Идеи и капитал

Виктор Морозов
      Древнейшая история человека свидетельствует о его первых попытках соприкоснуться с самой сутью действительности при помощи своего воображения, идей. Начиная с примитивной экономики, возникшим разделением труда, люди стали обмениваться изделиями своего труда. Потребность в обмене становилась все более существенной, что дало основание ещё Адаму Смиту истолковать её как главный импульс, движущий человеком. Увлекаясь этой идеей, он считал потребность в обмене свойством человеческой природы и писал: «Никому не приходилось видеть, чтобы одна собака сознательно менялась костью с другой». Не станем спорить с классиком, а согласимся с этой мыслью в другом. Её можно признать справедливой, но в том смысле, что процесс развития рынка постепенно привел к тому, что человек теперь готов воспринимать ход своей жизни как выгодное помещение капитала. Человек почти смирился с идеей о том, что инвестируемый им капитал – это и есть его жизнь и его личность. 

     Все, что представляет ценность для человека, превращаясь в капитал, обретает движение. Движение капиталу придают люди, реализуя тем или иным способом свои цели, идеи. Движение капитала происходит в среде, которая замкнута известным пространством товарно-денежных отношений. Д-Т-Д – самая простая форма движения капитала. Поскольку движение создается усилиями многих - оно неравномерно. Неравномерности  движения регулируются посредством рынка различных товаров. Рынок – это среда, пространство которой служит для обмена товаров, регулирования производства и движения капитала.


     На рынке встречаются  товары, обладающие различной стоимостью. Наряду с обычным товаром, люди способны самостоятельно, используя только свои творческие ресурсы, создавать удивительный, необыкновенный товар - идеи. Каждый человек «производит» идеи и может получать поощрение за такой труд, но сама идея не имеет абстрактной стоимости. Идеи «производит» индивидуально человек, а не капитал как общественный феномен.  В результате на рынке всегда присутствуют три типа товара: товар(о), товар(-) и товар(+). Товар(о) – товар обычный, который обладает абстрактной стоимостью и потребительной стоимостью. Товар(-) – идея, обладающая только потребительной стоимостью, которая  сильно зависит от капитала и его движения. Товар(+) – идея, обладающая только потребительной стоимостью, но слабо зависит от капитала и его движения.

      На рынке идеи, обладая только потребительной стоимостью, обмениваются на товар(о), а обычные товары обменивается друг на друга. Для рынка идеи отличаются только одним – степенью зависимости от капитала. Товар(-) - это идея, которая ориентирована на капитал, поскольку именно там находит свое применение, использование, внедрение. Благодаря сильной связи с капиталом, такую идею относительно просто обменять на рынке на обычный товар. Товар(+) – это идея, которая относительно свободна от капитала. Товар(+) не предназначен только для утилитарного использования, а служит развитию  творческих возможностей человека. Из-за слабой связи с капиталом такую идею обычно сложно обменять на рынке на обычный товар. Присутствие на рынке товаров не одного, а сразу всех трех типов, придает капиталу как особую подвижность, так и сложности в его регулировании. Развитость рынка во многом определяется его способностью ощущать присутствие не только товаров обычных, но и идей.

      Люди не могут не творить, не «производить» идеи. Их идеи ложатся в основание мировоззрения каждого человека, изменяя и пространство возможного развития людей, и рынка товаров в том числе. Реализуясь в технологиях, проникая в повседневность  человека, идеи несут с собой и качественно новые проблемы для движения капитала. Удивительно, но отсутствие  спроса на идеи, недостаток их предложения, так же, как и «перепроизводство» идей, говорит о недостаточном уровне развития рынка. Огрубление рынка или, наоборот, его аморфность, нечувствительность или всеядность к присутствию идей  приводит к хаосу особого, системного, глобального уровня.   

     В прошлом была очень популярной шутка о том, что в Европе бунтует мужик, которому очень захотелось стать барином, а в России бунтует барин, задумавший податься в мужики. Удивительно, но в этой очень старой байке оказалось немало пророчеств. Теперь и впрямь часто можно услышать о  жизни современного барина. Но, чтобы не обижать мужика, вспомним все же, что вкладывали в это понятие в прошлом: «Мужик – муж, простолюдин, человек низшего сословия, крестьянин, пахарь, семьянин и хозяин» (В. Даль). Если эти определения обобщить применительно к современности, то окажется, что мужик – это просто хозяин. Да, мир внешне очень преобразился, но по-прежнему так и держится на плечах трудолюбивых, грамотно мыслящих хозяев - мужиков. Прошедшая история многое изменила и теперь барин не хочет больше становиться мужиком, но мужик по-прежнему неравнодушен к барину. Это притяжение к барину живо оттого, что, согласно  В. Даля, « барин – господин, человек высшего сословия, всякий, на кого другой служит ….». Еще для очень многих быть барином – это как тайная страсть, которая может до поры до времени не давать о себе знать. Читая внимательно наших литературных классиков, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, можно многое узнать о том, как они сами и персонажи их творений боролись с подобной страстью.
 
     На страже очередного идеализированного образа барина всегда стоял и продолжает стоять его главный хранитель и адвокат – государство. Оно властно и юридически «подковано», даже не всегда осознавая последствий, стремится укрепить границу между новым барином и мужиком, сделать её естественной, труднопреодолимой, вечной. Если кто-то и пытался её преодолеть мирным путем, то прикладывал очень много сил и изворотливости – ловил удачу. Начиная, таким ловцам удачи приходилось много работать головой и руками, бороться, создавая, храня и преумножая свои  личные капиталы. Но эти личные капиталы, как и любые другие, стекались ручейками и  «обобществлялись», образуя целостность. В различных государствах капитал функционировал по-разному, где-то более эффективно, а где-то менее. Это определялось многими факторами, но важно другое - человек всюду, как мог, учился управлять движением капитала через особую среду – рынок. И такой посредник действительно предоставлял возможность регулировать движение капитала. Однако происходило и происходит это через спрос и предложение не только на обычные товары, но, одновременно, и на идеи.
 
