миру живых, посылается, например, топографический код – узнаваемые легко доступные для проверки места с большой проходимостью народа: поезд-призрак на Казанском вокзале, призрак старухи в телецентре. Называя все места России, которые только есть, коды кричат: «ну вы же там были сами, ну зачем вы меня слушаете». А чего только не положили в йогурты, кремы и шампуни… но если слово звучит загадочно – значит оно научно, а значит, по логике масс, – поможет.

Посмотрите на доказательства сенсационных фактов: заключения делаются без достаточного количества посылок, а сами сенсационные материалы «раскрываются» в ряду обыденных событий, за сообщением об очередном помятом бампере. Запомните какой-нибудь диалог из рекламы и попробуйте представить, что он произнесен в вашей семье. (Вы утром чистите зубы, уделяя этому процессу столько внимания, сколько отведено нашим менталитетом. Неожиданно входит ваша российская жена и читает лекцию: «Дорогой, а ты знаешь, что бактерии скапливаются не только на зубах и т.д.» и в конце рекламирует вам, своему мужу, какую-то пасту).   И много, много других подсказок…

Венцом  пограничного периода инициации зрелости является смерть неофита, за которым следует последняя часть обряда – воскрешение субъекта в новом статусе. Символически смерть понимается как схождение в низший мир, символизирующий поглощение землей: спуск в мир перевернутых ценностей, прохождение лабиринта с его нелинейностью, бесконечными блужданиями, тупиками, выходами, которым является не только Интернет, фильмы и книги-путешествия, построенные на логике гипертекста, но и «лабиринты смысла». Задача, стоящая перед неофитом – противостоять ценностям «низа» и не позволить им доминировать.
Прошедший инициацию культурной зрелости, возрождается, освободившись от стандартизации и упрощения смыслов, приобретает способность критически и творчески мыслить.

Так давайте же ДОСТОЙНО выйдем из джунглей массовой культуры, чтобы к нашей шее всегда крепилась голова, а не огромный стандартный сверкающий зубами рот.