Ацтеки - римляне нового света

Татьяна Витакова
В Центральной Америке нет более привлекательного места, чем побережье озера Тескоко. Задолго до того, как в 13 веке в Мексиканскую долину пришли ацтеки, на берегах озера существовали десятки городов.Самыми крупными являлись самостоятельные города-государства Аскапоцалько, Кулуакан и Тескоко, созданные племенами тепанеков, тольтеков и чичимеков.
    
В 1068 г. ацтеки покинули свою легендарную прародину Астлан — «Место журавлей», и отправились в странствия. Ацтеки называли себя мешики в память о племенном вожде Мешитли, который правил ими в ту пору, когда они двинулись на юг. Мешики несли впереди себя статую бога войны Уицилопочтли, который обещал привести их в благословенное место, указывая путь. Странствия продолжались около 200 лет, когда мешики, наконец, добрались до земли обетованной. Они беспрепятственно дошли до соленого озера Тескоко, понравившееся их богу, и неожиданно для живущих здесь племен объявились в качестве незваных гостей. С помощью брачных контрактов и выплачивания дани они временно обеспечили себе «место под солнцем». В 1323 г. правитель Кулуакана отдал вождю ацтеков в жены свою дочь. Но бедную девушку ацтекские жрецы тут же принесли в жертву ненасытному богу. Возмущенные кулуаканцы решили окончательно расправиться с жестокими ацтеками. Узнав о грядущей опасности, ацтеки ночью на лодках двинулись по озеру в поисках безопасного пристанища. Выбора не было: умереть или жить в буквальном смысле слова на воде. Они выбрали жизнь. Согласно индейским преданиям, Уицилопочтли повелел им заложить город в том месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в клюве змею. Пророчество сбылось. (Изображение орла со змеей украшает с тех пор мексиканский флаг и монеты.) Среди болот и тростниковых зарослей ацтеки отыскали два островка. И в 1325 г. началось строительство Теночтитлана. Два островка были соединены воедино, болота — осушены. Помимо «божественной воли» у ацтеков были и другие, более веские причины для выбора этого места для своей будущей столицы. Обилие птицы и рыбы, идеальные условия для использования «плавучих садов» - чинамп, которые давали исключительный урожай, и, наконец, удобство транспортных перевозок на лодках через каналы, связывающие озеро Тескоко с другими озерами.
    
К 1428 году Теночтитлан стал одним из самых могущественных городов Мексиканской долины. Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан решили создать «Тройственную Лигу» — военно-политический союз, который сумел завоевать и обложить данью почти всю Центральную Америку. В 16-м веке 38 государств вынуждено было платить «Тройственной Лиге» большую дань. Постепенно роль Теночтитлана в Лиге стала главенствующей. К моменту вторжения испанских завоевателей государство ацтеков находилось в расцвете.
    
Восьмого ноября 1519 г. первым вошедшим в столицу ацтеков был Эрнан Кортес. Ожидавший встретить на этой земле дикарей, он был поражен увиденным: «Город так же велик, как, например, Севилья. Улицы его широки и прямые, как стрелы. Половину улицы образует мостовая, другую половину — канал, по которому плавают лодки. В городе много рыночных площадей. Одна из таких площадей больше, чем весь город Саламанка. Ежедневно на ней собирается более 60 тысяч людей. Вдоль ведущих в город насыпей тянутся два трубопровода диаметром в два хороших шага. По глиняным трубам в город поступает пресная вода. Вторая труба — запасная, чтобы подача воды не прекращалась во время чистки первой трубы. В городе много различных ремесленников. В цирюльнях моют и стригут волосы. В кухмистерских подают самые разнообразные кушанья и напитки. Во время трапезы под каждым блюдом находится жаровня с раскаленными углями, чтобы еда не остывала.
У Монтесумы (правителя) имеется несколько замков, оборудованных с удивительной красотой.  Монтесума переодевается 4 раза в день, никогда не одевая на себя дважды одну и ту же одежду. В этом огромном городе много языческих храмов, в которых обычно живут жрецы. Для описания великолепия и деталей главного святилища города (храма Уицилопочтли, возведенного с первого дня основания города) человеческий язык слаб. Самый большой идол покрыт кровью жертв».

