Темень

Avvin Skorceni
ТЕМЕНЬ. Тьма. Мгла.

http://avvin.livejournal.com/55978.html


Начало!!!

Если вчера это уже сегодня, а завтра может и не настать? Если Вселенная ускользает из ладоней, если давнее зло опутывает сознание паутиною колдовства. Кто бросит вызов сгущающимся теням? Поглотит ли мрак последних защитников столицы? Как остановить нечто? Кочевники перешли границу, чума поглощает города, магия или чародейство, княжичи против княжичей, кто спасет Киев? На Русь падает мгла, Великий князь или тень, спавшая всегда рядом? Спасение невозможно если Вселенной больше не существует…









Дорога оказалась немного  труднее чем я предполагал, некоторые  детали, что были отмечены на карте иногда не совпадали, два или три раза я и мои люди сходили с нужного пути, тогда мы пробирались дальше по памяти Снорри. Он был в этих краях несколько лет тому и кое-как ориентировался. Конечно, можно было выбрать водный путь, но река обходила нужный нам город Переяславль длинным крюком, все равно в итоге пришлось бы сойти на сушу и проделать дополнительно миль 40. Почти целые сутки мы не встретили на своем пути ни одной живой души даже дикого зверя, и только следующим утром мне показалось, что за нами идет слежка. Я поговорил на эту тему со своими людьми, и они тоже выразили сомнения. Пятеро человек не могли ошибиться одновременно, но особых причин кто мог следить и зачем я не находил. Я всегда старался не путаться под ногами у других и не переходил лишний раз чужие дороги, хотя в свете последних связывающих меня событий этим неизвестным мог быть кто угодно не особо наделенный патриотическими чувствами. Если все-таки я не ошибался, и кто-то шпионил за нами, то в районе старых болот можно было от этого попытаться избавиться.  Особых предостерегающих ощущений вроде бы не было. Долго не забивая голову подозрениями, я отключился на карту, по которой все время сверялся Гот, потом сделалось намного темнее по мере нашего продвижения, изгибающуюся дорогу с обеих от нее сторон стали окружать старые искривленные деревья, путь под копытами наших лошадей становился все более слабо читаемым.

- Мы случаем не блудим, - поинтересовался Зогни.

- Уже в третий раз переспрашиваешь, - недовольно обозначился Куделя. 

- Отнюдь, все совпадает с картой, - сказал Гот. Опять все замолчали. Зогни лишь молча, кивнул головою. Некоторое время спустя запахло сосною, и можжевельником и я не ошибся в своих мыслях, мы оставили позади мрачную чащобу и переместились вслед за дорогою в сосновый бор. Уже сделалось поспокойнее, то тут то там подавали голос птицы, к обеду стая диких кабанов, появившись в метрах двадцати двигалась параллельно нашему отряду добрых с полчаса. Они исчезли также как и появились внезапно, потом опять эти всадники, перемещающиеся тени, Испуганные птицы подняли гвалт по левую сторону от нас, я как и другие проверили присутствие на поясе мечей, моя лошадь нервно вздрогнула, похоже шпионящие за нами, а в этом уже не было сомнений желали держать мой отряд на видимом расстоянии. Эти таинственные преследователи начинали раздражать. Еще раз подумав о том кем могли быть соглядатаи я не нашел ответа и предупредил всех проявить максимум внимания. Хотя это было излишним, все в отряде были опытными людьми. Снорри некоторое время спорил с Готом, о численности неизвестных идущих по нашему следу я же сохранял молчание до тех пор, пока путь не превратился в слабую едва читаемую тропу и вскоре вообще затерялся среди низко растущих кустарников и густой многолетней пожухлой травы. Деревья значительно поредели, в этой части лес представился молодыми деревьями, с неба медленно кружась сыпался снег, в третий раз с того момента как мы покинули Киев четверо суток тому.

- И что дальше? – обратился Зогни к Готу. Тот лишь развел плечами, - по карте мы уже должны выбраться из леса и видеть городок.

-  Я говорю, что мы правильно едем, вот за следующей опушкой будет начало долины, - сказал Снорри.

