Сенот - жертвенный колодец. Одинокие гении Юкатан

Татьяна Витакова
Несколько  дней мы посвятили изучению удивительных природных водоемов - сенотов. Среди зарослей сельвы разверзается огромная дыра диаметром более пятнадцати метров, расстоянием до воды двадцать метров. Глубина воды сенота может достигать семидесяти метров. Возле сенотов древние майя справляли многие свои обряды.
   
«Песнь о цветке» — магическая церемония, целью которой было приворожить любимого. Обращаясь к богине луны Иш Моль, девушки бросали в воды сенота:

   «…Душистые цветы жасмина
   В дар, индюка и новые сандалии,
   И лучший из сосудов, и ленты для волос,
   И раковину звучную…»

Влюбленная девушка входила в бездонные воды колодца, гладь которого покрывали еще нераспустившиеся бутоны цветов, а ее нагие подруги при свете луны кружили в танце под звуки волшебной песни. У священных вод сенота влюбленные клялись любить друг друга всю жизнь.
Свадьбе предшествовала церемония получения цветка водяной лилии, являясь символом «получения жены»:

   «Радостны у всех сердца и мы поем:
   Скоро будет получение цветка.
   И у всех… девиц одни улыбки,
   Лишь улыбки на лице.
   И стучат сердца в груди.
   Воспоем же цветок!»

Но изумрудные воды сенота хранят в своей памяти и жуткие обряды человеческих жертвоприношений. Облаченного в тяжелые нефритовые украшения, отправляли майя посланника к богам:

   «Смири твой дух, прекрасный муж!
   Предстанешь скоро ты перед
   Лицом небесного владыки…
   И только радость в твоем сердце:
   Ведь ты из всех потомков лучший,
   Чтоб донести слова всех поселян
   До нашего прекрасного владыки,
   Того, что пребывает
   Над здешнею землей».

Для моего проводника Хорхе Кокома сенот оставил незабываемые воспоминания: в двенадцатилетнем возрасте он проходил обряд посвящения — прыжок в сенот. Мальчика едва удалось спасти. Недавно Хорхе перенес очередную операцию на позвоночнике.
   
В 16 веке, после прихода испанцев и принудительного обращения индейцев в христианство, «девственную воду» сенотов стали использовать в обряде… крещения. Жрец бросал в священную воду цветы и произносил заклинания. Затем смачивал крестившимся лоб и глаза, повторяя трижды: «Ах, ах, ах!», — что означало: «Проснись!», «Оживи!»
   
На границе штатов Кинтана-Роо и Кампече, в глубине сельвы,  мы обнаружили никем неисследованный ранее высохший сенот. Глубина его была около двадцати метров. Очень символично, соединяя мир мертвых с миром живых, из центра сенота росло высокое, увитое лианами дерево. По нему мы, пренебрегая опасностью, спустились на дно колодца, которое сплошь было усеяно осколками редкой керамики и костями некогда сброшенных жертв. Мы испытывали благоговейный трепет перед этим колоссом, седые камни которого были свидетелями ужасающих тайн. Фрагменты керамики указывали на то, что религиозные обряды совершались в первом тысячелетии нашей эры, в период расцвета цивилизации. Под грудой обвалившихся камней обнаруживались и более древние черепки. Возможно более тысячи лет человек не приближался к этому колодцу и не нарушал спокойствие богов. Боги в тот день были милостивы к отчаянным русским.