Религиозные обряды ацтеков поражают своей жестокостью. Свирепые боги постоянно требовали многочисленных жертвоприношений. Священная кровь, обладавшая особой магической силой, была "пищей" для богов. Обсидиановым ножом жрец рассекал опьяненной психоделиками жертве грудь, вырывал пульсирующее сердце и окроплял алтарь. Избранного жрецами для заклания окружали почетом. Высокородный и самый красивый юноша в течении года жил, как правитель. Такой чести удостаивались наиболее родовитые военнопленные. Рядовых же пленников приносили в жертву сотнями. По рассказам испанцев, в храме было обнаружено 130 тысяч черепов.
Позднее Уицилопочтли становится богом не только войны, но и голубого ясного неба, молодого солн-ца. Уицилопочтли — воин, ежедневно побеждающий силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце. Дважды в год в его честь изготавливалось изображение из хлебного теста с медом, которое потом съедалось.
      
Считая за честь, ацтеки порой добровольно приносили себя в жертву богам, дабы обрести «блаженство в загробном мире». Они верили, что после смерти  души павших в бою, убитых молнией и добровольно принесших себя в жертву попадают в солнечное царство Тлалокан. Души остальных переселялись в Миктлан — подземное царство бога смерти Миктлантекутли. Женщин приносили в жертву реже — богине земли Тласольтеотль. Богиня -«пожирательница грязи» очищала человечество от прегрешений. На празднике в ее честь из кожи принесенной в жертву девушки изготавливали куртку, которую надевал жрец, олицетворяющий богиню. Не менее почитаемым божеством во всей Центральной Америке был Кецалькоатль — «пернатый змей», бог-творец мира, создатель человека и культуры. Он научил людей науке и ремеслам. Тескатлипока — бог ночного звездного неба, покровитель жрецов, колдунов и разбойников — любил испытывать воинов на мужество, в награду предсказывая, сколько пленников удастся  захватить в ближайшей битве. Богов в пантеоне ацтеков было несметное множество. В этом отношении их можно сравнить с древними римлянами: захватив какой-нибудь город, они включали в свой пантеон его богов, а в Теночтитлане воздвигались в их честь новые храмы.

КУЛЬТУРА
По испанским архивам можно составить представление о том, что изготавливали ацтекские ремесленники: великолепные украшения и различные бытовые предметы из золота. (Правда, большинство художественных изделий конкистадоры переплавили в золотые слитки). На керамических сосудах ацтеки изображали своих богов. Как и майя, ацтеки не знали гончарного круга и лепили изделия вручную.
   
У воинственных ацтеков звенели не только мечи, но и песни. Музы сопровождали каждого ацтека с отроческих лет. Ацтеки создали поразительно богатую, необыкновенно зрелую литературу: драматические произведения, прозу и, главным образом, поэзию, которая предназначалась для публичного исполнения.
   
При дворе императоров имелась должность «тлапискацицин» — «хранитель», задачей которого было тщательное обучение певцов имеющимся песням и проверка их новых сочинений. Во дворцах знати в специальных залах «куикалли» происходили состязания в песнях. Известен случай, когда приговоренный к смерти зять одного из владык заслужил прощение песней, сочиненной в момент совершения казни. Одним из наиболее известных индейских поэтов и философов был правитель Тескоко Несауалкойотль (1402-1472). Он учредил своего рода государственные премии, которых удостаивались победители на общенародных поэтических состязаниях, ежегодно проводившихся в Тескоко по его повелению. С Несауал-койотля начинается золотой век литературы на языке науатль. В поэзии формируются различные жанры: лирика, воинские поэмы, философские произведения и религиозные гимны.
Ацтеки позаимствовали у миштеков пиктографическое письмо, которое слагалось из отдельных знаков-рисунков. Сохранилось несколько кодексов-книг, написанных на выделанной оленьей коже и бумаге из агавы. Листы кодексов подклеивались друг к другу, создавалось некое подобие наших «книжек-раскладушек». Ацтекские писцы заслуженно считались художниками. В Теночтитлане были «государственные школы» двух типов. С 15 лет сыновей рядовых членов общества обучали истории, военному делу, сельскому хозяйству, строительству и ремеслам. Мальчикам из привилегированных семей предстояло вступить на духовную стезю или стать военачальниками и сановниками. Здесь изучали религию, организацию и устройство ацтекского государства, письмо, чтение, счет, астрономию, астрологию. Посещение школы в Теночтитлане было обязательным. В этом отношении ацтеки на много лет опередили своих европейских современников, которые в начале XVI века явились, чтобы «приобщить их к цивилизации».
   
