Спички

Вадим Мерсон
               


               

               
                «…капитан, никогда ты не будешь майором!»
 
                (В. Высоцкий )

               

                1

    Что за чудесный напиток – пиво! Мысль светлеет от него необычайно, становиться тонкой, прозрачной, звонкой, как рюмочка-коньячница. А если ещё и компания подходящая, да местечко уютное, да не людно, да пиво не лишь бы какое – густое, с запахом зерна… Это же…  Ну полный вперёд, словом!
      Пропустишь, эдак, бокальчик-другой – и чу! – открывается невидимый крантик в голове – сильнее, сильнее, и хлещет мысль… Может, не так чиста и совершенна, как пиво, эта мысль, но зато сколько её! Душа поёт, забегаловка кажется архитектурным шедевром и самым замечательным местом на свете.
        И  вдруг ощущаешь покатость Земли!
        Кажется, была бы дорога от пивнухи зеркальной, сел бы на неё, да  покатил бы на ягодицах, да до самого дома, до смой кровати!
        А люди!
        Каких удивительных людей можно здесь встретить! Сколько интересных и полезных знакомств можно здесь завязать!
        А каков язык!
        Необъезженный скакун! 
       А разговор -  горная речка с порогами!
        Джаз-рок!
        Рыба, выскальзывающая из рук!
        Приходите филологи! Изучайте свой предмет! Приходите социологи выслушать общественное мнение. Приходите математики – и увидите, как запросто, лучше любой ЭВМ, вас обсчитает буфетчица, эдакая тётка Марфа. Приходите физики – вы сразу постигните суть и соль теории относительности. Я не зову сюда художников, поэтов и музыкантов: вы здесь свои. Не беда, что большинство из вас и не подозревает о своём даровании, не беда: «Блажен, кто молча был поэт». Так будьте блаженны и не зевайте: в любой миг тут может произойти чудо…


               
                2



             Второй месяц   мы сидели в маленьком пограничном городке, и вот уже неделю отдыхали, дожидаясь конца командировки. Выбор развлечений был небогатый – три ресторана, четыре кинотеатра, две танцплощадки и с десяток пивных. Последнему их развлечений мы и отдали предпочтение. Пивнуху выбрали, что возле войсковой части. Решили – народ в основном служивый, если что – до мордобоя дело не дойдёт. А парни в городке крепкие были. Один раз пришлось иметь дело…
         Пивнуха была не то, что бы шикарная, но и не дрянная. Людей собиралось немного даже в обеденный перерыв. И вот ежедневно приходили мы сюда и упражнялись в изящной словесности…
         Два дня разбирали по косточкам общих и личных знакомых, сделали основательный разбор работы нашего руководства и единогласно признали, что дела идут из рук вон плохо, обсудили женщин, половой вопрос и педерастов. Следующие два дня полезли друг другу в души, и чуть не разругались. Боже мой! Не так уж сер человек, как может показаться с первого взгляда. Неказистый, щуплый, блеклый, невзрачный и невнятный, - вдруг таким словом блестнёт!..
        А в тот вечер, о котором я хочу рассказать, мы строили собственные философские системы, организовывали мир так, чтобы никого не оставить в обиде, и временами возвращались к старым темам.


                3

- Ну что, Андрюша, повторить?
- Пожалуй, что…
- Хозяйка, ещё по два! Спасибо! И сырочек  плавленый… О’кей!
Так вот, Андрюша, ты не прав…   А впрочем, почти прав.  Как ни верти, везде бестолковость. И самое страшное, привыкаешь к этой бестолковости. Где ты видел теперь людей, преданных своей работе? На тысячу один-два идиота, может и наскребётся. Остальные рвачи, рвачи! Вот. Эта баба – что, из любви к пиву здесь стоит, на наши рожи поганые смотрит, рыбой солёной да перегаром дышит, жизнь себе сокращает? Да она – с каждого бокальчика – да по пару копеечек! А к концу дня глянь – пару червончиков! А те, кто не умеет зажать эти-то копеечки, или возможности такой нет, думают: «Буду я вкалывать за 115р.!»   И сидит  себе сиднем. И что им скажешь – сам знаешь, что такое 115р. Сегодня… Эххх, твою!…
         Андрюха вяло кивал. И не понять было, то ли он впитывает все мои слова до единого, то ли все они отскакивают от него, как горох от стены. Да и не столь важно это. Нам надо высказываться – мы высказываемся.


