Русофоб Дога добавил огня царанской революции

Елена Кировская
Удивительная вещь: 72-летний молдавский композитор Евгений Дога, более известный русскоязычному населению Молдавии  как музыкант-русофоб, не первый десяток лет прекрасно уживается с русскими в Москве. Живя одновременно «на два дома» - Москву и Кишинев - он прожил насыщенную и богатую жизнь.

…Когда-то Евгений Дмитриевич был влюблен в смуглянку- молдаванку певицу Надежду Чепрагу. Молодая певица, правда, не оставила Доге никакой надежды и в буквальном смысле обломала его без всяки-яких. А вот старость сделала Догу плаксивым:  пару лет назад он наивно пожаловался молодежной газете в Молдавии, что София Ротару, которую он якобы вытащил из грязи в князи, сегодня никак не хочет с ним знаться. И думается, поделом...

Ведь знаменитую песню о Кишиневе  “Мой белый город”, которую  в советские годы спела Ротару, до высот песенного Олимпа поднял отнюдь не малоизвестный в те годы Евгений Дмитриевич, а  такой же неприметный поэт,композитор и украинский националист в одном лице Владимир Ивасюк. Его песни “Водограй” и “Червона рута” в исполнении Софии в начале 70-х стали самыми «шумными» шлягерами на всей территории огромного  СССР. И тогда Ротару по-настоящему заметили! О ней не только заговорили: она стала к тому же настоящей эстрадной звездой.

 В середине 70-х украинский музыкант Ивасюк был зверски убит при очень странных обстоятельствах. А Дога тем временем уже обхаживал молодую певицу Надежду Чепрагу. Вместе с вокальным ансамблем “Ляна” молодая Надя  следовала за композитором по трудным дорогам молдавских гастролей.  Гостил Дога и в родном селе Надежды Чепраги - Распопенах Резинского района. Всякое о них поговаривали. Но нужно отдать должное Чепраге: в отличие от Доги она, также живя в России, русским в лицо никогда не плевала.

О чем это мы? Не так давно,незадолго до «апрельской молдавской революции»,  на одном из националистических каналов РМ молдаване с удивлением услышали откровения композитора Доги. Поклонники  Доги-москвича, который  проживает в российской столице не первый десяток лет,  с удивлением узнали, с  какой неприязнью, чтоб не сказать,  ненавистью он высказывался о своем «втором доме». Так отзываться о второй родине мог только откровенный лицемер: Дога вспоминал, как «пробивался» в фильм советских времен "Мой ласковый и нежный зверь", как якобы его не хотели туда брать на роль композитора…Аргумент?  "Молдаванину в фильме о Чехове делать нечего"... Потом крыл «Русское радио» как радио "музыки тюремщиков"... И это все говорил человек, который, по его же собственному признанию, не может работать в Молдавии, потому что  на его родине ни чиновники, ни народ не ценят и не любит классическую музыку.

Когда-то в годы расцвета МССР – как одной из союзных республик - молдаван считали "самой музыкальной нацией в СССР" , а теперь вот,  выходит, что опера, балет, симфоническая музыка, в РМ давно не нужны, вот и приходится  бедному композитору-гению жить  в России, чтобы творить и работать, кормить семью... В заключение Евгений Дмитриевич  назвал себя ни много-ни мало «последним композитором в Молдавии», буквально плюнув в лицо местным
музыкантам, - Геннадию Чобану, бывшему министру культуры РМ, которого земляки по-прежнему любят и ценят как маэстро.

В преддверии «царанской революции» ("царанин" - в переводе крестьянин, ведь РМ по прежнему считают в Европе исключительно аграрной страною) интервью Доги на местном националистическом канале  попахивало лютым эгоцентризмом  и одновременно колхозным хамством. Ну ответьте,москвичи, кто внушил Доге, что он в самом деле гений? Здравомыслящие россияне в такой ситуации, как сейчас,  думаю, склоняются к тому, что в их великой стране таких композиторов, как молдаванин Дога  - как в Кишиневе дворняг на тротуаре.