Кохунлич. Одинокие гении Юкатана

Татьяна Витакова
Наш старенький «комби» с трудом преодолевает ухабы проселочной дороги. С высоты птичьего полета микроавтобус, наверное, напоминает смешного жука, двигающегося по тропинке среди гигантских растений. Ветки диких деревьев и кустарников с шумом врываются в окна, стучат по обшивке машины, не желая пускать нас в свой таинственный мир.
   
Вот уже много лет ученые-американисты пытаются разгадать тайну древней цивилизации майя, погребенной в толщах земли и непроходимых зарослях джунглей. Наш путь пролегает по юго-востоку Мексики, по жаркому полуострову Юкатан. Именно здесь когда-то возвышались дворцы, храмы и пирамиды одной из самых блистательных цивилизаций.
   
Дорога, по которой натуженно скрипя рессорами, передвигается наш «комби», постепенно исчезает в зарослях сельвы. Дальше придется идти пешком.
Нас пятеро. Галина Ершова — руководитель группы, директор Центра мезоамериканских исследований им. Ю. Кнорозова. Сотрудники центра: Евгения Семакина, Александр Сафронов, Евгений Красулин.
Мы шаг за шагом преодолеваем дикую мексиканскую сельву — непроходимый тропический лес. Впереди группы проводник-индеец прокладывает тропу мачете. Мы идем след в след, стараясь не отставать друг от друга, уворачиваясь от режущих листьев, раздвигая и перешагивая змеиные кольца лиан. Дикая жара. Рой москитов преследует нас. Плотная экипировка. Тяжелые рюкзаки с аппаратурой, медикаментами и запасом воды. Проводник то и дело предупреждает нас об опасности со стороны змей. И эта опасность не замедлила появиться. Желтобородая Мария-Барбара, неразличимая среди лиан и явно не ожидавшая гостей, застыла перед смертоносным броском. Мы в ужасе отшатнулись. Сверкнуло мачете проводника, — и двухметровое тело ядовитой змеи извивается в предсмертных конвульсиях.

После нескольких часов пути по сельве перед нашим взором предстает величественная пирамида Солнца древнейшего города Кохунлич. Шесть огромных двухметровых масок бога Солнца располагаются по бокам широкой лестницы друг над другом, по 3 с каждой стороны.   
Мы долго поднимаемся на одну из самых больших пирамид. Ступени очень высокие, что делает восхождение значительным и неторопливым. Возможно, много веков назад здесь отправлялись жестокие религиозные обряды. Обсидиановым ножом жрец вскрывал жертве грудь, и, стремительно вырвав сердце, окроплял кровью изображение бога.
   
И вот мы на вершине огромной рукотворной горы, которую венчает святилище — небольшое каменное строение. Когда-то, вышедший из святилища в нарядной одежде из перьев кетцаля правитель обращался к многотысячной толпе от имени бога Солнца. Перед нами, как некогда перед правителем, распахнулись необъятные просторы. Дух захватывает. Голова идет кругом. И мы представляем, как сияли неповторимой белизной дворцы и храмы этого города, ныне погребенного в зарослях сельвы. Участь Кохунлича постигла более восьмисот майяских городов.