- Посмотрим, - Зогни понукнул свою лошадь, вырвавшись немного вперед остальных. И не один он я тоже начинал нервничать к началу темноты я планировал добраться к Торжку и переночевать там, похлебать горячих щей и так полдня было потеряно, когда мы немного заблудились в старой просеке. Если карта отчасти плутала погрешностями то в основном я полагался на Снорри, он полжизни проводил в седле, знал большинство главных дорог и часто бывал в многих городах Руси. Мы смотрели по сторонам, и вновь Снорри оказался прав, опушка, которую мы быстро оставили позади, приобрела резкий уклон, по которому мы начали спуск, похоже, там дальше начиналась долина, деревьев было мало, но и городка видно не было.

- Такое ощущение, что прошло недели две, а не четверо суток, - сказал до этого в основном молчащий викинг, единственный из моих людей не носящий имени. Я никогда не спрашивал, почему у него нет имени, он пристал в мою дружину лет 5 тому, варяг, как и большинство дружины у других князей, так же как и Снорри, они двое не имели своей цены. К тому же Снорри был царских кровей. Гот походил из белых хорватов, он недолюбливал варягов за их гордый норов, но с Снорри и Викингом Гот нашел общий язык, буквально сразу все трое свято чтили игровые долги. По их примеру Гот стал носить длинный варяжский меч. Главным было то что я всегда мог положиться на них в самую трудную минуту. Вдруг дорога вновь обрела размытые очертания или мне это показалось? Но в любом случаи настроение улучшало, лес, похоже, оставался позади и ощущение подсказывало, что городок близко, потом Снорри учуял дым домашнего очага. Как только все мы спустились в широкою ложбину вдалеке по прямой наконец-то виднелись размытые очертания селения. Снорри вдруг тихо присвистнул и кивнул головой, когда я посмотрел вслед его взгляду, то увидел парящую птицу, прямо над нами.

- Опять, - выразил мою мысль Викинг.

- Чье же это проклятие? – Птицами пользовалось большинство княжичей, используя их, в том числе и в роли шпионов. Возможно меж этой птицей, вроде вороном и теми соглядатаями в лесу была связь. Явно было то, что кто-то вел наблюдение. Конечно, снять ее выстрелом с лука или арбалета было невозможно. Вскоре она убралась восвояси, улетев в сторону леса и я постарался выкинуть виденное мною из головы. Пришпорив лошадей мы бросили их в галоп, желая побыстрее добраться к селению. Минут 20 прошло, пока частокол городка вырос в глазах, единственное здание, которое возвышалось над всеми застройками, была городская часовня. Похоже, нас заметили, так как ворота стали подниматься вверх и к тому же городской колокол начал бить набат?! Ворота успели подняться еще до того как мы оказались как раз перед ними. Вместо приветственных речей в бойницах частокола появились лучники, я признаться не ожидал подобной встречи и совсем растерялся, так же как и мои люди, когда свистнули тетивы луков. Одна стрела застряла в моем седле, вторая пролетела прямо перед глазами, я успел изловчиться и выхватить свой щит. Остальные стрелы повторного залпа застряли уже в нем. Очнулся я в метрах 30 от ворот городка, как и мои люди. Мой жеребец артачился, жуя удила. Погладив его по шее и кое-как успокоив, я спросил, - все целы?

- Вроде да, - сказал Снорри, его щит тоже был утыкан. Взяв свой рог, я дунул в него что силы, стараясь пересилить его звуком звон колокола. Потом помахал рукой в сторону ворот и крикнул о мире. Колокол смолк и мне не показалось?

- Подъедь ближе угостися стрелами, - было мне ответом. 

- Я князь киевский Всед, - прокричал я вновь.

- Видали мы таких князей, - дружный хохот на стене выразил всеобщее мнение народа.

- Вот и погрелись княже, - сказал Снорри. Но вдруг со стены кто-то выкрикнул другой, опередив меня, - я знаю Вседа, подъедь ближе, если это ты, - разошлось луною по искристому снегу. Я приказал своим людям оставаться на месте. Они, молча, смотрели на меня когда, понукнув коня, я начал приближаться к стенам, теперь лично мне хотелось попасть внутрь селения не потому чтобы согреться, а чтобы узнать причину такого поведения, что-то же должно было испугать поселян, раз так они встретили нас. На всякий случай указательным пальцем правой руки я держался на спуске арбалета, если они выстрелят, одного я точно успею снять. Но все обошлось, между бойниц высунулось бородатое лицо и спросило, - у Вседа был шрам на правой щеке, покажи. – Я снял шлем и повернул голову, потом вспоминая того кто меня рассматривает, показал шейную княжескую гривну. И быстро думал чего еще сказать или показать, чтобы меня опознали. Другая мысль пронеслась, до чего дошло на Руси, чтобы князь доказывал свою достоверность.

