Детский рисунок

Карпенко Саша
Опыт интерпретации.

Исходные данные. Автор – неизвестен.  Время создания рисунка – приблизительно 1982 – 83 г. Место – Алушта.

Верхняя часть пространства приплюснута к земле. Лист использован по ширине полностью, а по высоте только наполовину. Солнце очень низко. Ребенок не воспринимает верха. Он, вероятно, и не смотрит вверх. Там для него слишком мало информации, не за что зацепиться мышлением. С другой стороны, неравномерное использование пространства листа можно объяснить тем, что ребенок, вероятно, рисовал на столе и до верха листа просто трудно было дотянуться (через уже нарисованное). Если  бы рисовал на полу, то композиция была бы более равномерной.

Солнце примитивно круглое, хотя, наверняка, он никогда не видел, что оно круглое. (Это какой-то общепринятый стереотип.) Солнце в виде двух кругов. Почему? Закраска небрежная, чисто символическая. Ребенок рисует не картину, а выражает свое сиюминутное мнение о реальном мире. Рисунок для него не документ посланный в будущее, а просто высказывание графическими средствами. С таким же успехом он говорит слова, выражает свои мысли, но не запоминает их, не строит из них (пока) систему своего мировоззрения.

Люди на рисунке по своим размерам сравнимы с размером автомобиля. То есть для ребенка пока главным и единственным мерилом является человек, он живет среди людей. Техника существует для него где-то на втором плане, он ее еще не вычленяет из общего мировосприятия. Поэтому же на рисунке нет домов, столбов, деревьев (сопутствующего фона). Ребенок, конечно, видит их (знает их), но не замечает. Он не акцентирует на них свое внимание, они для него не являются отдельными особыми сущностями, достойными изображения.

Машина нарисована условно, схематично, хотя все основные детали существуют. В отличие от пространства машина наоборот сплюснута по вертикали. Это, наверно, от того, что ему она всегда, когда он подходит к ней, кажется большой, огромной. Можно точно определить, что это автобус. Потому что есть окна салона. Но вот как рисовать эти окна по памяти ребенок не знает (а с натуры он еще не рисует). Верхнего ряда окон не должно быть. Но ребенка это не смущает. Для него главное – свое собственное выражение.

Странно выглядит явно выраженный руль, но без водителя. Ребенок, наверняка, знает, что есть машина и есть дяденька-водитель. Но то, что машина едет при наличие обоих составляющих «машина-водитель» он еще не знает. (Кстати,  этому никто и не учит. Взрослым это кажется само собой разумеющимся. Это то знание, открытие которого каждый человек делает самостоятельно.)

Возможно, конечно, машина стоит. Как выразить едущую машину даже не каждый взрослый знает (штрихи скорости сзади, поза, эмоция водителя).
Флаг на машине, как и обычно, яркий, красный, развевается на ветру, поэтому красивый, сразу бросается в глаза и запоминается. (Сначала из внешнего мира вычленяется то, что движется). Но флаг повернут по ходу машины. Такое может быть только на паруснике, то есть более тонкие законы природы ребенок не воспринимает. Он уже, наверняка, знает, что существует ветер, но еще не понимает, что ветер образуется и при движении тела. (Я лично четко осознал это, только когда в первый раз проехал, стоя, в кузове автомобиля, т. е. где-то в 16-17 лет.)

Людей обычно дети рисуют хорошо, но схематично. Хорошо, потому что сами являются людьми и живут среди людей (всегда есть возможность посмотреть на человека) и схематично, потому что дифференцировать, вычленять простое в сложном они еще не умеют. Даже не все взрослые это могут (не могут заглянуть в глубь, суть явления).

Все оконечности человека логически завершены своими функциями. Ноги – для того, чтобы стоять на земле. Руки – для того, чтобы что-то делать. Голова – для того, чтобы носить украшение.

Рисунок, вероятно, рисовала девочка. Потому что наряды вырисованы с некоторыми деталями – фартучек, плиссированная юбка с кофточкой, а не просто единое платье.

В руках обычные праздничные атрибуты: шары и флажки. Атрибуты явно детские. То есть ребенок опять-таки исходит из самого себя, изображает то, что он сам делает, может делать. (Поступки взрослых, по большому счету, для него еще загадка). Корзинка в руке, конечно, не праздничный атрибут, но зато чисто женский – небольшая косметическая сумочка (заменяет карманы у мужчин).

Земля изображена плоско и фундаментально. Ребенок находится близко от земли и большей частью видит ее. Горизонт его видения широк и очень заземлен.
В целом картина композиционно завершена. Можно было бы подрисовать еще небо или облака. Но тогда солнце окажется неоправданно низко. Композиция рождалась и создавалась в процессе действия, по мере рисования. И закончилась тогда, когда пространство листа оказалось равномерно занято. Что говорит о чувстве меры. Нет чрезмерного нагромождения деталей (персонажей). Нет попытки втиснуть более того, что достаточно для выражения (данной) мысли.
09.06.83 -30.03.09