     Известно, что движение  капитала потенциально ничем не ограничено, но вот рынок, регулятор его движения, постоянно флуктуирует между альтернативными состояниями. Открытость рынка – это только возможность, которая по ряду причин может полностью себя исчерпать и обратиться в свою альтернативу – замкнутость, закрытость. Традиционный нам рынок преодолел множество преград, которые возникали в прошлом на пути его открытости, и вышел на оперативный, глобальный простор. Однако, совершая этот естественный и необходимый путь, современный рынок почти исчерпал свои способности регулировать движение капитала. Современный капитал – это как автомобиль, мощность двигателя которого непрерывно возрастает, а система управления им остаётся на прежнем уровне. Движение капитала остановить невозможно, а сам регулятор этого движения логически и исторически себя практически исчерпал.   Неизбежность дальнейшего движения капитала, с одной стороны, и неспособность человека осознанно изменить среду, в которой это движение происходит и регулируется, с другой стороны, с необходимостью ведет к радикальному, бесконтрольному изменению рынка. Рынок самостоятельно, все больше и больше будет инициировать спрос и предложение на особый тип товара – идеи. Однако для рынка идея идее рознь только в одном – в степени зависимости от капитала. Именно поэтому среди них оказывается немало таких идей, которые способны упрощать регулирование рынком, но так, что сводят его к примитиву. Этот путь «упрощения» регулирования движением капитала обращает все сложности микро- и макроэкономики к элементарному воровству, ловкачеству, обману, жульничеству и политиканству самой низкой пробы. Все основные сбои в функционировании современного рынка, которые, мы уже можем наблюдать, сопряжены именно с такой его «непростой» перестройкой.

     Глобальный рынок формировался на протяжении длительного времени и вот теперь, когда он практически исчерпал свои возможности, его спонтанная «перестройка» обязательно будет идти со «сбоями». Если совсем недавно такие «сбои» были относительно редки и могли касаться отдельных регионов, то теперь они будут чаще, глубже, масштабнее. Рынок «самостоятельно» перестраивается, «разворачивается», изменяет положение своих «полюсов», свою «геометрию». Дальнейшее изменение рынка все ближе подходит к своей точке бифуркации. Эта точка будет пройдена обязательно и в ближайшем будущем. Однако до этого момента «трясти будет всех», поскольку придется определяться с основным для многих альтернативным выбором – с дальнейшим движением капитала не отдельных стран, их союзов, а глобально. Этот выбор будет очень болезненным, но важным, поскольку  рынок после этого может измениться так, что «захлопнется» как мышеловка раз и навсегда, навечно. По историческим меркам, такая «захлопнувшаяся» среда просуществует совсем недолго, но последствия выбора именно такой альтернативы предугадать невозможно.

     Странно, но за, казалось бы, простым решением в прошлом - что и как потреблять и что и как производить – теперь может стоять выбор судьбы для  всей цивилизации. Ещё на заре этого процесса, изощренный ум человека придумал много способов влиять на процесс движения капитала, используя рынок. Причем делал он это порой так виртуозно, что капитал рос не реально, а виртуально, «раздуваясь», «наполняясь» пустотой. В художественной форме о возможности такого превращения капитала нам рассказал еще Н.В. Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души», где Чичиков превратился в барина, создав виртуальный капитал. Чтобы такое стало возможным, необходимо было узаконить многие сомнительные стандарты методов воздействия на рынок и движение капитала. На рынке эти стандарты поддерживали энергичные и предприимчивые игроки, но первыми среди них оказались государства. Государства  активно воспользовались новыми возможностями рынка и роста капитала в области их виртуального развития. Но случилось это не только потому, что среди игроков на рынке появились чиновники, подобные Чичикову, а потому, что этого требовал сам рынок товаров как среда для регулирования движением капитала. А Чичиков – это образ обыкновенного человека, каких не счесть в любой стране, которая служит им уютным жилищем и убежищем. Единственное, что выделяет этого человека – гипертрофированная страсть, идея - непременно стать барином.

     Так называемый финансовый кризис, который мы наблюдаем – это не проходящие сложности рынка и капитала. Состояние современного рынка является отражением более глубокой проблемы, которая имеет прямое отношение к человеку, его сущности – это проблема нравственного выбора  людей, проживающих на Земле. Фактически мы все являемся зрителями и участниками глобальной драмы, в которой происходит борьба персонажей не за «металл», а за человека, за жизнеспособность Мира его идей. Не только товары сталкиваются на рынке, а целые Миры идей в поисках своей целостности, единства создают хаос. Хаос возрастает каждое мгновение и от того сумеет ли человек его обуздать, разглядеть в его внешне беспорядочном движении смысл, зависит будущее и зрителей, и участников этой драмы. Не разглядев этого смысла даже в своей исходной простоте, человек рискует свести надежду многих поколений к труду героя мифологии - Сизифа, жившего и правившего в своём городе Эфире.   Молва плохо сохранила то, как жил и правил изворотливый, удачливый Сизиф и какие числятся за ним прегрешения - существуют разные мифы. Однако точно известно, что он был жестоко наказан на вечный и бессмысленный труд Гермесом. Конечно, современному, хорошо образованному, деловому человеку трудно поверить в существование такого бога как Гермес, от которого может зависеть состояние торговли, рынка. Но ведь и Сизиф не верил, что с ним случится такая метаморфоза, и он из барина превратится в голодранца, вынужденного вечно заниматься бессмысленной работой.