- Он, точно Всед, - донеслось с частокола, я с облегчением вздохнул и еще повертел головой, чтобы рассмотрели лицо со всех сторон. Пока я надевал шлем и разряжал арбалет, заскрипели цепи и начали опускаться ворота. Я повернулся и махнул рукой своим людям. Вскоре я уже спешился и отдал поводья лошади подбежавшему конюшнему, признавший меня оказался боярином Турчком часто бывавшем в Киеве, подпиравший народ рассматривал меня, словно князья были необычайная редкость.

- Извини княже, не признали сразу, - повторялся уже в третий раз боярин. Лучшие люди города вторили ему при этом еще и, кланяясь, и провожая под руки в дом посадского старосты, мои люди вошли следом они все еще злились на местных, но похоже Гот с кем то совсем по дружески разговаривал. Только после того как за широким столом расселись все кто вошел в горницу Турчок разгладив бороду сказал, - хорошо хоть кто-то прибыл городские то ждали дружину побольше княже.

- Вот-вот, я тоже хочу узнать, что это за стрельба с городских стен, и какая еще дружина?

- Так кочевники княже, - ничтоже сумяшеся ответил боярин, вновь разгладив огрядную бороду. – Или может вы богатыри великие?

- Что кочевники? Какие богатыри? – Вокруг сновали слуги, подливая вина и раскладывая перед нами снедь. Дверь скрипела, впуская новых людей, очевидно, здесь собрались самые достойные городские, потому как другие смотрели с наружи прилипнув к запотевшим окнам.

- Что? – Переспросил меня боярин и тут же сам ответил, - шалят кочевники вокруг городка. Уже с  неделю будет.

- Здесь в Торжке? – Я повернулся прямо к лицу боярина.

- С ними и варяги были, - добавился к разговору еще кто-то не менее бородатый, чем боярин. Я бросил беглый взгляд на Снорри и остальных приложившихся к горячей пище и вроде пропустивших мимо ушей последние слова.

- Так вот это поподробнее, - вперемешку с предыдущими извинениями за свою стрельбу с луков боярин на пару с посадским старостой и еще одним бородачом рассказали, о появлении у ворот городка кочевников и варягов, чего еще здесь с их слов отродясь не было. Краткой стычке с ними неделю тому и о гонцах, которых отправили в Киев с просьбой о помощи. Оказалось боярин, и все местные потом уже когда меня признали, подумали что мы и есть та самая подмога, которую они ждали с столицы. На мой вопрос, почему киевский боярин оказался здесь, Турчок ответил, что направлялся с купцами, которые тоже застряли здесь в городе в град Суздаль на свадьбу своего сына. Но теперь из-за кочевников боится покидать селение. И еще поведал староста, по ночам появляется что-то у городских ворот нечистое, видели волков со светящимися красным огнем глазами, тени странные посещают городок, факелы и фонари сами по себе гаснут. Конечно, я не мог ему поверить с ходу о кочевниках. Самое большее, на что они были способны по моей памяти это кратковременные набеги на Рязань и от силы Пронск. Они недалеко от кордона, ну может два, три раза доходили до Брянска, но здесь в Торжке, за тысячу с чем-то километров от восточной границы?! Как тяжело вздохнул боярин и другие когда узнали что мы не подмога, когда я объяснился. Более того, здешние не знали, что Великий князь Киевский исчез и роль главы государства исполняет регент князь Всевид. Я обещал остаться на одни сутки, чтобы прояснить ситуацию окончательно. Несомненно, Турчок и другие будут пытаться уговорить нас побыть здесь в городке подольше.

- Что вы думаете про все это? – Спросил я Снорри, Гота, Викинга, Зогни и Куделю, когда нас оставили одних в горнице, здесь же где мы ужинали.

