Мои однофамильцы

Лев Полыковский
          Эти два эпизода произошли в городе Витебске.
        Однажды я со своей покойной ныне матушкой, Полыковской Гиндой Мееровной, пришли в магазин «Оптика» на Московском проспекте получить очки. А было ей тогда уже за 70 лет. Я стою в сторонке, а она - в небольшой очереди, подходит к кассе, протягивает рецепт и из окошечка у неё спрашивают:
         -Фамилия?
         -Полыковская, - отвечает она, и девушка за окошком уходит искать очки.
          И вдруг старушка, стоящая за спиной моей матушки восклицает:
         -Я же Полыковская!, - и столько в её возгласе было удивления и радости, как будто она нашла родного человека.
         Получили они свои очки, отошли в сторонку и стали друг друга оживлённо расспрашивать, даже договорились встретиться, но, к сожалению, так и не встретились. И сейчас, по прошествии многих лет я с горечью вспоминаю эту необычную встречу и в душе у меня тоска и печаль по тем ушедшим поколениям, по тому роду, из которого пошла моя редкая фамилия – Полыковский. И невольно подумалось: как мало у нас осталось людей, знающих историю своего рода. Не потому ли пошёл разлад между людьми, что они забыли о предках своих, о том, откуда пошла фамилия их.
         Ну что я знаю о своей фамилии? Да, ровным счётом, ничего. Знаю я, что моя бабушка по отцу, Полыковская Хиена Абрамовна, вышла замуж за Леонтия Полыковского, потом он до войны бросил её с двоими сыновьями Абрамом и Шлёмой и уехал в Оршу. А она, обидевшись на него, ничего нам об этом не рассказывала. Вот и всё. Жили они на берегу озера Серекоратнянского в деревне Зазерье около г.п.Богушевска, Витебской области. Знаю ещё, что под Могилёвом есть Полыковские хутора. Отчего и почему они так названы, не знаю.
         Эпизод второй. Работал я 25 лет программистом в Витебском ПКБ АСУ. И вот однажды мне позвонил на работу Витебский краевед Аркадий Подлипский и сказал:
         -Тобой интересуется твой однофамилец Полыковский из Москвы. Он ищет родственников. Откуда ты родом?
         -Из Богушевска.
         -А у тебя родственников не было в Москве, с твоей фамилией?
         -Нет.
          Видимо интерес ко мне у однофамильца пропал, и наша встреча не состоялась. Как впоследствии оказалось, это был москвич Исаак Яковлевич Полыковский. 
           В библиотеке Горького на проспекте Фрунзе я как-то заглянул в алфавитный указатель читателей и увидел фамилию Полыковский (или Полыковская, уже не помню). Значит, и здесь были однофамильцы.
            В Областной библиотеке имени Ленина в систематическом каталоге я однажды нашёл карточку с книгой учёного-врача Полыковского.
            В Интернет я начал периодически выходить в апреле 2007 года. Я ходил в Интернет-центр в Областную библиотеку, и в Английскую библиотеку. Первое время я собирал интересующие меня ссылки на известных мне людей и факты. Лишь затем я стал выходить на интересующие меня сайты. И сразу же я стал искать ссылки на свою фамилию. Ссылок оказалось немного, но, тем не менее, однофамильцы нашлись. В одном месте я даже прочёл, что один мой однофамилец ищет родственников через Интернет.
         А в пятницу 11.01.2008 мне позвонил из Москвы мой однофамилец Александр Исаакович Полыковский и сообщил, что занимается сбором и систематизацией материалов о фамилии Полыковский.               
          Кстати молодёжь уже подумала над вопросом сохранения памяти рода и Ирена Кононова создала в Интернете портал фамильной и индивидуальной памяти: http: //www345.narod.ru. Об этом она сообщила на сайтах membrana.ru и www.mirozdanie.narod.ru.   
          Итак, анализ показал, что среди моих однофамильцев есть следующие люди:
         1.Академик, геолог, главный редактор узбекской еврейской энциклопедии, Владимир Соломонович Полыковский (Ташкент);
          2.Доктор наук, директор предприятия, Александр Исаакович Полыковский, (племянник Владимира Соломоновича Полыковского) (Москва);
         3.Ответственный специалист комитета по здравоохранению, врач-инспектор,  Ирина Леонидовна Полыковская (внучка академика Владимира Соломоновича Полыковского) (Санкт-Петербург);   
         4.Финансовый директор  ООО "МНПП Тэкинком" Полыковский Александр Григорьевич, аттестованный профессиональный бухгалтер;
          5.Полыковский Геннадий Борисович ЭКОСФЕРА-ЦЕНТР (Первоуральск);
          6.Врач нарколог, Полыковский Михаил Яковлевич (Младший брат Полыковского Исаака Яковлевича);
          8.Полыковская Вера Павловна, Ассоциация искусствоведов (АИС) (Москва);
          9. Полыковская Ирина Юрьевна, Коммерческий директор Компании «Арика»;
         10. Полыковская Ольга Александровна - Президент Фонда «Добро», кандидат исторических наук;
          11. Учет на компьютере, директор Полыковский Александр Юрьевич;
          12.Полыковская Ирина Владимировна (дочь Соломона Ильича Полыковского, Израиль, врач гомеопат);
           13.Полыковский Леонид Владимирович. Работает в Санкт-Петербургском университете  (Санкт-Петербург, сын академика Полыковского Владимира Соломоновича);
           14.Полыковский Исаак Яковлевич, работал генеральным директором одного из московских предприятий (отец Полыковского Александра Исааковича) (Москва)(1928-2007).
          Всего мой составленный по данным Интернета алфавитный указатель Полыковских включает 106 человек. Но возможно некоторые лица там повторяются. 
         Сколько редких фамилий связано с однофамильцами и абсолютными тёзками. Может и история города Витебска обогатится, если мы узнаем о происхождении фамилий живущих в нём людей? Может каждый из нас ощутит своё единство со всем человечеством, когда познакомится со своими однофамильцами? И потому хочется обратиться к людям: однофамильцы, отзовитесь!
         У нас сейчас проводят столько оригинальных конкурсов: и конкурс близнецов, и конкурс людей, похожих на великих людей. А почему бы не провести просто встречу однофамильцев? Конечно, скажут: пойди собери всех Ивановых, Петровых и Сидоровых. А вдруг их соберётся полгорода? А кто об этом знает досконально? И что это будет за встреча? Подобная той, которую проводила Леонтьева на ЦТ в передаче «От всей души», или Кваша проводит в передаче «Жди меня»? А может, если бы такой талантливый диктор как Леонтьева провела встречу однофамильцев, каждому из участников встречи это доставило бы немало радости и новые однофамильцы откликнулись бы. А возможно были бы и сюрпризы. Нашлись бы какие-то неизвестные родственники. Такого шоу ещё никогда не было нигде. А для начала: почему бы не организовать на страницах каких-то краеведческих изданий рубрику «Клуб однофамильцев». Это был бы клуб заочных встреч тех, кто желает знать историю своего рода, своей фамилии. И может немало удивительных историй из жизни однофамильцев СНГ мы узнаем благодаря ему. Во всяком случае, обогатим свои души. Игра стоит свеч.
             21.04.2008