                4

              - Свободно?       
             О! знакомые лица!   Этого печального капитна мы видели здесь каждый день. И вот судьба, или  чёрт какой, посадила нас за один стол.
              -  Садись, садись, капитан! Твоё здоровье!
              Глухо стукнулись полные бокалы; пена расползлась по столу.
             -  Так вот, Андрюша, - меня несло дальше по ухабам хмельной философии, - кончаются одни этапы, начинаются другие. В промежутках между ними – чувство отречённости. Но привыкаешь, грубеешь. Сколько людей проноситься мимо! Сколько хороших людей!… Надежду легко растить на заре лет. Годы – валуны на шее не умеющей плавать надежды…
             Я сделал паузу. Каково закрутил!  Посмотрел на капитана – мол, знай наших. Но он и не слушал.
- Не скучай! – я хлопнул его по плечу, - что с тобой?
- Так, ничего… Ты-то тут днями пропадаешь не от весёлой жизни…
                -    Ну что ты, капитан! Именно от весёлой! Есть башли –гудим! – и я      
    готов был  излагать теорию насчёт «башлей», но вошедшие трое парней  с женскими причёсками  направили мысль в другое русло:  мелькнуло слово «козлы». Потом повторилось трижды с перепевами: «Козлы-ы-ы… Ко-о-о-злы… Коо-злы-злы…
                -  Капитан, у тебя есть друзья?
                Он пожал плечами, поднёс бокал к губам и долго не отрывался. Даже не понять было: пьёт он мелкими глоточками, или просто мочит губы.
                - Андрюша, - толкнул я заснувшего товарища, иди в общагу, я скоро.
                Андрюша встал и, стараясь не шататься, пошёл к выходу.
- Устал парень, - улыбнулся капитан.
             -   У тебя нет друзей. А жена? Или просто женщина? – улыбка исчезла с лица капитана.
             « Господи, - думал я, - что же это со мной! Нельзя же нести такую околесицу! А хотя… Кажется, горячо… Тише, тише… он хочет что-то сказать. Он с трудом сдерживает слова. Запивает их пивом, но они лезут наружу. Сейчас он начнёт. Стесняется. Сейчас…»
            -  Ты знаешь, я потерял… Смысл… Я не вижу зачем и для чего.  Какая разница  что кричать: «ура!», «аллилуйя!», или «шайбу-шайбу!»? Ты видишь, я уже не молод. Пора бы уже и в майорах ходить… Понимаешь… Я расскажу тебе об одной вещи. Я должен это рассказать кому-нибудь. Ты не думай, я не дурак и не псих…  Пять лет назад, если бы ты спросил, счастлив ли я, я закричал бы, что я счастливейший в мире. Но пять лет её нет. Рак… Рак лимфатических узлов…   
           Он подвинулся ко мне вплотную и зашептал прямо в ухо:
          - Её можно вернуть! Верь-не верь, да какая разница!
          Красавец! Какие глаза! Огонь! Да пошёл бы в кабак, снял бы себе первосортную женщину и отдыхал бы, как человек. Эх, дурак, дурак!
           -  Просто в последнее время я верю  не вто, во что верят все, - продолжал капитан. – Ты понимаешь, что такое верить!? Верить среди дураков, казарм и бездарного железа. Но слушай…  Всё дело в спичках. Не бойся. Всё просто. Это должен сделать кто-то чужой, безразличный мне человек. Видишь, коробка спичек? Их зажигать надо об одну сторону коробки. Знаешь? Такая детская игра. А последняя спичка не простая… Словом, можно загадывать желание…
         «Тронулся капитан в войсках», - я вылез из-под его объятий.
         - Ладно.
        -  Только запомни: об одну сторону! Если об другую – всё, конец! И ещё: нельзя  без нужды жечь!
         «Дурак! Дурак!!!»
         -  Не волнуйся, всё будет в лучшем виде!
         -   Ну, держи! – он всунул мне в руку коробок. – Через три дня здесь.
          И быстро ушёл.
           Я потащился вслед.
           На улице никого не было. Я вытащил сигарету и зажёг первую спичку.
         «Ну идиот! Только об одну сторону!»
           Ко мне подошёл парень с женской причёской.
- Огоньку подбрось….
       Я зажёг вторую спичку. Всё, как положено, об одну сторону. «Ну дурень, так дурень!»
       - Спасибо.
       «Ишь ты, волосатая образина, а вежливый, сукин сын…»


                5


            - Привет, капитан! Держи! Всё, как ты говорил, сделано!
           Он спокойно принял коробок со всемогучей спичкой. Властелин!  Захочет – Землю перевернёт! Захочет – установит порядочки похлеще тех, о которых мы по пьяни говорили! Захочет – мир изобилия! Захочет – военная диктатура! Ха!…
            - Пошли со мной, парень, свидетелем будешь.
           «Неужели он в это верит! Но ведь с виду нормальный…»
            - Да нет. Спасибо. Спешу я. Удачи, капитан!


                6


- Саня, слыхал! – Андрюха, как ошпаренный влетел в комнату,
капитан-то твой, того…  Говорят, кружку бензина выпил и спичку – в рот!!!



        (  Минск, лето 1983 -  Бруклин 24 марта 2009 )