- Лично мне не понравилось, когда кто-то сказал, что вместе с кочевниками были видны и варяги, я как один из них могу заявить, что мы никогда не нанимались к ним, а наоборот всегда сражались против них. 

- Да ты уже больше славянин, чем варяг, - сказал Гот, - ты даже бороду отпустил на наш манер. И жена у тебя из наших.

- Зато у ваших князей наша кровь, - нашелся Снорри.

- Ладно, спорить потом будете, сейчас либо мы остаемся сутки другие, либо завтра поутру дальше на Переяславль.

- Тебе решать князь, - сказал Гот, он и другие слегка сняли с себя часть доспехов и приноровились выспаться, наконец, в тепле за столько дней. Я только сейчас заметил, что наше потчевание снедью закончилось по сумерках, свечи и две-три лампадки горели с тех самых пор как мы вошли в дом. Тепло и потчевание пришлось, как надо я раздобрел и подумал о сне. Окна в горнице были слишком маленькие, чтобы даже за дня достойно освещать ее.

Я вышел на крыльцо после того как мои люди уснули, поплотнее натянув на себя плащ. Городок наверно полностью спал, пар вырывался у меня изо рта при дыхании, недалеко от крыльца находился фонарный столб, бросавший блеклые тени, ветер раскачивал фонарь, туда-сюда разменивая свет и темноту. Снег не прекращал оседать, скрывая недавние следы множества ног. Вдруг от фонарного столба отделилась тень и слилась с выступающим фасадом высокого здания. «С меня достаточно приключений на сегодняшний день», - подумалось мне, как только я увидел, что тень отделилась от фасада и, возрастая в размерах, скользнула в мою сторону. Я, сперва, немного отшатнулся, левой рукой нащупав рукоятку ножа на поясной перевязи, но это было лишним, я спокойно вздохнул, когда тень преобразилась в дородную фигуру, которая чихнула. В полумраке лицо боярина Турчка казалось гротескным напоминанием на скоморошью тему.

- Не могу уснуть, - едва слышно промолвил боярин.

- Кажется, весь городок, однако давно спит.

- Кроме стражи, я князь вот что подумал, не возьмете ли меня с собою хотя бы до Коростеня, а дальше я уже сам речкой до Хвалынска.

-  Любезный боярин, отчего ты взял, что я направляюсь в Коростень или в ту сторону? Мне до Переяславля, я же обмолвился об этом раньше.

-  Так это ж со 100 верст еще, - сказал боярин, - я то думал, все кто идет сюда до Торжка, направляются потом в Коростень, других дорог здесь нет, да и крупных городов тоже. Там Хвалынск, а там чуть поодаль Суздаль. Если вы выходили с Киева и на Переяславль, то нужно было брать путь на Дубы, а там рекой до Докшиц. Теперь тебе княже придется делать крюк, сначала будет дорога, потом полпути по тропах, потом опять дорога.

 - Как? – Я что-то не понял или ослышался?

- Что как? Так и есть 100 верст.

- Подожди я же в Торжке?

- Да в нем. А вы что не сюда шли? -  Турчок прижмурился, всматриваясь в мое лицо, словно вновь проверял я ли тот за кого выдавал себя. Вдруг наш разговор прервался, - двое стражников делающих обход неспешно прошли подле горницы, внимательно смотря в нашу сторону. 

- Ты не мог ошибиться? – Спросил я боярина, надеясь на это.

- Да нет, я пути хорошо знаю, лет 7 как с купцами обретаюсь по разным городским весям. - «Лучше некуда, мне вдруг представилось, что я попал в заколдованный круг, и останусь там связанным случайными обстоятельствами, преследуемый неизвестным».

- Да вот же карта есть, - боярин где-то из-за пазухи вытянул свиток и почти развернул его.

- Давай завтра, все равно сутки мы здесь будем точно. – Словно в подтверждение моих слов сильно скрипнул висящий фонарь, разбросав своим светом густоту темени.

- Хорошо, - осекся боярин и вернул свиток обратно за пазуху. Я еще немного постоял на крыльце пытаясь различить звуки, затихающие в дали, а потом вернулся в дом. На следующую вахту я разбудил Гота, завтра я решу, что делать дальше, Гот напялил на себя кольчугу и не забыл о мече. На лавке лежал кожух я только укрылся плащом…

Продолжение следует....