В гостях у шамана. Одинокие гении Юкатана

Татьяна Витакова
Однажды я сказала своему проводнику Хорхе, что должна обязательно встретиться с шаманом —индейским магом.

— Это очень опасно. Они не любят белых людей, — предупредил меня Хорхе.
— Если шаман настоящий, то он видит душу человека, и ему все равно, какого цвета его кожа, — возразила я.
— Попасть в индейскую общину белому человеку практически невозможно, — ответил он.

Индейцы не любят американцев — «гринго». Индеец для гринго — человек второго сорта, дикарь.
   
Везде нас принимали за гринго, что было крайне неприятно, и очень удивлялись, узнав, что мы русские. Как оказалось, к русским в Мексике относятся очень хорошо. Ни разу ни один из проводников не взял с нас деньги. В благодарность, в лучшем случае, удавалось уговорить их принять фрукты или бутылку воды.
 
В индейское селение Тихосуко нас пригласили на церемонию благодарения бога дождя Чака за первый урожай в этом году.
   
Алтарь изобиловал яствами — плодами первого урожая. Обращаясь к богу, шаман Северино произнес слова благодарения, держа в руке чашу с волшебным настоем из трав. Индианки раздали нам тыквенные плошки с кукурузной кашей, из которых нелепо торчали вместо ложек куриные когтястые лапы. Индейские женщины и дети с улыбкой наблюдали за тем, как мы растерянно пялились в тарелки.
   
Неожиданно с ясного неба закапали крупные капли дождя. Мы переглянулись: шаман вызвал дождь! И замелькали в наших руках куриные лапки не хуже привычных ложек, опустошая тык-венные миски. Чтобы не обидеть индейцев и их бога, на всякий случай я обглодала каждую косточку куриной лапки.
 
Редкие капли дождя обратились в тропический ливень, и мы спрятались в бамбуковой хижине. Я было собралась вооружиться фотоаппаратом, но в хижине было темно и тесно, в ногах возилась ребятня, сновали цыплята. В гамаке, не реагируя на шум, спал ребенок.
Через час мы уже тряслись в машине, преодолевая ухабы размытой дождем проселочной дороги. Мы ехали к Северино на сеанс целительства.
   
В Мексике попрежнему почитают деревенских шаманов. Древние обычаи до конца не забыты. Образ мученика Христа вполне соответствовал «языческим верованиям».
   
В XVI веке Диего де Ланда писал в своем дневнике: «…Жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать иероглифы и рисунки, которыми они объясняли значение своих писмен». У великих жрецов были помощники  чиланы, или пророки. В их обязанности входило прямое общение с богами, истолкование знамений и таинственных примет. Другие жрецы — наконы и чаки — проводили ритуальные обряды и жертвоприношения.
   
Шаман Северино был очень стар, его глаза излучали тепло. Он готовил снадобья на своем алтаре. Горели свечи. Изображение Девы Марии украшали цветы.
   
Ритуал очищения длился долго. Я сидела перед алтарем, закрыв глаза. Обмакивая ветку в волшебном настое, он окроплял мое тело  душистой жидкостью. На языке майя звучала бесконечно длинная молитва. Северино перечислил имена всех святых, которые должны были оградить меня от злых духов, очистить мое тело от болезней. В конце обряда нужно было трижды умыться «девственной водой», приложить ладони с чудодейственной жидкостью к лицу и глубоко вдыхать.
   
В благодарность за проведенный ритуал я подарила индейскому целителю берестяную коробочку, чтобы он хранил в ней свои камешки для общения с духами и прочие ритуальные предметы. На прощание мы крепко обнялись и поцеловались, как принято у мексиканцев.
Перед тем, как уехать из Тихосуко, мы окунулись в священные воды сенота, завершив обряд очищения.