Тонино Гуэрра. Кино рождается в нищете

Ольга Боровских
(о великом мастере и современном кинематографе глазами студентки ВГИКа)

Мне кажется,  что если долго находиться рядом с этим человеком, то непременно можно стать талантливей… Ну  а если не талантливей, то уж точно рано или поздно, напишешь грандиозный роман или новеллу, или сценарий. А может, снимешь фильм. Нет, даже не фильм, а КИНО… Даже десятиминутная беседа с этим человеком может родить в тебе вдохновение на месяцы вперед. Он настолько прост и проницателен, что может открыть глаза даже самому слепому человеку. Лишь при одном условии, если тот поверит Тонино хоть немножко…

В первом институте один преподаватель, принимая у меня зачет, сказал: «Ваша главная проблема в том, что вы не умеете мыслить критически»…  Возможно, здесь яркий пример проявления этого моего неумения. Несколько раз я сталкивалась с людьми, которые либо нейтрально, либо категорично были настроены против такого рода мероприятия. Некоторым действительно неинтересно слушать старика в девяносто лет. Ну что он может рассказать? Действительно, наверное, ничего, что сможет изменить жизнь этих людей. А мое неумение критически мыслить помогает мне впитать в себя капли, зерна наблюдений человека, которого я считаю Мастером. Оно помогает вдохновиться, просто сидя в зрительном зале в течении двух часов и слушая его, наблюдая за его мимикой, жестами, произношением.

Тонино Гуэрра во ВГИКе озвучил очень много чрезвычайно важных мыслей. Главное, услышать их. Как в той истории, которую он рассказывал (на первом мастер классе в доме кино) о своей встрече с обычной уличной скамейкой.  Проходя мимо и посмотрев на нее, он вдруг увидел все то, что скрывается за этой обычной скамейкой: тех людей, что когда-то на ней сидели, тех, что проходили мимо и то одиночество, в котором она пребывает теперь. Скамейка покрылась мхом, краска выцвела, дерево, возможно где-то прогнило, и больше на ней не сидят прохожие, размышляя о том, как прекрасен этот день. Так вот и сам Тонино – это та скамейка, на которой сегодня почти никто не сидит. Когда-то работавший с величайшими гениями кинематографического искусства, сегодня он остался один. Все его друзья, коллеги для которых он писал – Феллини, Антониони, Тарковский – все уже умерли. Остался он один.  Теперь важно увидеть его, услышать, а не просто поучаствовать в таком мероприятии, как его мастер-класс для московских студентов-киношников.
Итак. Советы мастера для нас – нового поколения кинематографа, переживающего еще больший кризис, чем мы, со своим финансовым. Сегодня кинематограф находится на такой стадии, когда он может умереть как искусство, превратившись в обычный аттракцион, как например игровые автоматы или компьютерные игры.  А может и родиться вновь, как птица феникс, из собственного же пепла.  Разница между современным кино и тем, что мы привыкли называть классикой, колоссальна. От чего? Почему в 50-60е годы попадалось больше гениальных фильмов? Потому что мир, выходящий из кризиса второй мировой, собирающий себя по кусочкам, был готов к новым формам, ему нужно было собирать все лучшее, что осталось…И находились смельчаки, которые ловили в воздухе все то, что было важно для человека и превращали это в кино. Без высасывания из пальцев и выдумывания конфликтов в псевдодраматургии.  Их не страшили технические проблемы и бедность, в которой находилось общество.
Например, неореалисты делали свои первые фильмы, склеивая фотопленку… Они снимали на улицах и в квартирах, не имея возможности тратиться на дорогие павильоны.  Порой, даже актеров приходилось брать с улицы. И это лишь потом превратилось в прием. Изначально ведь, это была необходимость.

И что происходит сегодня? Без войны мир сам по себе подошел к точке, в которой неизбежны перемены кардинальные. Перемена нравов и образов жизни, общественного мнения и принципов… Все, что было ТОГДА устарело. Как бы мы не отрицали это. Мир естественно развивается дальше, вступает на новую ступень своего пути. И теперь, как и тогда, вновь необходимы новые формы. Сегодня, когда снова нет денег,  уже не должно быть так важно, как много человек было в группе, снявшей фильм, сколько денег было в бюджете, как долго выставляли свет...  Сегодня можно просто взять маленькую камеру – «мыльницу» и снять фильм. И снять такой фильм, который будет отвечать на вопросы, занимающие сознание современного человека, а не людей прошлого. Можно снять фильм –мироощущение сегодняшнего дня… Имея в руках одну только камеру, можно сделать очень много. Главное, знать, чего ты хочешь, и как ты хочешь это сделать.

А вот более конкретные советы Тонино Гуэрра для тех, кто хочет быть сценаристами.

По собственному опыту, Тонино Гуэрра убежден, что нельзя писать в стол. Что толку писать сценарии, которые не найдут своей реализации? Для этого всегда можно написать рассказ или роман. Кстати, о писательстве. Гуэро уверен, что для того, чтобы быть сценаристом, в первую очередь необходимо писать вообще. Вы должны уметь писать, иметь что-то своё. И для того, чтоб найти для себя режиссера, который по вашему стилю сможет понять, сработаетесь ли вы, или нет. И для того, что, как ни крути, кино – это детище режиссера, и   в меньшей мере сценариста…
Сценарист должен быть кладезем образов и историй. Помимо хорошей фантазии отлично помогает ежедневное прочтение разных газет. Вырезки с интересными заметками Гуэро всю жизнь вклеивал в специальную книгу.  Образы из нее появлялись в фильмах «Амаркорд» Феллини и «Ностальгия» Тарковского, например. 

И, наконец, самое важное...

… ВИДЕТЬ, А НЕ СМОТРЕТЬ…