Исключительно большое внимание ацтеки уделяли науке. Ее основой была собственная ацтекская философия — одно из самых достопримечательных явлений индейской цивилизации. Философией занимались тламатини — мудрые, пользовавшиеся у ацтеков чрезвычайным уважением. Поражает исследователей достижения ацтекской медицины, которая во многом превосходила уровень европейской медицины того времени. Каждый год приносились в жертву тысячи людей, и ацтекские врачи знали гораздо лучше ана-томию человека и функции отдельных органов.
   
Гениальным сооружением ацтекских архитекторов и градостроителей была великолепная столица империи Теночтитлан — самый большой в то время город Америки, а вероятно и всего тогдашнего мира. Когда в этот прекрасный город впервые вступил со своими солдатами Кортес, в нем было около 650000 жителей.
   
В 1521 г. испанцы после трехмесячной осады почти до основания разрушили столицу ацтеков. Из ее камня на том же месте был построен Мехико. Кортес намеренно построил себе дворец прямо на руинах дворца Монтесумы (ныне это резиденция президента Мексики). Католические соборы воздвигались на платформах ацтекских храмов. Вскоре были погребены все следы былого «варварского великолепия».
   
Сегодня Мехико — огромный город, первый в мире по величине и плотности населения. Вести там раскопки практически невозможно. Отдельные находки делались в 19 - 20 веках лишь случайно, во время земляных работ. Подлинным открытием стал найденный в 1978 году у «Главного Храма» резной круглый 3-х метровый камень с фигурой сестры Уицилопочтли — богини Койольшаухки. В 53 тайниках были обнаружены черепа, каменные фигурки, морские раковины, маски. На плоской вершине ступенчатой пирамиды «Главного Храма» обнаружили два святилища — в честь Уицилопочтли и бога дождя и плодородия Тлалока. У входа в святилище бога Уицилопочтли нашли жертвенный камень, у лестницы святилища Тлалока — каменную статую «посланника» - посредника между миром богов и миром людей. Из монументальных творений уцелело немногое: фундаменты храмов в городе Мехико, городские стены в Уешотле, круглый храм в Калиштлауаке и храм в Малиналько, имеющий форму пирамиды и вытесанный прямо в скале. К сожалению, до нас не дошло ни одного имени архитектора, скульптора или художника ацтеков. Но историки искусства единодушно ставят архитектурные ансамбли ацтекских зодчих в один ряд с самыми выдающимися творениями мастеров древности и средневековья в Старом Свете.

АРМИЯ АЦТЕКОВ
Военное дело у ацтеков достигло высокого уровня. Они имели постоянную армию из профессиональных солдат, общинное ополчение и рыцарские ордена — "Орден Орла" и "Орден Ягуара", готовившие для государства храбрый и опытный офицерский корпус. Кроме того, все вассальные города и области в случае необходимости предоставляли правителям Теночтитлана определенное количество воинов. Войска состояли из 8.000 воинов легионов, которые делились на более мелкие единицы числом около двадцати. Каждое подразделение имело свое знамя, украшенное яркими перьями птиц. Армия ацтеков имела разветвленную сеть лазутчиков, которых называли "мыши". Монтесума — последний правитель ацтеков постоянно принимал участие в бесконечных войнах, которые вели ацтеки за расширение границ своей "империи". Победоносные ацтекские знамена видели и в таких далеких краях, как Атлантическое побережье Гондураса, Гватемала, Сальвадор и Никарагуа. Испанцы определяли общую численность ацтекской армии в 150.000 человек. Такого числа солдат не имела тогда ни одна европейская держава.
   
