Взгляд

Олег Игорьин
   Лимонно-желтое солнце, по-весеннему теплое и слегка ласковое, повисло на верхушке высокого и старого голого тополя. Голубое небо было еще холодным и пронзительно ярким.
   Устав от тяжелой холодной зимы и ища уединения и успокоения, я пришел на набережную и присел на свободную скамейку, подставив солнцу лицо и отключившись от всего. Тихая радость тихонько вошла в меня.
   Невольно и не задумываясь, разглядывал серые большие плиты набережной, разноцветных вертящихся голубей вперемешку с юркими серыми воробьями, проходящих не спеша и равнодушных ко мне – как и я к ним – людей, небольшой теплоход с открытой верандой, напротив которого сидел.
   Сколько прошло времени - не помнил. Мне даже показалось, что я задремал, не закрывая глаз. Было состояние полусна–полуреальности.
   Через какое-то время тихо и как-то незаметно подъехала и остановилась недалеко большая серебристая машина, похожая на японца.
   «Явно крутые, - с недовольством и мелкой разъедающей завистью, подумал я. – Им все позволено»
   Никто из машины не выходил, но было заметно, что внутри происходит какое-то шевеление.
   Сидеть на весеннем солнышке было хорошо и умиротворенно.
   Откуда-то из глубины набережной незаметно и медленно появились две существа. Первый – маленький мальчик, лет трех-четырех - в ярко-красном комбинезоне подпрыгивал и, не стесняясь, то ли говорил, то ли напевал о том, что видит.
   - Дерево - дерево, травка – травка, дядя – дядя, тайота – тайота.
   «Надо же! – поразился я. – Еще не знает букв, а уже знает марки машин»
   Папа, являющийся вторым существом и шедший следом за мальчиком, явно был доволен познаниями сына. Папа больше был похож на дедушку, чем на папу. Это уже был мужчина в возрасте, в черных массивных очках, в спортивной темной куртке. Он с обожанием смотрел на малыша, и было видно, что это поздний и любимый ребенок.
   - Папа, а это «Тайота»? – спросил мальчик.
   - Конечно, - коротко ответил отец, уже отвлекаясь от сына и с вниманием рассматривая то, что происходило в машине.
   Двери машины открылись, и из нее вышли мужчины. Они подошли к задней дверце и что-то тихо между собой обсуждали.
   Затем было извлечена инвалидная коляска с блестящими большими колесами и установлена рядом с машиной.
   Было заметно, как из машины с трудом и бережно вынимали тело человека. Это был мужчина  с серо-земляным лицом и абсолютно беспомощный. Все его тело обвисло и было безвольным. Голый череп матово засветился на солнце.
   Казалось, все замерло и наблюдает за этим человеком. Даже, может быть, уже и не человеком, а существом. Слабым и немощным.
   Почему-то мне стало стыдно. Хотелось встать и уйти. Но что-то сдерживало. Какое-то тайное любопытство заставляло преодолеть чувство стыда. Хотелось в тайне почувствовать свое физическое превосходство. За которое потом стало неловко.
   Я сидел, напряженно застыв и невольно наблюдая за происходящим.
   Тело аккуратно усадили в кресло и натянули на голову вязаную серенькую шапочку с рисунком.
   Несколько секунд мужчина сидел в коляске, привыкая к ней и разглядывая окруживший его мир.
   Он посмотрел на меня. В его взгляде не было жадного любопытства. Не было и жалости. Мне тогда показалось, что был усталый интерес. И еще что-то в нем было такое, что заставило запомнить взгляд. Что было в нем, я тогда не мог понять.
   Почему-то так и хочется сказать: «Между нами пробежала искра. Мы поняли друг друга». Но нет, этого не было. Я был одним из предметов, на которые он посмотрел. Так же он смотрел и на дерево, и на солнце, и на остальные предметы.
   Четыре человека взяли коляску за углы и стали спускаться по каменным ступенькам вниз, к теплоходу. Они несли бережно и аккуратно. Небольшая заминка произошла, когда они ступили на деревянный ребристый шатающийся трап.
   Вскоре вся эта группа исчезла в недрах корабля. Только сейчас я обратил внимание, что на веранде стояли накрытые столы и ходил официант.
   Ничего больше не происходило. Все стало по-прежнему. Солнце светило, птицы что-то клевали на серых плитах. Папа с мальчиком ушли обратно.
   Невольное происшествие, свидетелем которого я оказался, произвело сильное впечатление и заставило в который раз подумать о смысле существования.
   «Кто знает, что с каждым из нас будет завтра?.. Кто знает, как каждый из нас будет уходить в вечность?.. В чем смысл жизни?..»
   Эти вечные вопросы вдруг превратили в мелкое, далекое, ничтожное все вокруг: меня с моими проблемами, скамейку, на которой я сидел, набережную с людьми. И даже весенний теплый день с голым тополем и сверкающей от солнца рекой.
   «Все это пройдет… И ничего не будет… Никогда и ни с кем…»
   Еще посидев немного, я обратил внимание на распускающиеся слабые мелкие листья дерева. Зелененький листочек рождался из черной липкой почки.
   «Скоро и он пожелтеет и опадет», - грустно подумал я.
   Пора было уходить. С грустью и размышлениями я медленно ушел с набережной.
   Лишь спустя некоторое время я понял, что было во взгляде. В нем  было достоинство. Достоинство слабого беззащитного существа перед сильной и бессмертной Вечностью. Достоинство Человека перед всем миром. Достоинство Жизни перед смертью.