Испокон веков...

Сказочная Юлия Илларионова
Испокон веков людское племя стремилось к самосовершенствованию, к власти и, в первую очередь, оно стремилось к выживанию ничуть не меньше, чем братья наши меньшие. Из года в год, из столетия к столетию, человечество совершало то огромные шаги в сфере познания, то неуклюже маленькие в сфере общения. Иногда стоит задуматься, а чего нового мы сейчас добились. В 17-18 веках, а то и ранее, детям с детства объясняли правила этикета, то, как надо вести себя в обществе. Почему я не могу Вам сообщить точную дату или, на худой конец, век? Все очень просто. За десять лет моего обучения в школе, и за пять лет учебы в институте, я ни разу ни от кого из преподавателей не услышала не то чтобы точных дат, но и даже того же века. Про 17-18 век это всего лишь мои домыслы, то, что очень отчетливо я вижу у себя перед глазами. В институте, когда я писала конспекты по предмету «Этика», я не увидела того, что мне объясняли родители в детстве. Там не было написано как правильно строить разговор с собеседником, или, на худой конец, с какой стороны правильно обходить человека, который идет тебе навстречу. В этой книжке (язык не поворачивается назвать это учебником) больше было написано об эстетике. Это такая небольшая часть от огромного куска про искусство. Спасибо огромное родителям за то, что они внимательно слушали своих бабушек и прабабушек (хотя как же могло быть иначе), а затем смогли передать свои знания такой скромной девчонке.

К чему столько слов? Все очень просто. Иногда (хотя что я Вам тут вру – всегда) хочется видеть культуру. Ведь мы же считаем себя образованными людьми, большая часть которых держит на своих плечах аж по два институтских образования. Мы же всем и всегда хвастаемся, что живем в культурном городе Санкт-Петербурге! Мы очень любим бахвалиться таким простым словом, смысла которого, большая часть «коренных» петербуржцев, так и не понимает до конца. Еще одна треть «коренных», считает, что понимает это слово. Пусть даже так. Может и понимает, я спорить не буду. Вопрос мой в другом: А принимает ли эта треть это слово? Стремится ли она к культуре также, как и дворник, встающий раньше солнца и петухов для того, чтобы прибрать за нами? Боюсь что большая часть данной трети стремится к власти (следовательно, по моей несуществующей для мужской части населения женской логике, к деньгам), трезвоня на каждом шагу о том, как им повезло, что они живут в культурном городе, общаются с культурными людьми и являются частью этой самой культуры. Еще одна часть трети делится на два. Одна половинка ее читает книжки и считает себя не только культурным человеком, но и образованным. Какая разница, кого читать: Донцову или Булгакова? Литератор Вам ответит, что немаленькая, а простой человек, домохозяйка, сообщит что разницы, как таковой, нет. Ведь некоторые люди прочитают туже самую Донцову, возьмут в руки другую книжку, и… через короткий промежуток времени они забывают смысл предыдущей книги. А смысл книг Булгакова или, например, Тургенева, тот, кто прочитает – помнит очень долго. А ведь вся фишка то в чем? Ответ прост, как дважды два – четыре (только не для бухгалтеров ;. Они считаются классиками. Их книги не штампуются одна штука в месяц. Они тратили много времени, не спали кучу ночей только для того, чтобы написать эту книгу, выложить читателю то, что терзало их мысли столько времени… Но и в наши дни такие люди есть. Те, которых через сто лет будут также чествовать, как и Достоевского. А если и не через сто, так через двести эт точно! В этом мире достаточно много талантливых людей, вот только жаль, что не у всех есть богатые родители или большие связи. Ведь тогда бы мы с Вами не слушали всяких там Стасов Пьех и каких-то там «Карамелек». Мы бы слушали настоящие голоса и чистоту текстов песен, а не смотрели бы на голые задницы или силиконовые… в общем, Вы меня прекрасно понимаете.

Итак, у нас остается еще одна половинка от последней трети. Хотелось бы на этом и закончить, но, увы, душа не позволяет оставить темное пятнышко. Эта половинка, она даже не интересна по сути своей. Ведь именно она и является той частью культуры, в какой мы понимаем это слово. Эти люди никогда не сбросят из окна помидор для того, чтобы посмеяться. Если заполнится мусоропровод, эта часть спокойно дойдет до мусорного бака и выбросит туда пакет с мусором. Ведь не так уж трудно и пройтись. Если они не всегда знают с какой стороны правильнее обойти идущего тебе на встречу человека, они просто замедлят ход, дабы человек сам их обогнул. Толкнув кого-то, они могут себе позволить извиниться, ведь это для них не тяжело. Многим трудно признавать свои ошибки и приносить за них извинения. Многим… но не им. Они считают, что для того, чтобы быть честным с собой, для того, чтобы тебя уважали и ценили, нужно научиться быть не только честным с другими, но также их нужно научиться уважать и ценить. Ведь, если признаться самому себе, то можно понять, как каждому отдельно взятому человечку хочется уважения и признания. Эта половинка людей может и не уметь есть правильно с вилкой и ножом, но зато они умеют ценить жизнь и как никто другой чувствуют прекрасное. Ведь культура, по сути своей, не является только искусством как таковым (а именно, живописью или архитектурой, например). Культура – это наше поведение в обществе, в человеческом коллективе, так сказать. Как раз вот эта половинка трети и является той частичкой людей, которые не только понимают слово «культура», не только ею гордятся, но и принимают данное понятие целиком и полностью. Единственное, о чем стоит сожалеть, так это о том, что с каждым разом эта часть становится все меньше и меньше. Скоро она станет не половинкой трети, а небольшой частичкой.

Так может, не стоит лишний раз кидать банку или фантик на дорогу, а стоит оглянуться и увидеть недалеко от себя урну? Может все таки в очередной свой наскок на человека стоит извиниться? И может, все таки стоит хоть иногда улыбаться по утрам дождю или солнцу, ведь погода в нашем городе – тоже, пусть и небольшая, но частичка нас?