Любопытно выглядела церемония объявления войны. К правителям еще непокоренного города направлялась делегация, чтобы уговорить добровольно присоединиться к Тройственной Лиге и выплачивать дань (в совершенно немыслимых размерах!), взамен предлагая охрану и разрешение торговли в Теночтитлане. Если город не выражал согласия, посол от имени Лиги безвозмездно передавал ему щиты и копья ("чтобы вы не могли сказать, будто бы мы напали на вас, когда вам нечем было защищаться".) Через двадцать дней ацтеки повторяли свои требования, и ждали еще двадцать дней, и только тогда, в случае несогласия объявляли войну. Но и после этого жрецы-прорицатели ацтеков выбирали благоприятный день для начала наступления. Ацтекский воин был вооружен луком и стрелами, копьем с наконечником из обсидиана и защищал себя деревянным щитом, обтянутым кожей. Но ацтеки предпочитали сражаться в рукопашном бою один на один, чтобы продемонстрировать личную доблесть и взять противника в плен. Приобретение пленных являлось одной из главных целей военных походов, — их приносили в жертву богу войны Уицилопочтли. Своей судьбе пленный не сопротивлялся и из плена никогда не убегал. Известен ряд случаев, когда пленный, по какой-либо причине не принесенный в жертву, сам домогался осуществления предначертанного ему удела. Так было с одним из тласкаланских вождей Тлауиколе, прославившемся своими подвигами в боях с ацтеками. В конце концов его захватили в плен, но поскольку ацтеки почитали отвагу более всех человеческих качеств, они не убили его и даже доверили ему командование одним из отрядов собственных войск. Тлауиколе с успехом участвовал в победоносном походе против тарасков, но, вернувшись в Теночтитлан, потребовал, чтобы его наконец убили на жертвенном камне. И вскоре кровь его сердца окропила верующих в главном храме Теночтитлана. Если по какой-либо причине пленный не был умерщвлен, часто случалось, что он кончал жизнь самоубийством, чтобы хоть таким образом отдать богам свою кровь, эту самую высокую в их глазах жертву.
Воины, погибшие в сражениях, становились воинами-орлами и сопровождали бога солнца, когда он ночью пересекал подземное царство с запада на восток, чтобы утром вновь подняться над землей.
   
Когда ацтеки не воевали, была так называемая «цветочная война» — что-то вроде рыцарского турнира средневековья. В этих военных играх соревновались между собой «команды» дружественных городов (например, Теночтитлана и Тескоко). «Команда», побежденная в боевом состязании, приносилась в жертву богам. Эти цветочные войны служили доказательством того, что война у ацтеков на ряду с политико-экономическим назначением, преследовала еще и другую важную цель — быть самым великолепным, самым массовым и, следвательно, самым кровавым богослужением.
   
Города, которые сопротивлялись ацтекскому владычеству (например Шочимилько) были стерты с лица земли. Ацтеки овладели территорией от побережья Мексиканского залива до Тихого океана, став подлинным бичом божьим для всех соседних земель. Всякое общество, могущество которого держится на принуждении,  в конце концов ослабевает. Когда испанцы скрестили свои мечи с обсидиановыми мечами ацтеков, в Тройственном союзе уже образовался раскол, а на помощь подвластных племен они не могли положиться. Это и сказалось на ходе и окончательном результате роковой схватки.

Всего за два столетия, унаследовав опыт предшественников, ацтекам удалось создать могущественное государство, по своей силе сравнимое с Римской империей. Однако воинственные ацтеки — «римляне» Нового Света, не смогли противостоять испанским за-воевателям, но и Римской империи не удалось стать вечной.